ПОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ

Найдено 1 определение
ПОЗНАНИЯ ГРАНИЦЫ
один из критериев научного познания, позволяющий судить, где кончается компетенция науки. В одном отношении ПГ задаются теми онтологическими, логическими и методологическими принципами, которые делают познание эффективным. Например, Аристотель задавал границы античного познания, с одной стороны, на основе категорий (онтологический принцип), с другой – с помощью правил рассуждения и доказательства («Аналитики»), с третьей стороны, формулируя принципы истинности, исключенного третьего, существования и др. Ж. Делез проводит границы современного познания на основе других представлений: сингулярности, индифирентности, событийности, ризомы и др. Указанные принципы фиксируют тот опыт познания и мышления, который складывается в определенной культуре и признается философским и научным сообществом (в целом или ее частью) как эффективный. В другом отношении ПГ задаются опытом мышления, за которым, в конце концов, стоит социальный опыт и опыт культуры. Впервые на это указал И. Кант, говоря, что разум впадает в антиномии, когда он выходит за пределы опыта. Примером обнаружения ПГ в конкретной науке (в физике, в частности) в ходе становления нового опыта является кризис представлений о теплоте как невесомом тепловом веществе (теплороде). Опыты с выделением тепла при трении двух тел, опыты Б. Томпсона с выделением больших количеств тепла при сверлении пушек, опыты Г. Дэви с трением двух кусков льда показали, что теория теплорода совершенно неправильна, что позволило Дэви выдвинуть теорию, объясняющую тепловые явления в рамках демокритовской концепции за счет гипотезы о колебательном движении частиц материи. Установление ПГ предполагает особые формы философской или научной рефлексии. К ним относится критика, проблематизация, обсуждение онтологических, логических или методологических принципов, наконец, типов и ПГ тех или иных дисциплин или способов мышления. В третьем отношении ПГ задаются относительно других видов освоения действительности (проектирования, искусства, религиозного или эзотерического опыта и др.), которые нередко отождествяляются с познанием, поскольку последнее рассматривается в качестве всеобщего идеала или формы существования. Например, «Пир» и «Государство» Платона хотя и заявляются им как формы познания, но на самом деле (так это видится в современной реконструкции и анализе) представляют собой желательные для Платона проекты любви и государства. Другая иллюстрация этого тезиса – современные психологические и социальные теории. Учение З. Фрейда хорошо работает в качестве языка и схем описания и репрезентации опыта личности, но как теория она мало что дает и объясняет. Сходная ситуация и с другими психологическими теориями. Это не столько знание о психике или личности, сколько средства описания и презентации опыта человека, вовлекаемого в соответствующие психологические практики. Нередко даже религиозные и эзотерические практики манифестируют себя как особые (мистические, трасцендентальные, сверхрациональные) формы познания. Открывая «Исповедь», Августин спрашивал: «Надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе?», а сегодня эзотерик М. Лайтман пишет в книге «Наука Каббала»: «Изучение Каббалы дает человеку ответы на все вопросы. Он изучает все причинно-следственные связи этого мира, изучает высший мир, из которого все исходит в наш мир». Но подобное отождествление рациональных и иррациональных форм познания чревато проблемами и противоречиями, и поэтому требует проведения более ясной демаркации познания с другими способами освоения мира. Этот вывод мы относим и к ограничениям познания управления как социального явления. В.М. Розин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
148.37 кб

Границы познания жизни

Рыхлова Наталья Николаевна
В предлагаемой статье делается попытка дать методологию познания жизни и определить границы этого познания.
Читать PDF
2.43 мб

Образование, расширяющее границы познания

Сухоруких Алексей Викторович
В статье рассмотрены принципы расширения когнитивных границ современного научного поиска и названы гносеологические механизмы образовательного процесса, позволяющие приблизиться к верификации «непознаваемого» в научном творчестве.
Читать PDF
341.95 кб

Математика как исследование границ научного познания

Вечтомов Евгений Михайлович
Рассматриваются и анализируются основные положения методологии математики. Показана роль математики в научном познании, в определении и уточнении границ точного знания и возможностей самого познания.
Читать PDF
300.51 кб

Философия «Границы» в контексте гуманитарного познания

Куликова Тамара Валентиновна
Читать PDF
225.41 кб

Выявление границ научного знания в процессе познания и преподавания

Карпицкий Н. Н., Тарнапольская Г. М.
В статье показывается значение философии для определения границ применимости медицинских подходов. Это определяет значение философии в системе медицинского образования.
Читать PDF
1.61 мб

Меняющаяся повседневность как неизменная граница познания и практики

Федотова В. Г.
Читать PDF
254.48 кб

Социокультурный подход к определению границ объектов социального познания

Козырьков Владимир Павлович
Современная культура создала новую ситуацию в определении границ социального познания. Они задаются не столько социальным явлением или субъектом его познания, сколько социокультурными факторами.
Читать PDF
156.70 кб

Дозволенное незнание и недозволенное знание: Кузанский и Кант о границах познания

Цыпина Лада Витальевна