ПОВЕДЕНИЕ
Поведение
Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ПОВЕДЕНИЕ
1) система взаимосвязанных реакций, осуществляемых организмами для приспособления к среде. 2) внешнее проявление деятельности (в психологии). 3) совокупность поступков.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Поведение
. 1. Система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде. 2. Внешнее проявление деятельности человека; совокупность поступков. См. также Девиантное поведение, Полевое поведение, Социальное поведение.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ПОВЕДЕНИЕ
эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и психологические его аспекты, анализом которых занимается этология.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Поведение
1) совокупность реакций индивида на воздействия (стимулы) внешней среды; 2) совокупность взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения поставленных целей или в ответ на действия других. Бывает независимым, подчиненным, нейтральным. Обусловлено принуждением, внутренним желанием, пониманием необходимости.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ПОВЕДЕНИЕ
англ. behavior,;нем. Verhalten. 1. Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (псих.) активностью. П. различают на биол., психол. и соц. уровнях. 2. В бихевиоризме - совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды. См. АГРЕССИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПОВЕДЕНИЕ
behaviour) - 1. Изменение, движение или ответ объекта, человека, системы, действующих в специфическом контексте. 2. (Психология) внешне заметный ответ организма животного либо человека на воздействие окружающей среды (см. также Бихевиоризм).
В социологии часто проводится различие между автоматическими формами поведения в значении 2 (например, вскакивание севшего на канцелярскую кнопку) и преднамеренным действием, имеющим социальные значения и цели.
В социологии часто проводится различие между автоматическими формами поведения в значении 2 (например, вскакивание севшего на канцелярскую кнопку) и преднамеренным действием, имеющим социальные значения и цели.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ПОВЕДЕНИЕ (моральное)
совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям). В отличие от обычая, который предполагает однородные поступки различных лиц, поведение охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ПОВЕДЕНИЕ
в классической философии и сопряженных с ней дисциплинах - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью. Термин "П." применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). П. изучается конкретными науками: биологией, этологией, психологией и т.д. Философия включает П. в предмет своего исследования с целью выявления общих и специфических закономерностей и механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта) и сознания человека в регуляции П. Философия обращает внимание на то, что П. возникает в живой природе, когда ее живые си-стемы (организмы) приобретают способность воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для приспособления к условиям существования и регуляции внутреннего состояния. Взаимодействие человека с миром характеризуется понятиями П. и деятельности. При этом смысловой акцент в понятии П. делается на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, в понятии деятельности - на творческо-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом. Динамика конкретно-научных представлений о П. (моделей П.) тесно связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание П. живых существ как автоматические реакции на получаемые извне раздражители (Р. Декарт, Ж. Леб). Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру П. и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (И. Сеченов, И. Павлов).
П. как системное единство психических и физиологических компонентов, обеспечивающих направленность опережающих реакций на получение полезного для живой системы результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П.К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма.
Социальное П. человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. П. человека многоуровнево и многоструктурно и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в какой-либо одной конкретно-научной модели П. Его научное объяснение возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных дисциплин.
Е.В. Петушкова
П. как системное единство психических и физиологических компонентов, обеспечивающих направленность опережающих реакций на получение полезного для живой системы результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П.К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма.
Социальное П. человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. П. человека многоуровнево и многоструктурно и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в какой-либо одной конкретно-научной модели П. Его научное объяснение возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных дисциплин.
Е.В. Петушкова
Источник: Социология: энциклопедия