ПОСТПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОСТПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от лат. post - приставка, обозначающая следующий после и позитивизм) - течение, сложившееся во второй половине XX в. в процессе критики неопозитивизма с его ориентацией на эмпиризм и четкое отделение социологии как науки от метафизики как философского учения о внеопытных принципах социального бытия. Можно выделить следующие черты П.: 1) признание важной роли философских идей и априорных понятий в социологическом исследовании; 2) включение в социологическое исследование ценностных суждений в качестве компонента познавательного процесса; 3) преодоление эмпиризма и признание определяющей роли в социологическом исследовании теоретического знания; 4) релятивистская трактовка истинности научного знания; 5) претензия на создание единой логики получения научного познания с целью преодоления в социологии теоретического плюрализма. П. включает в себя самые разнородные направления, в том числе и антипозитивистского характера, приближающиеся в методологическом плане к понимающей социологии. Однако в целом представители П., исходя из принципов критического рационализма (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) или научного реализма (Р. Арре), стремятся к преодолению крайностей позитивизма и понимающей социологии.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
направление, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции - критич. Рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историч. направление (Т. Кун, Дж. Холтон), научн. реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике соц. познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое характеризуется общей антипозитивистской направленностью, стремлением пересмотреть основополагающие принципы позитивистской соц. науки путем комбинации отдельных положений критич. Рационализма, филос. герменевтики, экзистенциализма и др. Второе направление, получившее распространении, основывается на положениях реалистич. философии науки Р. Арре. Его представители стремятся выработать концепцию нового "критического натурализма". Представители третьей точки зрения, отождествляя постэмпиризм с любой формой критики логич. позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить мето-дологич. платформу классич. позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретич. знания. Многообразие и разобщенность различн. концепций постпозитивистской философии соц. науки не позволяют говорить о существовании единой методологич. позиции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация "метафизики", признание важной роли философских допущений в соц. исследовании, против чего решительно протестовал традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренч. идей связано и стремление сторонников постпозитивистской методологии включить ценностные суждения в качестве специфич. для соц. исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологич. ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о качественном своеобразии теоретич. уровня знания и его определяющей роли в познании. Притягательность постпозитивизма для обществоведов объясняется тем обстоятельством, что новая методология позволяет учесть ряд специфич. сторон соц. познания, игнорировавшихся традиционным социологич. позитивизмом (см. Позитивизм в социологии). Постпозитивистская методология получает определенное признание, прежде всего в сфере теоретич. социологии, где она используется в русле "стабилизационных" тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретич. плюрализма и создание единой логики научн. знания, способной стать основой интеграции различн. исследовательских ориентации. Лит.: Keat R., Urry J. Social theory as science. L., 1975; Thomas D. Naturalism and social science. Camb., 1979; Alexander J. Theoretical logic in sociology. N.Y., 1982; Epis-temology, methodology and the social science. Dordrecht, 1983. M.C. Комаров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия