Поведенческие фенотипы

Найдено 1 определение
Поведенческие фенотипы
группа синдромальных форм врожденных аномалий вследствие мутации гена или хромосомной аберрации, объединенные одним общим признаком – особенностью поведения и умственной отсталостью. В эту группу включаются также состояния неясного генеза, но с характерными поведенческими реакциями – аутизмом (см. Аутизм), синдромом Ретта (см. Синдром Ретта). Дети имеют узнаваемый внешний вид, для них характерно полевое поведение, поэтому их необходимо распознавать и выделять из недифференцированных форм умственной отсталости для предупреждения повторных семейных случаев. Многие формы поведенческих феноменов имеют общий поведенческий признак – гиперактивность с дефицитом внимания (см. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания), который может также быть самостоятельным синдромом и не сопровождаться умственной отсталостью. Как правило, если ребенок без уважительных причин (постнатальное повреждение мозга, сенсорный дефицит, педагогическая запущенность) не способен усваивать сложные навыки и у него преобладают стереотипные формы поведения и особые вычурные движения, то следует подумать о нарушении его психического развития (см. Задержка психического развития).
Детям, имеющим подобные поведенческие фенотипы, необходимы специальные методики и индивидуальный образовательный план. Существует лишь несколько синдромов с нарушением развития (в частности, с дефицитом внимания и гиперактивностью), при которых познавательный потенциал можно улучшить, применяя медицинские средства. Реабилитация должна быть направлена на социальную и коммуникативную адаптацию ребенка. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, олигофренопедагогом, сурдологом. В прошлом людей с психическими нарушениями было принято изолировать от общества и применять к ним физические, часто очень жестокие, методы ограничения их свободы. Как правило, это были специализированные детские учреждения и специализированные психоневрологические интернаты. Сейчас существует другая тенденция – ребенок с нарушением когнитивных функций должен жить в обществе людей, по мере своих способностей зарабатывать себе на хлеб, а не находиться на пожизненном иждивении. Во многих странах приняты законы и разработаны государственные программы, дающие психически больным людям чувствовать себя полноправными членами общества. Дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, ограниченными физическими возможностями могут посещать занятия в общеобразовательных школах. Считается, что для здоровых детей тоже полезно знать о существовании детей с ограниченными умственными возможностями. Кроме того, больные с умственной отсталостью тщательнее, чем здоровые люди, выполняют работу, связанную со стереотипными движениями.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
155.01 кб

Влияние латерализации фенотипа на поведенческие реакции человека

Монтина И. М., Воробьева Т. Г., Кутнах В. Н., Чёрная Л. В.
Читать PDF
1.12 мб

Поведенческий фенотипический анализ животных с генетической моделью болезни Альцгеймера

Горина Я.В., Комлева Ю.К., Лопатина О.Л., Черных А.И., Салмина А.Б.
Основным симптомом болезни Альцгеймера является быстро прогрессирующее слабоумие, коррелирующее с образованием амилоидных бляшек и нейрофибриллярных белков в ткани головного мозга, что приводит к гибели нейронов, синоптической и к