Потребность социальная

Найдено 1 определение
Потребность социальная
изначальный побудитель к деятельности при недостатке каких-либо условий жизнедеятельности социального субъекта, форма выражения его необходимости в чем-либо. Одни из этих условий потребность побуждает присваивать и потреблять, другие создавать, преумножать. Однако только осознанная потребность становится побудителем деятельности через проявление в мотивах, желаниях, целях, интересах людей. Понятие П. с. употребляется в широком и узком значении. В первом случае П. с. отождествляют с общественной (созданной в обществе) потребностью и противопоставляют природным потребностям. Тогда это понятие фиксирует в своем содержании различные потребности: экономические, нравственные, эстетические и т. д. Понимание П. с. в узком смысле основано на представлении о ней как особом виде общественной потребности, существующем наряду с экономическими, нравственными и др. потребностями. Такое понимание П. с. связывает ее с той или иной социальной общностью, социальными отношениями, совместным способом удовлетворения, социальной необходимостью и т. п. П. с. формируется и возникает в так называемой потребностной ситуации, представляющей собой конкретный социальный механизм ее возникновения, функционирования, развития и удовлетворения. Самый общий, определяющий элемент этой ситуации выделил марксизм. Это-общественное производство. К. Маркс отмечал, что «чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 80), что «потребности производятся точно так же, как и продукты и различные трудовые навыки» (там же. Т. 46. Ч. 2. С. 18). Однако действие производства опосредовано множеством факторов, звеньев (например, место субъекта в социальной структуре, характер его деятельности и т. д.), которые его конкретизируют, направляют, деформируют и т. п., определяя формирование как групп потребностей, так и каждой из них в отдельности. Центральный же элемент потребностной ситуации объективный недостаток каких-либо жизненных условий, ощущаемый тем или иным социальным субъектом. Как раз он и вызывает к жизни потребность в том, чего недостаточно, но что является необходимым для жизнедеятельности субъекта. Совокупность П. с. сложна и динамична. Она тяготеет к иерархической структуре организации, в основе которой лежат социализированные витальные потребности (в пище, воде, жилище и т. д.), а над ними надстраиваются «этажи» различных групп потребностей, вплоть до так называемых высших (в самореализации, самоутверждении, любви, творчестве и т. д.). Внутри такой организации П. с. действуют принципы системности, вертикальной актуализации (по мере насыщения нижних уровней потребностей актуализируются последующие, более высокие), доминанты (в тот или иной момент доминируют те потребности, которые в данной ситуации наиболее необходимы и актуальны), сменяемости (одни потребности исчезают, другие занимают их место) и др. В. И. Ленин открыл закон возвышения потребностей (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 101-102) как возрастание их уровня в результате развития производства, производительных сил, вызывающего глубокие изменения в жизненном укладе классов, социальных слоев и групп, всего населения. Каждому уровню развития общественного производства в общем соответствует уровень развития потребностей, который возвышается, т. е. возрастает вслед за изменениями в производстве и обществе. Этот процесс сопровождается возникновением новых потребностей и способов их удовлетворения и отмиранием старых потребностей, усложнением их системы. Закон возвышения потребностей действует на протяжении всей человеческой истории, но в различных типах общества (общественно-экономических формациях) он проявляется неодинаково. Классификация П. с. представляет собой трудную логико-аналитическую процедуру, центральной проблемой которой выступает вопрос о критериях (основаниях) деления совокупности потребностей на структуры и количестве «этажей» в иерархии. Существуют типологии потребностей, построенные Эпикуром, Г. Коллонтаем, Л. Брентано, Ф. А. Щербиной, А. Пфендером, Ф. Лершем, X. Ремпляйном, X. Томом, А. Мюрреем, А. Маслоу, К. Обуховским, Д. Н. Узнадзе, Ш. Н. Чхартишвили, И. В. Бестужевым-Ладой, Ю. В. Шаровым и др. В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления П. с. на группы: по происхождению потребности естественные и искусственные (общественные); по носителю потребности личности (индивидуальные), потребности коллектива, класса, группы, потребности общества; по характеру объекта-потребности материальные и духовные; по целевой функции потребности физические, социальные, интеллектуальные; по рациональности разумные, неразумные; по циклу жизнедеятельности субъекта суточные, недельные, месячные, годовые и т. д. Ни одно из этих делений не является полным. В исследованиях (особенно зарубежных авторов) П. с. нередко биологизируются или психологизируются. Собственно же социологический подход в изучении П. с. заключается в раскрытии их социального содержания, функций. Социологию они интересуют прежде всего как особое социальное явление, имеющее латентный характер, но фиксируемое и измеряемое средствами эмпирического исследования через различные признаки, как первичный побудитель к деятельности, как особое социальное отношение (потребительское). Она вскрывает меру массовости П. с., т. е. проявление их в деятельности больших масс людей, социальных слоев и групп, изучает возможности моделирования, прогнозирования и управления их развитием. В этой связи в социологической науке остаются актуальными такие аспекты потребностной проблематики, как изучение механизма формирования П. с., надежности их выявления, измерения и классификации, прогноза развития, моделирования.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
459.76 кб

Потребности семьи в социальных услугах

Антонова Наталья Леонидовна
Успешное функционирование и развитие системы социального обслуживания в России требует обращения к анализу потребностей населения в социальных услугах. В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2005 году в г.
Читать PDF
110.17 кб

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ

Классен Михаэль
В настоящее время в теории и практике социальной работы в Европе широко обсуждается основанный на концепции социальной справедливости подход «с точки зрения возможностей» (Capabilities Approach), разработанный американским философ
Читать PDF
98.77 кб

Потребность подростков в социальной успешности

Кожакина Светлана Олеговна
Анализируются потребности подростков и компоненты их социальной успешности. Рассматриваются проблемы подрастающего поколения, связанные с возрастными особенностями.
Читать PDF
143.21 кб

К типологии духовных форм социальных потребностей

Индуцкая Оксана
Изменение и появление новых духовных потребностей в современном российском обществе есть результат стихийной массовой маргинализации и индивидуализации социального субъекта.
Читать PDF
168.62 кб

Этнические потребности: социально-философский дискурс

Халтурин Анатолий Николаевич
В представленной статье рассматриваются проблемы этнокультурного взаимодействия как механизма интеграции потребностей народов и общества в целом.
Читать PDF
143.00 кб

Социально-психологические потребности одинокой личности

Шкурко Татьяна Алексеевна
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических коррелятов субъективного / объективного одиночества личности.
Читать PDF
398.89 кб

Социально-философская рефлексия экологических потребностей

Афанасьева Олеся Геннадьевна
В статье рассматриваются экологические потребности, которые, имея в настоящее время качественно новый характер, сохраняют при этом свои базовые параметральные характеристики.
Читать PDF
1.35 мб

Потребность как обусловливающий фактор социального действия

Петрова С.И.
Статья посвящена социальным потребностям и деятельности человека. Показывается, что потребность играет первостепенную роль в поведении человека и является безусловной детерминантой человеческой деятельности.
Читать PDF
432.36 кб

Влияние рекламы на развитие социальных потребностей индивида

Латышева Валентина Васильевна, Мурадян Елена Вячеславна
Рассматриваются возможности коммерческой и социальной рекламы в процессе актуализации и формирования потребностей. Конкретизирован перечень и предъявлена типология потребностей, формируемых социальной рекламой.
Читать PDF
74.86 кб

Потребности и потребление в современном социальном контексте

Петрова Софья Игоревна
Статья по теории культуры содержит анализ понятия «потребность» в общественных науках, включает в себя пирамиду мотиваций А. Маслоу и концепцию К. Гирца, касается смены идеологических ценностей в нашей стране.
Читать PDF
320.29 кб

Социальные преобразования и проблема человеческих потребностей

Емельянов Сергей Алексеевич
В русле дилеммы объективности и деятельностного подхода развитие субъективности как специфической определенности человеческого является в конечном итоге определяющим фактором.
Читать PDF
119.45 кб

Социальные потребности и жизненные устремления одиноких женщин

Романова Нелли Петровна
Показано движение ценностной структуры одиноких женщин в сторону преобладания индивидуалистических целей жизни над социальными
Читать PDF
184.17 кб

Социально-философская трактовка спасения как потребности субъекта

Власова И.В.
Представлена социально-философская трактовка спасения в современном мире, связанная с исследованием городского пространства, с историческими особенностями и учетом удовлетворения потребностей в безопасности.
Читать PDF
880.03 кб

Потребность в специалисте по социальной работе у семьи онкобольного

Проценко И.А.
Проблема потребности в специалисте по социальной работе является актуальной, так как рост числа семей, где есть лицо, имеющее онкологию, выступает в виде тенденции.
Читать PDF
815.29 кб

Принципы формирования социально-этических потребностей в сфере услуг

Короткова Т. Л.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

    social demand for education) — спрос на формальное образование не только ради преимуществ занятости, но также как на товар потребления со свойственными ему по праву ценностями. Такое видение образования отли