слово или фраза, символизирующие некоторое представление или явление.
ПОНЯТИЕ
Понятие
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Понятие
является типом значения, в конструирование которого привлекается логическая форма организации конструирующего мышления. Понятие обладает высоким уровнем абстрактности и содержательно относимо к «идеальному» объекту.
Источник: Методологический словарь для управленцев
Понятие
Смысл или значение, переданное термином. Формулировка описательных и объяснительных понятий занимает центральное значение в любой дисциплине. В социологии подразумевают существование основных понятий в форме категорий и собственно понятий. Каждое понятие может быть операционализировано на структурные части, а его социальная сущность представлена в системе показателей и индикаторов.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ПОНЯТИЕ
concept) - смысл или значение, переданное термином. Формулировка описательных и объяснительных понятий занимает центральное значение в любой дисциплине. Ввиду отсутствия в социологии четко сформулированных объяснительных теорий, то, что обычно упоминается как социологическая теория, состоит из более свободных сочетаний описательных и объяснительных понятий. См. также Чувственное понятие.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ПОНЯТИЕ
англ. notion/concept/ conception; нем. Begriff. 1. В философии - форма мышления, выражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная политическая функция - определение общего, к-рое достигается отвлечением от всех особенностей отдельных предметов (явлений) данного класса. 2. В логике - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Понятие
это форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений [11.– С.400]. –обобщение существенных признаков и сторон предметов, явлений, процессов. Понятия не статичны, они находятся в состоянии развития, изменения, они не абсолютны, не окончательны. Каждой науке присущи определенные понятия, концентрирующие накопление знания. Образование понятий – сложный процесс абстрагирования, идеализации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключения [5.– С.136].
Источник: Социология. Словарь.
Понятие
Поняття. Concept. 1. Смысл и значение термина. 2. Логическая форма определения, которое может быть описательным или объяснительным. 3. Представление о содержании какого-либо явления или процесса. Первое значение термина предполагает необходимость процесса освоения научной системы понятий, описывающих и объясняющих предмет; второе – умение самому заниматься познавательной деятельностью; третье – уровень духовного развития, выражаемый в осознанном участии в социальных процессах. В социологической теории культуры и социологической теории вообще интерпретации осуществляются преимущественно в описательной форме, что свидетельствует о а) преимущественной ориентации ученых на эмпирический уровень познания и б) степени общего развития данных областей научного знания.
ПОНЯТИЕ
форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П.: "молекула", "атом", "электрон". Они образовались не только через сравнение наглядных образов, но и путем применения логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, идеализации и т.д. Каждое П. характеризуется со стороны его содержания и объема. Содержание П. - это совокупность отраженных свойств предметов. Например, в содержании П. "атом" в числе других признаков входит признак "быть мельчайшей частицей химического элемента, сохраняющей его свойства". Объем П. - это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, объем П. "атом" составляет множество, к которому относятся атомы всех химических элементов. Применительно к содержанию и объему П. действует закон их обратного отношения: чем больше содержание П., тем меньше его объем, и наоборот. Если, например, к содержанию П. "химический элемент" добавить признак "неметалл, обладающий наибольшей активностью", то мы получим новое П., объем которого меньше объема исходного П. и которое выражается термином "фтор". Вступая в связи между собой, П. образуют различные виды отношений. Так, объемы П. могут находиться в отношении совместимости (когда они хотя бы частично совпадают) или несовместимости (когда они даже частично не совпадают). В свою очередь, отношение совместимости может быть отношением тождества (объемы понятий полностью совпадают - например, "столица Беларуси" и "самый большой город в Беларуси"); пересечения (объемы совпадают лишь частично - например, "студент" и "спортсмен"); подчинения (объем одного понятия входит в объем другого, но не наоборот - например, "студент" и "учащийся"). Среди отношений несовместимости выделяются: соподчинение (два или более непересекающиеся П. подчинены общему для них П., не исчерпывая его объем; таковы, например, П. "физика" и "биология" по отношению к П. "научная дисциплина") и противоречия (два непересекающихся П. подчинены общему для них П., исчерпывая его объем; например, "справедливая война" и "несправедливая война"). Знание отношений между П. по объему предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение, деление, обобщение и др., способствует углубленному пониманию текстов.
В.Ф. Берков
В.Ф. Берков
Источник: Социология: энциклопедия