женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое.
Термин «пожилые люди» можно заменить другими, в частности «третий возраст». Существуют проблемы с определением, когда человек становится пожилым. Социальные, культурные, экономические и медицинские факторы действуют на пожилых людей по-разному. Обычный пенсионный возраст может ввести в заблуждение, а женщина или мужчина на пенсии может продолжать активно работать по дому или меняет род занятий в возрасте 60-65 лет. Определение пожилого возраста зависит от того, какие представления существуют в обществе о жизни старшего поколения и старении. Как правило, принято уделять внимание негативным аспектам старения, в частности болезням, бедности, немощи. Вместе с тем, по данным западноевропейской статистики, 85% людей старше 65 лет не сидят дома; 60% людей старше 70 лет не жалуются на здоровье и нетрудоспособность; 95% людей старше 65 лет не страдают психическими расстройствами. Однако у 70% лиц старше 65 лет пожилой возраст ассоциируется с бедностью. Стереотипные представления о старении, в частности представления о бедности и немощи, часто приводят к нечуткому обращению с пожилыми людьми, ДИСКРИМИНАЦИИ и социальному неравенству.
В обществе усиливается тенденция считать пожилых людей основными клиентами системы медико-социального обеспечения. Дело в том, что все больше мужчин и женщин доживают до 60 лет и старше. К пожилым людям относятся как к обузе. Рост продолжительности жизни сопровождается усилением дисбаланса в численности мужчин и женщин в возрасте 69 лет и старше. Женщины живут дольше; ввозрасте 85 лет на 100 мужчин приходится 325 женщин, а в возрасте более 75 лет 80% женщин будут одинокими, т. е. вдовами или разведенными. Это значит, что пожилые женщины подвергаются двойному угнетению, тендерному и возрастному, это негативно сказывается на качестве их жизни.
Следует учитывать однородность, но вместе с тем и разнообразие пожилых людей. Все они сходны тем, что имеют сравнительно низкий доход. Они лишены возможности зарабатывать больше и с трудом находят себе применение на рынке труда. В то же время пожилые люди относительно свободны и могут распоряжаться собственной жизнью. Различия у представителей этой возрастной группы связаны с классовой принадлежностью, полом, предшествующим родом занятий, состоянием здоровья, жилищными условиями, материальными возможностями, личными талантами и характерологическими особенностями. Люди различаются по составу семьи и обязанностям, а также установкам и мотивации. Варьируют также социальные и семейные роли, возможности выбора. Следовательно, жизнь пожилых людей не менее разнообразна, чем молодых.
Рост численности пожилых людей в настоящее время и в будущем оказывает заметное влияние на социальную работу, распределение ресурсов и планирование услуг, расширенное использование амбулаторных и больничных учреждений, а также поддержку семей и ближайшего окружения пожилых людей.
Все сложные задачи, связанные с медико-социальным обслуживанием, решаются в сотрудничестве с пожилым человеком, лицами, осуществляющими за ним уход, и другими заинтересованными лицами, в частности родственниками и, возможно, ближайшим окружением. Для проведения такой работы необходимы следующие навыки и знания: навыки консультирования, знание ресурсов и социальных пособий, умение скоординировать усилия многих людей, навыки оценивания, знание законодательства, приверженность принципам партнерства и свободы выбора.
Пожилые люди
Пожилые люди
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ
масштабный объект социальной работы, увеличивающийся по своей численности в связи со всеобщим старением населения (см. СТАРЕНИЕ, СТАРОСТЬ). Российские геронтологи, основываясь на рекомендациях ВОЗ, используют следующую возрастную периодизацию П.л.: пожилой возраст — 60–74 года; старческий возраст — 75–90 лет; долгожители — старше 90 лет.
П.л. подразделяются на разные страты, различаясь по своему жизненному опыту и меняющимся ролям в зависимости от их возрастного уровня. Выделяют следующие возрастные страты: молодые старые (от 65 до 74 лет), старые старые (от 75 до 84 лет) и самые старые старые (от 85 и старше). Речь идет об особенностях различных поколений внутри пожилого возраста. Образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе (страте), предполагают, что каждая страта П.л. уникальна. Говоря о таких стратах, отметим, что этот факт необходимо учитывать при вовлечении П.л. разных возрастов в социальную работу. Каждая возрастная страта по-своему взаимодействует с окружающими. В изменяющемся и стареющем мире количество П.л. в стратах может существенно меняться. Например, это зависит от так называемых взрывов рождаемости (беби-бум) и отдельных периодов, когда рождаемость детей резко падает.
Резкий спад рождаемости в России был в 90-е гг. ХХ в. Может случиться так, что в 50-е гг. ХХI в. российские социальные работники столкнутся с резким уменьшением количества пожилых клиентов. Поэтому в социально-геронтологической работе следует ориентироваться на перспективную количественную составляющую возрастных страт, а не на существующую. Кроме этого, каждая страта П.л. имеет свой особый образ жизни, свои особенности в психологии личности, в отношении к жизни, религии, взглядах на существующие реалии, свои интересы, мысли о будущем и др. Это также необходимо учитывать при выборе той или иной технологии социальной работы с П.л.
В общей группе П.л. имеются самые разные ее представители: физически здоровые люди и больные; живущие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и недовольные этим; еще работающие, но тяготящиеся работой и творцы, фонтанирующие идеи; несчастные, отчаявшиеся в жизни и оптимисты; малоподвижные домоседы и активисты-общественники, волонтеры; глубоко верующие и атеисты; разнообразно проводящие досуг, имеющие интересные хобби и носители вредных привычек, и т.д.
У П.л. проявляются в разной степени те черты, которые обусловлены процессом старения: ригидность психических процессов, нетерпимость, обидчивость, эгоцентризм, недоверчивость, снижение эмоционального фона, депрессивность. Поэтому когда социальный работник выбирает тот или иной метод, технологию своей работы, то обязательно учитывает индивидуальные особенности своего клиента и группы П.л. в целом. Прежде всего специалисту необходимо учитывать три компонента: физиологический, психологический и социальный.
Физиологический компонент связан с первичными физиологическими потребностями П.л. Эти потребности человека, в отличие от потребностей животных, носят общественный (а не только биологический) характер. Они в значительной степени обусловлены деятельностью человека, опосредуются общественным производством, обществом. Применительно к П.л. удовлетворение этих физиологических потребностей связано с сохранением здоровья, жизни в целом, что в значительной мере определяет выбор и содержание так называемых социально-медицинских технологий, которые являются ведущими в социальной работе с пожилыми клиентами.
Психологический компонент П.л. (ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление и т.п.) поддерживается и развивается соответствующей средой, реабилитируется (в случае недостаточного развития и нарушения) с помощью соответствующих социально-психологических технологий.
Социальный компонент личности любого человека, в том числе пожилого, нацелен на удовлетворение потребностей в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; в знании, саморазвитии; в творчестве, самовыражении. Эти потребности удовлетворяются (призваны удовлетворяться) как всей совокупностью общественных отношений, социализацией пожилых людей, так и с помощью применения различных технологий социальной работы (см. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ).
С точки зрения социальной работы важно учитывать проживание П.л. в городских, сельских формах расселения, их размеры, концентрацию в них пожилого населения, преобладание или сочетание различных видов производства, что в значительной мере обусловливает насыщенность их объектами культурно-бытового назначения, степень благоустройства, развития транспорта, средств связи и т.д. Сфера здравоохранения как система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений важна для П.л. с точки зрения осуществления тех мероприятий, которые направлены на охрану их здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни П.л.
В сфере образования для П.л. имеют значение возможности и условия обучения их внуков и детей, подготовка специалистов, имеющих отношение к тем или иным сторонам их жизнедеятельности, в первую очередь социальных работников с учетом всех их специализаций, особенно по работе с пожилыми клиентами. Сфера науки важна для П.л. с точки зрения изучения, знания всех компонентов пожилого человека (биологического, психологического, социального), их особенностей по сравнению с другими возрастными группами, что позволяет разрабатывать мероприятия и готовить специалистов в области геронтологии, гериатрии, сестринского ухода, способных решать проблемы удовлетворения потребностей и интересов П.л., с целью восстановления или улучшения их социального функционирования.
Развитие сферы культуры важно для П.л. не только с точки зрения предметных результатов культурной деятельности (культурных учреждений, сооружений, произведений искусства и т.д.), но и достигнутых знаний, умений, навыков, уровня интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способов и форм общения всех социальных и социально-демографических групп, что создает благоприятные, приемлемые условия для нормальной жизнедеятельности П.л. Особое значение для П.л. имеет состояние культурно-досуговой сферы как части того времени, которое используется для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), для творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и т.д. Кроме того, для П.л. чрезвычайно важны меры по созданию инфраструктуры отдыха и развлечений, для творческой и любительской деятельности на приемлемых для них условиях (повсеместность, бесплатность, льготность и т.д.).
Силовые структуры общества как специфическая сфера жизнедеятельности людей касается П.л., во-первых, с точки зрения их службы в них и выхода на пенсию и, во-вторых, с точки зрения необходимости защиты П.л. от посягательств на их жизнь, спокойное проживание, обеспечение их безопасности.
Пенитенциарная система, ее состояние, нормальное функционирование касается П.л. как система, во-первых, в которой могут находиться они сами, во-вторых, где могут находиться их дети и внуки, в-третьих, как система, связанная с позитивной социализацией наказуемых, что в конечном счете ведет (должно вести) к большей степени социальной безопасности всех слоев населения, в том числе П.л. Состояние социально-этнической среды может способствовать или препятствовать складыванию нормальных (либо ненормальных) взаимоотношений, социально-этнического климата между представителями разных национальностей. Кроме того, что особенно важно, ее понимание в узком смысле предполагает мероприятия (политического, экономического, культурного, социального характера) по поддержанию цивилизованных, нормальных, благоприятных отношений в непосредственной окружающей среде: в семейно-бытовых отношениях, в трудовых и поселенческих коллективах, на улице и т.д.
Для П.л. большое значение имеют сфepa бытового обслуживания населения, услуги ЖКХ, оказание непроизводственных и производственных услуг: ремонт жилья, снабжение водой, газом, топливом, химчистка вещей, пошив и ремонт обуви, одежды, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д. Мероприятия в этой сфере должны быть направлены на повышение качества обслуживания, снижение оплаты услуг, в том числе за счет местных органов власти.
Таким образом, в каждой из вышеперечисленных сфер с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты П.л. В конечном счете речь идет о создании (путем проведения в жизнь социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности и осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и страт, отдельных личностей, в том числе П.л.
В.А. Фокин, И.В. Фокин
Лит.: Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник. 7-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: СТИ, 2000; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2005.
П.л. подразделяются на разные страты, различаясь по своему жизненному опыту и меняющимся ролям в зависимости от их возрастного уровня. Выделяют следующие возрастные страты: молодые старые (от 65 до 74 лет), старые старые (от 75 до 84 лет) и самые старые старые (от 85 и старше). Речь идет об особенностях различных поколений внутри пожилого возраста. Образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе (страте), предполагают, что каждая страта П.л. уникальна. Говоря о таких стратах, отметим, что этот факт необходимо учитывать при вовлечении П.л. разных возрастов в социальную работу. Каждая возрастная страта по-своему взаимодействует с окружающими. В изменяющемся и стареющем мире количество П.л. в стратах может существенно меняться. Например, это зависит от так называемых взрывов рождаемости (беби-бум) и отдельных периодов, когда рождаемость детей резко падает.
Резкий спад рождаемости в России был в 90-е гг. ХХ в. Может случиться так, что в 50-е гг. ХХI в. российские социальные работники столкнутся с резким уменьшением количества пожилых клиентов. Поэтому в социально-геронтологической работе следует ориентироваться на перспективную количественную составляющую возрастных страт, а не на существующую. Кроме этого, каждая страта П.л. имеет свой особый образ жизни, свои особенности в психологии личности, в отношении к жизни, религии, взглядах на существующие реалии, свои интересы, мысли о будущем и др. Это также необходимо учитывать при выборе той или иной технологии социальной работы с П.л.
В общей группе П.л. имеются самые разные ее представители: физически здоровые люди и больные; живущие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и недовольные этим; еще работающие, но тяготящиеся работой и творцы, фонтанирующие идеи; несчастные, отчаявшиеся в жизни и оптимисты; малоподвижные домоседы и активисты-общественники, волонтеры; глубоко верующие и атеисты; разнообразно проводящие досуг, имеющие интересные хобби и носители вредных привычек, и т.д.
У П.л. проявляются в разной степени те черты, которые обусловлены процессом старения: ригидность психических процессов, нетерпимость, обидчивость, эгоцентризм, недоверчивость, снижение эмоционального фона, депрессивность. Поэтому когда социальный работник выбирает тот или иной метод, технологию своей работы, то обязательно учитывает индивидуальные особенности своего клиента и группы П.л. в целом. Прежде всего специалисту необходимо учитывать три компонента: физиологический, психологический и социальный.
Физиологический компонент связан с первичными физиологическими потребностями П.л. Эти потребности человека, в отличие от потребностей животных, носят общественный (а не только биологический) характер. Они в значительной степени обусловлены деятельностью человека, опосредуются общественным производством, обществом. Применительно к П.л. удовлетворение этих физиологических потребностей связано с сохранением здоровья, жизни в целом, что в значительной мере определяет выбор и содержание так называемых социально-медицинских технологий, которые являются ведущими в социальной работе с пожилыми клиентами.
Психологический компонент П.л. (ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление и т.п.) поддерживается и развивается соответствующей средой, реабилитируется (в случае недостаточного развития и нарушения) с помощью соответствующих социально-психологических технологий.
Социальный компонент личности любого человека, в том числе пожилого, нацелен на удовлетворение потребностей в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; в знании, саморазвитии; в творчестве, самовыражении. Эти потребности удовлетворяются (призваны удовлетворяться) как всей совокупностью общественных отношений, социализацией пожилых людей, так и с помощью применения различных технологий социальной работы (см. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ).
С точки зрения социальной работы важно учитывать проживание П.л. в городских, сельских формах расселения, их размеры, концентрацию в них пожилого населения, преобладание или сочетание различных видов производства, что в значительной мере обусловливает насыщенность их объектами культурно-бытового назначения, степень благоустройства, развития транспорта, средств связи и т.д. Сфера здравоохранения как система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений важна для П.л. с точки зрения осуществления тех мероприятий, которые направлены на охрану их здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни П.л.
В сфере образования для П.л. имеют значение возможности и условия обучения их внуков и детей, подготовка специалистов, имеющих отношение к тем или иным сторонам их жизнедеятельности, в первую очередь социальных работников с учетом всех их специализаций, особенно по работе с пожилыми клиентами. Сфера науки важна для П.л. с точки зрения изучения, знания всех компонентов пожилого человека (биологического, психологического, социального), их особенностей по сравнению с другими возрастными группами, что позволяет разрабатывать мероприятия и готовить специалистов в области геронтологии, гериатрии, сестринского ухода, способных решать проблемы удовлетворения потребностей и интересов П.л., с целью восстановления или улучшения их социального функционирования.
Развитие сферы культуры важно для П.л. не только с точки зрения предметных результатов культурной деятельности (культурных учреждений, сооружений, произведений искусства и т.д.), но и достигнутых знаний, умений, навыков, уровня интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способов и форм общения всех социальных и социально-демографических групп, что создает благоприятные, приемлемые условия для нормальной жизнедеятельности П.л. Особое значение для П.л. имеет состояние культурно-досуговой сферы как части того времени, которое используется для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), для творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и т.д. Кроме того, для П.л. чрезвычайно важны меры по созданию инфраструктуры отдыха и развлечений, для творческой и любительской деятельности на приемлемых для них условиях (повсеместность, бесплатность, льготность и т.д.).
Силовые структуры общества как специфическая сфера жизнедеятельности людей касается П.л., во-первых, с точки зрения их службы в них и выхода на пенсию и, во-вторых, с точки зрения необходимости защиты П.л. от посягательств на их жизнь, спокойное проживание, обеспечение их безопасности.
Пенитенциарная система, ее состояние, нормальное функционирование касается П.л. как система, во-первых, в которой могут находиться они сами, во-вторых, где могут находиться их дети и внуки, в-третьих, как система, связанная с позитивной социализацией наказуемых, что в конечном счете ведет (должно вести) к большей степени социальной безопасности всех слоев населения, в том числе П.л. Состояние социально-этнической среды может способствовать или препятствовать складыванию нормальных (либо ненормальных) взаимоотношений, социально-этнического климата между представителями разных национальностей. Кроме того, что особенно важно, ее понимание в узком смысле предполагает мероприятия (политического, экономического, культурного, социального характера) по поддержанию цивилизованных, нормальных, благоприятных отношений в непосредственной окружающей среде: в семейно-бытовых отношениях, в трудовых и поселенческих коллективах, на улице и т.д.
Для П.л. большое значение имеют сфepa бытового обслуживания населения, услуги ЖКХ, оказание непроизводственных и производственных услуг: ремонт жилья, снабжение водой, газом, топливом, химчистка вещей, пошив и ремонт обуви, одежды, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д. Мероприятия в этой сфере должны быть направлены на повышение качества обслуживания, снижение оплаты услуг, в том числе за счет местных органов власти.
Таким образом, в каждой из вышеперечисленных сфер с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты П.л. В конечном счете речь идет о создании (путем проведения в жизнь социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности и осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и страт, отдельных личностей, в том числе П.л.
В.А. Фокин, И.В. Фокин
Лит.: Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник. 7-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: СТИ, 2000; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2005.