ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Репродуктивное поведение
система действий и отношений, определящих возможность рождения и ухода за ребенком или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ
англ. behavior, reproductive; нем. Verhalten, reproduktives. Поведение, включающее систему действий и отношений, опосредствующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. См. ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Репродуктивное поведение
Система действий и отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребенка в зависимости от условий жизни и уровня потребности в детях. Существует три типа Р.п.: малодетное – 1-2 ребенка, среднедетное – 3-4 ребенка, многодетное – 5 и более детей.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ
вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. П.р. - лишь один из видов поведения человека, и оно характеризуется теми же составными элементами, что и любое др. поведение. Его специфика лишь в том, что оно связано с деторождением. Как и всякое поведение, П.р. представляет собой целостную по своим физич. и психич. компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявляемых психич. актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, настроений и т. п.). Внешними стимулами поведения являются ценности и нормы, внутренними - потребности. Внешний стимул П.р. - ценность детей и родительства для об-ва, семьи и личности (а также и др. ценности, так или иначе связанные с репродуктивными ценностями), соответствующие этим ценностям соц. нормы детности; внутренний стимул - потребность семьи и личности в детях. Современные социолого-демографич. исследования П.р. направлены на изучение ценностной ориентации супругов и места детей различи. очередности (по порядку рождения у матери) в структуре ценностей и потребностей, на изучение репродуктивных планов и ожиданий в связи с др. планами и ожиданиями семьи, фактич. и перспективного (ожидаемого) уровня жизни семьи, семейной и внесемейной ориентации супругов, их взаимоотношений и др. аспектов их жизни - и все это в связи с установками детности. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., В.А.Борисов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Репродуктивное поведение
(генеративное поведение, прокреативное поведение) система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака. В рамках репродуктивного поведения выделяют: (1) совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка, то есть собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Собственно репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования как каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта), так и всего репродуктивного цикла семьи (формирование желательных протогенетических и интергенетических интервалов – периодов времени между началом сожительства и рождением первого ребенка и интервалов между рождениями всех последующих детей, соответственно) для достижения желаемого числа детей. Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей. Соотношение полных и неполных репродуктивных циклов в семьях одинакового социально-экономического статуса, обладающих одинаковыми этно-демографическими характеристиками и не имеющих нарушений плодовитости определяется репродуктивными установками супругов, то есть их психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей (нередко – определенного числа сыновей и дочерей). Репродуктивные установки делятся на две основные группы: установки, непосредственно связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения (абортивно-контрацептивные установки).
В рамках взаимодействия этих установок осуществляется процесс удовлетворения потребности в детях. В зависимости от соотношения двух групп репродуктивных установок выделяют три типа репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в 5 и более детях); среднедетное (с потребностью в 3–4 детях) и малодетное (потребность в 1–2 детях). Многодетный тип предполагает полное доминирование установок на деторождение в соответствии с моделью естественной рождаемости. Наличие неполных репродуктивных циклов детерминируется особенностями плодовитости супругов, спонтанными абортами, длительностью периодов послеродовой стерильности и лактации. Среднедетный тип является промежуточным и характеризуется нарастанием числа неполных репродуктивных циклов вследствие постепенного внедрения практики внутрисемейного регулирования процесса деторождения (увеличением роли абортивно-контрацептивных установок в детерминации репродуктивного поведения). Малодетный тип характеризуется выраженным преобладанием абортивно-контрацептивных установок над установками деторождения, выражающемся в тотальном контроле над числом и сроками рождения детей в семье. Частным случаем малодетного репродуктивного поведения является установка на бездетность, то есть полное отсутствие потребности в детях. В этом случае репродуктивное поведение личности, брачной пары сосредоточено исключительно на реализации абортивно-контрацептивных установок. Потребность в детях является наиболее инерционной компонентой репродуктивного поведения, поскольку формируется главным образом под воздействием условий социализации, прошлого жизненного опыта, ценностей и установок поведения, существовавших в родительской семье, норм репродуктивного поведения предыдущих поколений. Нормы репродуктивного поведения представляют собой внешние по отношению к личности стереотипы, социально санкционированные образцы, регламентирующие рождение определенного числа детей. Они носят как универсальный, так и дифференцированный по отдельным социальным группам характер и возникают, закрепляются в сознании, а также подвергаются пересмотру под воздействием социально-экономических условий. Нормы многодетности, существовавшие на протяжении большей части истории человечества, были следствием крайне низкого уровня санитарно-гигиенических условий жизни и порождаемой ими смертности на грани естественного отбора.
Только рождаемость на грани пределов человеческой плодовитости могла обеспечить выживание человека как биологического вида. Для начала массового распространения средств регулирования рождаемости и формирования новых – малодетных – норм репродуктивного поведения потребовался колоссальный скачок в развитии человеческой цивилизации, принципиальное сокращение потерь за счет сверхсмертности. Развитие современного индустриального общества, урбанизация, эмансипация и изменение роли женщины привели к окончательному пересмотру системы не только общественных, но и индивидуальных ценностей. Семья утратила для личности роль единственного центра притяжения, изменились и ее функции, прежде всего – экономической поддержки и социальной зажиты. Усиление внесемейных ориентаций всех членов семьи (в основном – женщин) стало главным фактором уменьшения потребности в детях и снижения их ценности. В отличие от норм репродуктивного поведения и потребности в детях, проходящих достаточно длительный период эволюции, репродуктивные установки находятся под сильным влиянием текущих условий жизнедеятельности личности, семьи, которые создают условия для различной степени удовлетворения потребности в детях.
Сила воздействия текущих условий жизни на отдельных людей, на семьи, принадлежащие к разным социальным группам, не одинакова, поскольку критерии оценки этих условий различны и субъективны: одни и те же социально-экономические параметры жизнедеятельности одними семьями будут восприниматься как благоприятные и достаточные для полного удовлетворения потребности в детях, другими – как существенные препятствия для достижения желаемого числа детей. Репродуктивные установки подвергаются коррекции в процессе брачного сожительства (как легитимного, так и консенсуального). Находясь в постоянном взаимодействии и проходя через общие жизненные ситуации, брачные партнеры воспринимают ценности, установки и мотивацию поведения друг друга и частично или полностью пересматривают собственные. Изменение репродуктивных установок происходит и в не формальных брачных союзах, как правило, в сторону их понижения, поэтому снижение популярности легитимной брачности выступает и фактором, и индикатором изменения модели репродуктивного поведения. О. ЗАХАРОВА

Источник: Демографический понятийный словарь.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин ´Р. п.´ заимствован из биологии. Иногда содержание Р. п. обозначается терминами ´генеративное поведение´ и ´прокреативное поведение´. Нек-рые авторы помимо деторождения включают в ´генеративное поведение´ уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психол. свойств.

Термин ´Р. п.´ применяется прежде всего для обозначения тех действий и отношений, к-рые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, с последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют др. сторону Р. п. и традиционно обозначаются как ´регулирование рождаемости´, ´внутрисемейный контроль над рождаемостью´, ´планирование семьи´. В теории Р. п. эти моменты иногда объединяются понятием ´контрацептивное поведение´. Р. п. имеет своим непременным условием физиол. сторону деторождения - плодовитость. При нормальной плодовитости и таком Р. п., к-рое делает ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развертывается последовательно и заканчивается живорождением. При пониженной плодовитости затягивается на ступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т. е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или неск. предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений. Неполнота цикла может обусловливаться также особенностями Р. п. (применение контрацепции, искусств. аборт), уровнем потребности в детях. Рождение детей в браке связано с чередованием полных и частичных репродуктивных циклов, причем число полных циклов определяется числом живорождений. Чем меньше уровень потребности в детях, тем большая часть репродуктивного периода жизни женщины (в среднем он составляет 25 лет - с 18 до 43 лет) будет связана с частичными репродуктивными циклами.

Различают три осн. типа Р. п. - многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Для многодетного Р. п. частичные циклы обусловлены в основном особенностями плодовитости, тогда как для малодетного Р. п. - предупреждением и прерыванием беременности. С социально-психол. точки зрения все типы Р. п. имеют общую структуру регуляции поведения. Анализ структуры Р. п. личности и семьи позволяет понять, как складывается гл. результат Р. п. - итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни. Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Схема регуляции Р. п. личности раскрывает взаимосвязь осн. элементов его структуры, ведущую роль потребности в детях в детерминации числа детей.


Если число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшение условий жизни не приведет к повышению этого числа. Но если имеющееся число детей меньше уровня потребности, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно повысить число рождений. У разных людей критерии оценки различны, поэтому одни и те же условия жизни могут восприниматься одними как благоприятные, другими - как неблагоприятные для реализации потребности в детях. Профессиональная работа женщин улучшает материальные условия жизни и в то же время развивает внесемейные ориентации и интересы, что сказывается на повышении требований к условиям реализации потребности в детях. Поэтому даже при неудовлетворенной потребности в детях применяется контрацепция и зачастую производится аборт.

Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, к-рая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни разл. оценки супругов могут изменяться и сближаться, причем на основе установок лидера семьи. Поэтому результаты репродуктивного поведения семьи в целом могут отличаться от индивидуальных ориентации на число детей, что особенно заметно в межнациональных браках.

Р. п. личности и семьи испытывает воздействия текущих условий жизни и условий прошлых лет. Первые непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, к-рые становятся условиями реализации потребности в детях, лишь пройдя сквозь призму ценностных ориентации. Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность - степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей. Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, к-рая, как правило, остается неизменной на протяжении жизни отд. человека. Потребность в детях - самая инерционная часть Р. п., т. к. она результат усвоения репродуктивных норм, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации Р. п. личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определ. числа детей и принятые в разл. социальных и социально-психол. группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений, с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий жизни. На протяжении большей части развития человеческого общества высокая общая и детская смертность, антисанитарные условия сформировали нормы многодетности, составной частью к-рых были негативные санкции за вмешательство в автоматич. ход репродуктивных событий. Из-за высокой потребности в детях известные издревле методы контрацепции оставались неиспользованными. Запрет на применение контрацепции и искусственного аборта сопровождался социальной регламентацией добрачных отношений и доступа к браку. В доклассовых обществах дуально-родовая организация, присущая экзогамным и эндогамным племенам, исключала возможность постоянных сексуальных отношений. Большая часть календарного времени года была связана с половым воздержанием. В докапиталистич. обществах факты сезонного рождения детей свидетельствуют о том, что для многодетного Р. п. было также характерно абстинентное поведение и применение контрацепции, связанное с лактацией. Нормы Р. п. увязывались с годовым хоз. циклом и соблюдением поста.

Условия, вызывающие отмирание норм многодетности (снижение обшей и детской смертности, радикальное изменение функция семьи и др.), ослабляют систему запретов и ведут постепенно к применению контрацепции и абортов Усиление внесемейных ориентации личности (в особенности женщин) на личные достижения и успех уменьшает уровень потребности в детях и ценность детей. При этом переход к частичному репродуктивному циклу означает нарушение слитности сексуального и Р. п. Практика контрацепции способствует усилению значимости сексуального поведения и сокращению периодов сексуального воздержания. Для малодетного Р. п. регулярность сексуальных отношений в браке оказывается одной из важных особенностей. С учетом несовершенства противозачаточных средств и при потребности в 1-2 детях, легко реализуемой в первые 5 лет брака, большая часть репродуктивного периода жизни оказывается связанной с необходимостью ограничения плодовитости. Необходимость постоянно применять контрацепцию и производить аборт обусловлена нежеланием иметь ребенка сверх потребности в детях. Такое ´сознательное ограничение´ рождаемости и малодетность до недавнего времени ассоциировались с ´высоким´ уровнем культуры, а многодетность - с ´низким´ уровнем и ´стихийностью размножения´. Как показывают данные социолого-демографических исследований, для малодетного Р. п. характерно раннее вступление в брак, удлинение репродуктивного периода и удовлетворение потребности в детях в течение первых лет брака, интенсивное применение контрацепции и искусственных абортов. Потребность в бездетности практически не встречается, 5-6% семей, остающихся бездетными к концу репродуктивного периода, образуются из-за первичного, либо вторичного бесплодия, или смерти единственного ребенка. Среди гор. нас. высока доля однодетных семей и лишь треть семей полностью удовлетворяет свою потребность в 2 детях.

Изучение Р. п. позволяет определить влияние человеческой воли на репродуктивный процесс, воздействие социального контроля на рождение детей, объяснить возникновение и сохранение многодетности на большом протяжении истории, а также объяснить ее историю, отмирание и распространение малодетности. Изучение Р п. производится с помощью социологич. и социально психол. методов при проведении выборочных опросов населения. Информация о разл. аспектах Р. п. собирается путем регистрации репродуктивных мнений - оценочных отношений опрашиваемых, суждений о структурных элементах Р. п. и событиях репродуктивного цикла, высказывании о демографич. ситуации и демографич. политике.

Борисов В. Л., Демография и социальная психология, М. 1970, его же, Перспективы рождаемости, М. 1976, Горелик В. П., Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи, в сб. Демографические тетради, в 4-5, К., 1972, Белова В. А., Число детей в семье, М. 1975, Демографическое развитие семьи, М. 1979, Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980, Семья и дети [Сб. ст.], М. 1982

А. И. Антонов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
221.11 кб

Репродуктивное здоровье и поведение мужчин

З.М. Султанаева
Проведенный социологический опрос показал, что распределение мужчин по данным самооценки своего здоровья в городе и на селе одинаково.
Читать PDF
216.88 кб

Репродуктивное поведение российских женщин

Шелехов Игорь Львович, Скрипачёва Елена Николаевна
Статья посвящена особенностям репродуктивного поведения современной российской женщины. Акцент сделан на психологических и социальных факторах репродуктивного поведения, приведены результаты собственного исследования.
Читать PDF
228.13 кб

Репродуктивное поведение родильниц г. Москвы

Ляпунова Т. В.
Для определения характера репродуктивного поведения женщин было обследовано 400 родильниц в московских родильных домах, которые были распределены на 3 возрастные группы: 18-25 лет, 26-30 лет, старше 30 лет.
Читать PDF
171.13 кб

Репродуктивное поведение и здоровье населения

Школьникова Л.Е.
Активная двигательная деятельность является отличным средством профилактики, благодаря которому можно предупредить наиболее распространенные заболевания.
Читать PDF
424.19 кб

Потребность в детях и репродуктивное поведение

Ильясов Ф. Н.
Читать PDF
223.36 кб

О потребности в детях и репродуктивном поведении

Солодников В. В.
В статье предпринята попытка дискуссии по материалам фрагмента будущей книги Ф. Н. Ильясова, посвященной деторождению.
Читать PDF
381.46 кб

Репродуктивное поведение женщин Удмуртской республики

Бушмелева Наталия Николаевна
Определены три факторы риска на репродуктивное поведение женщин в Удмуртской Республике.
Читать PDF
131.12 кб

Репродуктивное поведение и здоровье студенток КрасГМУ

Егорова А. Т., Шапранова Э. Д., Маисеенко Д. А.
Изучены медико-социальные показатели репродуктивного здоровья и поведения студенток первого и шестого курсов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Читать PDF
154.07 кб

Репродуктивное поведение как культурологический термин

Мишукова А. С.
В статье рассматривается гуманитарное понимание термина «репродуктивное поведение» и предлагается его культурологическое осмысление, актуальное для решения современных проблем.
Читать PDF
258.46 кб

Репродуктивное поведение родителей и их детей в России

Гришина О. В.
Читать PDF
241.20 кб

Теоретические основы анализа репродуктивного поведения

Литовка Вера Александровна
В статье представлен обзор основных теоретических подходов к исследованию репродуктивного поведения.
Читать PDF
64.14 кб

Исследование репродуктивного поведения студенток вузов

Сурвилло Е.В.
Проанализированы особенности репродуктивного поведения среди девушек-студенток г. Тулы.The features of reproductive behavior among student-girls of the Tula.
Читать PDF
421.50 кб

Сексуальная мораль и репродуктивное поведение населения

Бодрова В. В.
Читать PDF
242.89 кб

Репродуктивное здоровье и гендерное поведение студенток

Фролова Наталия Ивановна, Белокриницкая Татьяна Евгеньевна, Трубицына Анна Юрьевна, Гительман Нина Анатольевна, Бышина Наталья Николаевна
Проведен анализ структуры гинекологической заболеваемости по причинам госпитализаций 462 студенток.
Читать PDF
84.62 кб

Репродуктивное поведение семьи: методология исследования

Петрова Ирина Владимировна
Представлена трехкомпонентная структура социальной установки для исследования репродуктивного поведения. В качестве образца решения исследовательской задачи предложена дедуктивно-номологическая парадигма.

Похожие термины: