Пожилые люди

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пожилые люди
женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое.
Термин «пожилые люди» можно заменить другими, в частности «третий возраст». Существуют проблемы с определением, когда человек становится пожилым. Социальные, культурные, экономические и медицинские факторы действуют на пожилых людей по-разному. Обычный пенсионный возраст может ввести в заблуждение, а женщина или мужчина на пенсии может продолжать активно работать по дому или меняет род занятий в возрасте 60-65 лет. Определение пожилого возраста зависит от того, какие представления существуют в обществе о жизни старшего поколения и старении. Как правило, принято уделять внимание негативным аспектам старения, в частности болезням, бедности, немощи. Вместе с тем, по данным западноевропейской статистики, 85% людей старше 65 лет не сидят дома; 60% людей старше 70 лет не жалуются на здоровье и нетрудоспособность; 95% людей старше 65 лет не страдают психическими расстройствами. Однако у 70% лиц старше 65 лет пожилой возраст ассоциируется с бедностью. Стереотипные представления о старении, в частности представления о бедности и немощи, часто приводят к нечуткому обращению с пожилыми людьми, ДИСКРИМИНАЦИИ и социальному неравенству.
В обществе усиливается тенденция считать пожилых людей основными клиентами системы медико-социального обеспечения. Дело в том, что все больше мужчин и женщин доживают до 60 лет и старше. К пожилым людям относятся как к обузе. Рост продолжительности жизни сопровождается усилением дисбаланса в численности мужчин и женщин в возрасте 69 лет и старше. Женщины живут дольше; ввозрасте 85 лет на 100 мужчин приходится 325 женщин, а в возрасте более 75 лет 80% женщин будут одинокими, т. е. вдовами или разведенными. Это значит, что пожилые женщины подвергаются двойному угнетению, тендерному и возрастному, это негативно сказывается на качестве их жизни.
Следует учитывать однородность, но вместе с тем и разнообразие пожилых людей. Все они сходны тем, что имеют сравнительно низкий доход. Они лишены возможности зарабатывать больше и с трудом находят себе применение на рынке труда. В то же время пожилые люди относительно свободны и могут распоряжаться собственной жизнью. Различия у представителей этой возрастной группы связаны с классовой принадлежностью, полом, предшествующим родом занятий, состоянием здоровья, жилищными условиями, материальными возможностями, личными талантами и характерологическими особенностями. Люди различаются по составу семьи и обязанностям, а также установкам и мотивации. Варьируют также социальные и семейные роли, возможности выбора. Следовательно, жизнь пожилых людей не менее разнообразна, чем молодых.
Рост численности пожилых людей в настоящее время и в будущем оказывает заметное влияние на социальную работу, распределение ресурсов и планирование услуг, расширенное использование амбулаторных и больничных учреждений, а также поддержку семей и ближайшего окружения пожилых людей.
Все сложные задачи, связанные с медико-социальным обслуживанием, решаются в сотрудничестве с пожилым человеком, лицами, осуществляющими за ним уход, и другими заинтересованными лицами, в частности родственниками и, возможно, ближайшим окружением. Для проведения такой работы необходимы следующие навыки и знания: навыки консультирования, знание ресурсов и социальных пособий, умение скоординировать усилия многих людей, навыки оценивания, знание законодательства, приверженность принципам партнерства и свободы выбора.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ
масштабный объект социальной работы, увеличивающийся по своей численности в связи со всеобщим старением населения (см. СТАРЕНИЕ, СТАРОСТЬ). Российские геронтологи, основываясь на рекомендациях ВОЗ, используют следующую возрастную периодизацию П.л.: пожилой возраст — 60–74 года; старческий возраст — 75–90 лет; долгожители — старше 90 лет.
П.л. подразделяются на разные страты, различаясь по своему жизненному опыту и меняющимся ролям в зависимости от их возрастного уровня. Выделяют следующие возрастные страты: молодые старые (от 65 до 74 лет), старые старые (от 75 до 84 лет) и самые старые старые (от 85 и старше). Речь идет об особенностях различных поколений внутри пожилого возраста. Образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе (страте), предполагают, что каждая страта П.л. уникальна. Говоря о таких стратах, отметим, что этот факт необходимо учитывать при вовлечении П.л. разных возрастов в социальную работу. Каждая возрастная страта по-своему взаимодействует с окружающими. В изменяющемся и стареющем мире количество П.л. в стратах может существенно меняться. Например, это зависит от так называемых взрывов рождаемости (беби-бум) и отдельных периодов, когда рождаемость детей резко падает.
Резкий спад рождаемости в России был в 90-е гг. ХХ в. Может случиться так, что в 50-е гг. ХХI в. российские социальные работники столкнутся с резким уменьшением количества пожилых клиентов. Поэтому в социально-геронтологической работе следует ориентироваться на перспективную количественную составляющую возрастных страт, а не на существующую. Кроме этого, каждая страта П.л. имеет свой особый образ жизни, свои особенности в психологии личности, в отношении к жизни, религии, взглядах на существующие реалии, свои интересы, мысли о будущем и др. Это также необходимо учитывать при выборе той или иной технологии социальной работы с П.л.
В общей группе П.л. имеются самые разные ее представители: физически здоровые люди и больные; живущие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и недовольные этим; еще работающие, но тяготящиеся работой и творцы, фонтанирующие идеи; несчастные, отчаявшиеся в жизни и оптимисты; малоподвижные домоседы и активисты-общественники, волонтеры; глубоко верующие и атеисты; разнообразно проводящие досуг, имеющие интересные хобби и носители вредных привычек, и т.д.
У П.л. проявляются в разной степени те черты, которые обусловлены процессом старения: ригидность психических процессов, нетерпимость, обидчивость, эгоцентризм, недоверчивость, снижение эмоционального фона, депрессивность. Поэтому когда социальный работник выбирает тот или иной метод, технологию своей работы, то обязательно учитывает индивидуальные особенности своего клиента и группы П.л. в целом. Прежде всего специалисту необходимо учитывать три компонента: физиологический, психологический и социальный.
Физиологический компонент связан с первичными физиологическими потребностями П.л. Эти потребности человека, в отличие от потребностей животных, носят общественный (а не только биологический) характер. Они в значительной степени обусловлены деятельностью человека, опосредуются общественным производством, обществом. Применительно к П.л. удовлетворение этих физиологических потребностей связано с сохранением здоровья, жизни в целом, что в значительной мере определяет выбор и содержание так называемых социально-медицинских технологий, которые являются ведущими в социальной работе с пожилыми клиентами.
Психологический компонент П.л. (ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление и т.п.) поддерживается и развивается соответствующей средой, реабилитируется (в случае недостаточного развития и нарушения) с помощью соответствующих социально-психологических технологий.
Социальный компонент личности любого человека, в том числе пожилого, нацелен на удовлетворение потребностей в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; в знании, саморазвитии; в творчестве, самовыражении. Эти потребности удовлетворяются (призваны удовлетворяться) как всей совокупностью общественных отношений, социализацией пожилых людей, так и с помощью применения различных технологий социальной работы (см. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ).
С точки зрения социальной работы важно учитывать проживание П.л. в городских, сельских формах расселения, их размеры, концентрацию в них пожилого населения, преобладание или сочетание различных видов производства, что в значительной мере обусловливает насыщенность их объектами культурно-бытового назначения, степень благоустройства, развития транспорта, средств связи и т.д. Сфера здравоохранения как система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений важна для П.л. с точки зрения осуществления тех мероприятий, которые направлены на охрану их здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни П.л.
В сфере образования для П.л. имеют значение возможности и условия обучения их внуков и детей, подготовка специалистов, имеющих отношение к тем или иным сторонам их жизнедеятельности, в первую очередь социальных работников с учетом всех их специализаций, особенно по работе с пожилыми клиентами. Сфера науки важна для П.л. с точки зрения изучения, знания всех компонентов пожилого человека (биологического, психологического, социального), их особенностей по сравнению с другими возрастными группами, что позволяет разрабатывать мероприятия и готовить специалистов в области геронтологии, гериатрии, сестринского ухода, способных решать проблемы удовлетворения потребностей и интересов П.л., с целью восстановления или улучшения их социального функционирования.
Развитие сферы культуры важно для П.л. не только с точки зрения предметных результатов культурной деятельности (культурных учреждений, сооружений, произведений искусства и т.д.), но и достигнутых знаний, умений, навыков, уровня интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способов и форм общения всех социальных и социально-демографических групп, что создает благоприятные, приемлемые условия для нормальной жизнедеятельности П.л. Особое значение для П.л. имеет состояние культурно-досуговой сферы как части того времени, которое используется для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), для творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и т.д. Кроме того, для П.л. чрезвычайно важны меры по созданию инфраструктуры отдыха и развлечений, для творческой и любительской деятельности на приемлемых для них условиях (повсеместность, бесплатность, льготность и т.д.).
Силовые структуры общества как специфическая сфера жизнедеятельности людей касается П.л., во-первых, с точки зрения их службы в них и выхода на пенсию и, во-вторых, с точки зрения необходимости защиты П.л. от посягательств на их жизнь, спокойное проживание, обеспечение их безопасности.
Пенитенциарная система, ее состояние, нормальное функционирование касается П.л. как система, во-первых, в которой могут находиться они сами, во-вторых, где могут находиться их дети и внуки, в-третьих, как система, связанная с позитивной социализацией наказуемых, что в конечном счете ведет (должно вести) к большей степени социальной безопасности всех слоев населения, в том числе П.л. Состояние социально-этнической среды может способствовать или препятствовать складыванию нормальных (либо ненормальных) взаимоотношений, социально-этнического климата между представителями разных национальностей. Кроме того, что особенно важно, ее понимание в узком смысле предполагает мероприятия (политического, экономического, культурного, социального характера) по поддержанию цивилизованных, нормальных, благоприятных отношений в непосредственной окружающей среде: в семейно-бытовых отношениях, в трудовых и поселенческих коллективах, на улице и т.д.
Для П.л. большое значение имеют сфepa бытового обслуживания населения, услуги ЖКХ, оказание непроизводственных и производственных услуг: ремонт жилья, снабжение водой, газом, топливом, химчистка вещей, пошив и ремонт обуви, одежды, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д. Мероприятия в этой сфере должны быть направлены на повышение качества обслуживания, снижение оплаты услуг, в том числе за счет местных органов власти.
Таким образом, в каждой из вышеперечисленных сфер с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты П.л. В конечном счете речь идет о создании (путем проведения в жизнь социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности и осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и страт, отдельных личностей, в том числе П.л.
В.А. Фокин, И.В. Фокин
Лит.: Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник. 7-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: СТИ, 2000; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2005.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
275.58 кб

Пожилые люди: практики чтения

Елютина Марина Эдуардовна, Колязина Лариса Викторовна
Читать PDF
383.31 кб

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Григорьева Ирина Андреевна
В статье говорится об изменениях приоритетов социальной политики, вызванных старением населения.
Читать PDF
1.04 мб

Пожилые люди в системе академического образования

Кромолицка Барбара
В университетской среде формируется специфический подход к образовательной активности пожилого человека как потенциального студента.
Читать PDF
976.27 кб

Люди пожилого возраста как объект социальной работы

Киселева Наталья Александровна
Знание потребностей пожилого человека необходимо для определения оптимальных форм работы с ним и выбора тех видов социальных услуг, в которых он особо нуждается.
Читать PDF
234.88 кб

Пожилые люди как объект культурологического исследования

Игнатьева Н. В.
Читать PDF
3.70 мб

Пожилые люди в России: проблема социальной напряженности

Примако Людмила Владимировна
Читать PDF
326.61 кб

2013. 01. 015. Пожилые люди и новые технологии. (реферативный обзор)[98]

Евсеева Я. В.
Читать PDF
182.27 кб

2009. 01. 016-017. Пожилые люди и исследования старения. (сводный реферат)

Евсеева Я. В.
Читать PDF
227.41 кб

2012. 02. 019-020. Пожилые люди в фокусе социолингвистики. (сводный реферат)

Евсеева Я. В.
Читать PDF
327.51 кб

2016.01.002. Я.В. ЕВСЕЕВА. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ. (РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР)

Евсеева Я.В.
Читать PDF
91.78 кб

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ - ОСОБАЯ ГРУППА МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Михалюк С.Ф., Михалюк Р.А.
Читать PDF
275.77 кб

2000. 01. 015. Козлова Т. З. Одиночество пожилых людей. (одинокие пожилые люди в России)

Iao
Читать PDF
239.52 кб

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА

Жигарева Наталия Петровна, Жигарева Полина Андреевна
В статье говориться о комплексной реабилитации пожилых инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате, различных ее составляющих и результатах их воздействия.
Читать PDF
291.44 кб

Международная научно-практическая конференция «Пожилые люди - взгляд в XXI век» Нижний Новгород, ННГ

Читать PDF
171.92 кб

2004. 01. 014. Карадек В. Пожилые люди и техника: перспективы с точки зрения различных логик использ

Ушкова Е. Л.

Похожие термины:

  • Одинокие пожилые люди

    Согласно сложившейся практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой о