Посредников коммуникации теория

Найдено 1 определение
Посредников коммуникации теория
(medium theory, пасярэднікаў тэорыя камунікацыі) Теория посредников рассматривает характерные особенности каналов коммуникации и то, как эти особенности влияют на различные социальные и психологические эффекты при передаче информации с помощью одного или другого канала. Теория исследует отношения между человеческими чувствами, которые задействуются, чтобы воспринимать и использовать информацию в различных видах активности человека с помощью какого-либо средства коммуникации. Человек не воспринимает мир непосредственно, а делает это через различных медиумов — устные каналы, печатные или электронные. Именно эти каналы, как фильтры, определяют то, что мы знаем и как мы узнали это. При анализе медиаэффектов сторонники теории посредников делают акцент не на содержании сообщений (например эффект от информации агрессивного или развлекательного характера), но на природе и конструктивных параметрах средств коммуникации (скорость связи, преодолеваемые пространства, способ кодирования, длительность хранения информации и т. п.) и на том, как все это преобразует общественное сознание и социальную организацию. Теория посредников изучает влияние медиа и на индивидуальном, и на социальном уровнях. На индивидуальном уровне исследуется, как выбор канала коммуникации воздействует на ситуацию общения между людьми. Например, это различия в опыте и активизации чувств, когда предприниматель увольняет служащего, отправляя письменное сообщение в противоположность разговору лицом к лицу, даже если содержание каждого сообщения одинаково. На социальном уровне теория посредников обращает внимание как на изменение в образцах социального взаимодействия, распространяющихся в обществе, при обращении, например, к интернету, мобильному телефону, так и на преобразования социальной структуры вообще. Если говорить об интернете, то он повлиял на доступность информации, изменил способы чтения, но также создал новые информационные классы (нетократия, хакеры и др.). Фэйсбук и другие онлайновые сети повлияли на возможности генерирования социального капитала человека и организации, поскольку ресурсы, накопленные через отношения в онлайн-среде, формируют новые или преобразуют уже сложившиеся социальные связи. Большое внимание теория посредников уделяет исторической перспективе анализа социальных эффектов развития медиа. Наиболее весомый вклад в теорию посредников коммуникации внесли Маршалл Маклюэн и Гарольд Иннис. Г. Иннис изучал социально-исторические изменения, связывая их с доминирующим медиумом эпохи. Иннис показывал, как политическая власть того или иного времени опиралась на информационную монополию. Священники, переписывая книги, управляли мировоззрением людей, поскольку включали в тексты этические нравоучения о спасении и повиновении и таким образом осуществляли политический контроль. Но изобретение нового средства коммуникации, а именно печати, сделало религиозную информацию доступной для более широких социальных групп, и это закончилось новыми интерпретациями священных текстов, что в результате подорвало безраздельные полномочия церкви над умами людей. Г. Иннис был ответствен за многочисленные важные выводы о социальных эффектах медиа. Он объяснял, например, как высокспециализированные средства коммуникации, которые требуют навыков и обучения, типа письменности в XV столетии или только появившихся компьютеров, включены в воспроизводство общественного неравенства, обслуживая, прежде всего интересы специалистов и потребности элиты — групп, которые имеют ресурсы, чтобы справиться с этими посредниками. Но когда новые средства коммуникации широко распространяются, становятся недорогими и доступными (печать в XIX в., интернет сегодня), их действие имеет эффекты демократизации. Г. Иннис иллюстрировал на исторических примерах, как доминирующий в культуре канал коммуникации определяет ее стабильность. Высеченное на камне постоянно и практически невозможно для исправления, поэтому культуры, порожденные каменными посланиями архитектуры соборов, консервативны. Напротив, современные электронные системы связи упрощают скоростное движение сообщений через большие расстояния, и эта децентрализация информации приводит к культурным изменениям. М. Маклюен находился под влиянием Г. Инниса, но, восприняв ряд идей, он расширил его теоретическую перспективу. Так, М. Маклюен писал о том, что человеческие чувства усиливаются техническими посредниками. Технологии средств коммуникации, согласно М. Маклюену, продлевают влияние самости человека в окружающем мире. Телевидение, например, позволяет нам видеть сверх пределов, заложенных в человека природой. Телефон делает то же самое для слуха. Компьютеры и электронные средства позволяют информации быть сохраненной в мегаобъемах (электронные базы данных) и быть легко управляемой (за счет цифровой обработки) и передаваться далеко за пределы пребывания человека в данный момент. М. Маклюен отклонял двойственность тела—сознания и полагал, что все знание основано на сенсорном получении информации, и что частота и интенсивность сенсорного возбуждения определяет природу знания и опыта. Он также считал, что каждый посредник коммуникации имеет характерные для него «силы» и «слабости», поэтому информация, передаваемая, воспроизводимая или сохраняемая одним каналом, не работает так же хорошо с другим. Принципы теории посредников, сформулированные М. Маклюеном и Г. Иннисом, фактически являются эпистемологией средств коммуникации, раскрывающей, как способы познания мира и культурное его освоение обусловлены доминирующими в истории медиа. Теория посредников ставит эпистемологический вопрос о том, как связаны между собой знание и средства коммуникации, в связи с чем человеческая история в перспективе теории посредников делится на три больших периода: устный, печатный и электронный, исходя из господства: устной речи, печатной книги, электронных сообщений. Устные каналы коммуникации — наиболее естественные посредники. Человек-коммуникатор ответствен за производство, передачу и хранение знания. Речь осваивается через природную способность к подражанию всеми людьми, представление о мире развивается через прямой опыт, и варианты знания группируются в устных традициях и ритуалах. Нет никакого отделения людей от их культуры, потому что нет никакого барьера между индивидуумом и социальным знанием. Изобретение типографского пресса знаменовало печатную эру и оказало влияние на сознание человека устной эпохи. Книгопечатание сделало возможным сохранение большого количества информации и передачу ее в массы. Напечатанное, визуально воспринимаемое слово переводит импульсы разных органов чувств в линейный, последовательно читаемый текст. Печатная информация стала первым шагом к расколу общественного сознания и отчуждению индивида от общинной жизни. Благодаря печати и развитию разнообразных литературных источников люди начинают существовать в разных информационных мирах. В отличие от представителя устной культуры, погруженного в реальность общения внутри социальной группы, человек эпохи печати — в большей степени рационально рассуждающий индивидуалист. Сегодняшняя электронная эпоха связана с возможностями оперировать сообщениями, которые воспроизводятся на технологическом основании, но вместе с тем создают ситуацию встречи и взаимодействия в режиме реального времени. Кино, телевидение, интернет, мобильный телефон, смартфон, используемые человеком по отдельности или вместе, блокируют чувство реальности, и создают бриколаж опытов, чувств, идентичностей. Важный концепт теории посредников — отдаленное присутствие. Отдаленное присутствие относится к способности средств коммуникации обеспечить информационно-коммуникативный опыт для пользователя, находящегося за пределами общения лицом к лицу. Наконец, теория посредников обсуждает ряд вопросов, находящихся на пересечении с нормативной теорией массмедиа: «какую роль должны играть средства коммуникации в обществе; возможно ли демократическое государство без доступа к информации и без ее открытого обсуждения с помощью различных средств коммуникации».
Литература Gozzi R., Haynes W. L. Electric media and electric epistemology: Empathy at a distance // Critical Studies in Mass Communication. 1992. № 9. Р. 217–228. Innis H. A. The bias of communication. Toronto, Ontario, Canada: University of Toronto Press, 1964. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский, Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. Meyrowitz, J. No sense of place: The impact of electronic media on social behavior. New York: Oxford University Press, 1985. Ong W. J. Orality and literacy: The technologizing of the word. Ithaca, NewYork: Cornell University Press, 1982. Postman N. Amusing ourselves to death: Public discourse in the age of show business. New York: Viking / Penguin, 1985. О. Сергеева

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016