ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД

Popper, Karl) (1902—94), философ, австриец по происх. Его перу принадлежат работы с критическим анализом марксизма и психоанализа (к-рые П. называл интеллектуальными суевериями). Однако своей известностью П. обязан достижениям в области философии науки. В работе Логика научного открытия (1934) он заявил, что решил проблему эмпиризма, предложив критерий науки, основанный на фальсифицируемости (т.е. на активном отсеивании тех теорий, к-рые не выдерживают экспериментальной проверки).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПОППЕР Карл Раймунд
POPPER, Karl Raimund) (1902-1994) Сэр Карл Поппер, профессор логики и научного метода Лондонской школы экономики до ухода на пенсию в 1969 г., инициировал ряд важных дискуссий в области философии науки и социальной философии. В философии науки Поппер знаменит своим принципом фальсификации, заключающимся в том, что валидная наука должна стремиться к опровержению, а не к защите выдвигаемых гипотез. Конечным критерием науки, отличающим ее от идеологии, является фальсифицируемость (опровержимость) ее положений. Эту позицию Поппер развивал в работах «Логика научного открытия» (Popper, 1959) и «Предположения и опровержения» (1963). В области социальной теории Поппер критиковал детерминизм, который он связывал с историцизмом и авторитарной политикой в работах «Открытое общество и его враги» (1945) и «Нищета историцизма» (1957). По мысли Поппера, общества должны быть организованы подобно философским аргументам: они должны быть открыты для вопросов и предположений. Поппер утверждал, что крупномасштабное планируемое социальное изменение не может быть успешным, и что возможны лишь частичные социальные реформы. В своих работах в области физики, биологии и других естественных наук — «Об облаках и часах» (1966), «Объективное знание» (1972), «Нескончаемый поиск» (1974), «Открытая вселенная» (1982а), «Квантовая теория и раскол в физике» (1982b), «Реализм и цель науки» (1983) — он отстаивал гипотетико-дедуктивную модель и реализм. Его взгляды на науку критиковались как искусственные, поскольку на практике ученые пытаются отстаивать свои положения посредством верификации, а не опровержения, стремясь к сохранению, а не разрушению существующих парадигм. Что касается взглядов Поппера относительно ограниценности планируемого социального изменения, то они критиковалась за консерватизм. См. также: Позитивизм; Фальсификационизм; Эпистемология. Лит.: Magee (1973)

Источник: Социологический словарь

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД

Popper, Karl) (1902-1994) - родившийся в Австрии философ науки, который с 1945 г. работал в Лондонской школе политической экономии и знаменит своей многолетней защитой фальсификационизма и "критического рационализма". Именно в работе "Логика научного открытия" (немецкое издание - 1934) Поппер впервые заявил, что "решил проблему эмпиризма" (см. также Эмпиризм; Индукция и индуктивная логика), предложив критерий науки, основанный скорее на фальсифицируемости, чем на верифицируемости гипотез (ср. Позитивизм; Принцип верификации). Проводя в жизнь свои взгляды, Поппер защищал Модель сопроводительного закона науки, которая является неотъемлемой частью его представления о фальсификации. Хотя поначалу Поппер интересовался главным образом техническими науками, затем он расширил возможности философии на социальную науку ("Нищета историзма", 1957, и "Открытое общество и враги", 1945). В первом из этих трудов Поппер подверг нападкам формы исторической социальной теории, требующие специального статуса исторических, но при этом они либо преувеличивают возможности научных законов, либо усматривают их невозможность (см. Историзм). Обе формы теории Поппер считает недостаточными для оценки истинного характера законов и теорий в социальной науке, то есть содержащими ограниченные, не безоговорочные предсказания. В "Открытом обществе и врагах" Поппер продолжил критический анализ "историзма", сосредоточившись особенно на Гегеле и Марксе, историзм которых, по его утверждению, делает их "врагами открытого общества". Открытое общество - формулировка предпочитаемого им вида общества, в котором индивидуумы могут стремиться изменить историю и в котором будущее в целом признается внутренне непредсказуемым. Это - единственная форма, совместимая с видом научных законов, возможных в социальных науках, сформулированных с точки зрения ситуационной логики (см. Ситуационный анализ и ситуационная логика) и методологического индивидуализма и ограниченных предсказаний. Подобная уверенность в общем эпистемологическом представлении так же очевидна в другой его концепции: единственную форму социального планирования, оправданную социальной наукой, представляет скорее поэтапная социальная инженерия, чем какая-либо утопическая схема. В изложении и разработке своих представлений Поппер в конечном счете опирался на эволюционную теорию, ибо, как и в биологическом мире, постепенный прогресс знания и общества предполагал "обнадеживающие догадки" - иногда успешные, но в полной мере не предсказуемые (см. также Эволюционная социология). Хотя Поппер называет свою философию "антипозитивистской", она в общих чертах остается в русле эмпирической и позитивистской традиции с ее претензиями на абсолютную обоснованность для науки и единства социальных и технических наук. В последние годы его позиция по науке и социальной науке была подвергнута множеству уничтожающих критических анализов, посвященных: (а) как фальсификационистской модели, так и модели сопроводительного закона (см. Фейерабенд; Кун; Научный идеализм); (б) методологическому индивидуализму; (в) привлекательности его философии благодаря идеологическим факторам.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд
1902-1994) - британский философ, логик и социолог. До 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 1970-х - профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы "критического рационализма" - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма (согласно П., методами последнего "уничтожена не только метафизика, но точно так же и естествознание. Ибо законы природы не более сводимы к утверждениям наблюдателя, чем метафизические изречения"). Основные сочинения: "Логика научного исследования" (1935), "Открытое общество и его враги" (1945), "Нищета историцизма" (1945), "Предположения и опровержения" (1963), "Объективное знание. Эволюционный подход" (1972), "Автобиография (Поиску нет конца)" (1974), "Ответ моим критикам" (1974), "Личность и ее мозг" (в соавторстве с Дж. Экклсом, 1977), "Реализм и цель науки" (1983) и др.
Глобальное миропредставление П. (принципиально не онтологического характера) выступало в облике теории трех миров: мира физических явлений; мира субъективных (ментальных и психических) состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и неподтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и непрочитанные никем книги и т.д.). По П., знание в объективном смысле есть знание без познающего: это знание без знающего субъекта. "Мир" у П. - скорее метафора для обозначения существования разнокачественных уровней реальности. "Третий" мир нигде не локализован и относительно автономен, ибо любая теория или идея - первооснова для любых немыслимых для ее авторов следствий (самый первый числовой ряд содержал в себе и геометрию Евклида, и всю воспоследовавшую математику). Как утверждал П., "...существует много теорий в себе, и аргументов в себе, и проблемных ситуаций в себе, которые никогда не были произведены или поняты и, может быть, никогда не будут произведены или поняты людьми". Этот мир и воздействует на сознание людей, цивилизация есть результат реализации идеальных объектов. Мир первый и мир третий взаимодействуют в процессе интеракции только через второй мир. Человек обретает свою самость (самость - "пилот тела-корабля") в процессе развития. Единственное орудие, на которое человек, по П., генетически запрограммирован, - это язык. Эволюция самости и эволюция языка тесно переплетаются. /Результаты размышлений П. по проблемам логики и методологии науки, механизмов эволюции научного знания и т.п. выходят за рамки данного издания. - А.Г./
Общественным идеалом П. выступало "открытое общество" , власть разума, справедливость, свобода, равенство и предотвращение международных преступлений. По мнению П., "закрытые общества" (тоталитарные государства) характеризуются верой в существование магических табу в отличие от "открытого общества", в рамках которого "люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта". П. подчеркивал, что только лишь учета общественного мнения недостаточно для конституирования общества в "открытое": общественное мнение, по П. нередко ошибочно, необучаемо и подвержено манипулированию. Согласно П., любые доктрины "общественной избранности" возникают как специфическая реакция на тот или иной вид угнетения: доктрина избранности еврейского народа возникает в эпоху "вавилонского пленения", доктрина господствующей арийской расы Ж. Гобино выступила ответом аристократа-эмигранта на идею об изгнании французской революцией "агрессивных тевтонцев", пророчества Маркса о всемирно-историческом торжестве пролетариата появились в период наиболее жестокой эксплуатации рабочего класса в середине 19 в.
С точки зрения П., тезис Маркса о том, что классовое сознание рабочих (основанное на единстве и солидарности) может быть аккумулировано и сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должно и способно пережить породившие его условия и силы, не согласуется как с диалектикой самого Маркса, так и с его теорией о том, что классовое сознание рабочих является отражением тяжелых общественных условий их существования. То, что человек являлся рабочим, не есть гарантия того, что он всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации своих коллег. Пророчества и предсказания Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма явились, по П., результатом "мышления, основанного на субъективных желаниях, веры в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации". Глобальные теории общественного развития вкупе с социальными пророчествами могут результироваться только катастрофой. Недопустимо формулировать утопичную социальную цель и затем подыскивать рациональные средства для ее достижения.
П. таким образом сформулировал запрет на процедуры социальной инженерии коммунистического толка, не трактуя при этом даже "открытое общество" как некий проект, а лишь как своеобычное общественное должное: "если мы хотим остаться людьми, то для этого есть только один путь - путь в открытое общество". С точки зрения П., "единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них - история политической власти. Ее обычно возводят в ранг мировой истории, но... это оскорбительно для любой серьезной концепции развития человечества... история политической власти есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств (включая, правда, некоторые попытки их пресечения)".
П. принципиально отвергал "историцизм" "лжепророков Гегеля, Маркса и других оракулов". Историцизм у П. - концепция, согласно которой "область наук об обществе совпадает с областью применения исторического, или эволюционистского, метода и, в особенности, исторического пророчества". История, по П., не имеет смысла: "с нашей точки зрения не может быть законов истории. Обобщение принадлежит к совершенно иному кругу интересов, который должен быть строго отделен от интереса к отдельным событиям и их причинному объяснению, составляющему дело истории". Только люди, по схеме П., в состоянии придать истории цель и смысл. П. доказывал, что "мы несем полную ответственность даже за те образцы, которые выбираем для подражания". "Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей... Он пытается переложить нашу ответственность на историю... Историцизм рождается из крайнего разочарования в рациональности и ответственности наших действий... Историцизм есть попытка подменить надежду и веру человека, которые порождены моральным энтузиазмом и презрением к успеху, некоей уверенностью, основанной на... "человеческой природе" или на историческом предопределении... Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некоей цели, которая существует для нас, как для человеческих существ. Для "истории" это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы... защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода... и прогресс... Мы должны стать творцами своей судьбы... Отбросив идею о том, что история политической власти нас рассудит, и избавившись от беспокойства по поводу того, оправдает нас история или нет, мы, возможно, достигнем успеха в установлении контроля над властью. Именно таким образом мы... сможем оправдать историю".
Мы, по мнению П., "не можем сотворить небеса на земле", надо отказаться от поиска чудодейственной формулы, которая превратит наше развращенное человеческое общество в идеальное "золотое" сообщество. За такими взглядами и надеждами стоит древняя как мир вера в возможность изгнания дьявола из нашего мира через разрушение государства (анархизм) либо путем ликвидации существующей экономической системы (Маркс). Значимые социальные успехи вполне достижимы, но цель политики в том, чтобы выбирать наименьшее зло из всех мыслимых.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
113.53 кб

Философские проблемы квантовой механики в трудах Карла Раймунда Поппера

Никонов О. А., Михайлюк А. В.
В статье анализируются логико-эпистемологическая концепция К. Поппера и ее основания.