Правление, ПравительствоПраво вернуться

ПРАВО

Найдено 13 определений термина ПРАВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПРАВО

law) - см. Социология права; Научное право.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Право

система социальных норм, исполнение которых обязательно для всех членов общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Право

система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Право

система норм и ценностей, установленных, сформулированных и кодифицированных, на страже которых стоят специальные институты, располагающие возможностями государственного принуждения

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

ПРАВО

англ. law /right /claim; нем. Recht. 1. Система общеобязательных соц. норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им. 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода ч.-л. делать, осуществлять. 3. Возможность действовать, поступать к.-н. образом. 4. Наука, изучающая эти нормы. 5. Основание, причина.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Правые

в политике) (Right), термин, относящийся к идеям, движениям и партиям консервативного или реакционного направления. По примеру титулованной аристократии времен Великой французской революции (1789) члены законодат. собраний с авторитарными, антидемокр. и антисоц. взглядами обычно располагались в зале заседаний справа. В понятие П. (как и в понятие левые) в разное время вкладывался неодинаковый смысл. Так, П. называли людей с либеральными, консервативными и даже фашистскими взглядами (фашизм, новые правые).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Права

основные права и свободы, которыми должен располагать каждый человек, включая право на жизнь, свободу мысли и выражения, равенство перед законом и общее благополучие. Современная идеология прав человека сформировалась после Второй мировой войны. Всеобщей декларацией прав человека оговариваются права человека, которые обязуется соблюдать государство. Данные права считаются минимальным стандартом, гарантирующим свободное и полноценное развитие потенциала каждого человека. Люди, живущие с ВИЧ, и их близкие относятся к группам, уязвимым перед нарушением прав человека. Причина этому – стигматизация и дискриминация людей с ВИЧ, существующие на самых разных уровнях общества. В службах поддержки должно гарантироваться равное отношение к каждому клиенту и его правам. К таким правам в первую очередь относятся конфиденциальность, гарантия квалифицированной помощи, уважение к личности клиента, отсутствие дискриминации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

Право

это совокупность обязательных для исполнения, установленных или санкционированных государством норм, регулирующих поведение субъектов права в юридически значимых ситуациях. Важнейшими сущностными признаками права являются: обязательность, формальная определенность и нормативность. Обязательность права обеспечивается принудительной силой государства, которое вправе осуществлять определенные санкции в отношении правонарушителей. Формальная определенность выражается в том, что нормы права закрепляются в официальных источниках (например, законах, указах), содержание которых субъекты права не вправе менять по своему произвольному желанию. Нормативность отражает главную социальную функцию права – регулирование общественных отношений, поскольку правовая норма представляет собой модель или алгоритм поведения субъектов права (физических и юридических лиц) в тех или иных правовых ситуациях. Социальная функция П. способствует формированию принципов социального государства.

Термин «П.» употребляется в двух смыслах. Объективное П. –законодательство того или иного государства. Субъективное П. – т.е. принадлежащие гражданину или организации правомочия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

ПРАВО

В философии права оно понимается как форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Право развилось из социальных норм или обычаев, то есть привычных правил поведения, которое государство сделало юридическими обычаями. Этот первоначальный пласт - т.н. обычное право - по большей части сохраняет черты своего происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Обычное право более этнично, чем другие формы права - судебная практика (казуальное, или прецедентное право) и законодательство (статутное право).

С социальной точки зрения право - это совокупность устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. Обычное право - это право, сформированное на основе обычая, то есть исторически сложившегося стереотипного способа поведения, которое представляют собой стандартизированные действия, совершаемые множеством людей и воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Законодательное право - это юридическая норма, правило поведения, которая устанавливается заблаговременно, официальным образом, носит всеобщий характер и доведено до заинтересованных лиц с помощью опубликования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий гендерных терминов

ПРАВО

форма обществ. сознания, суть к-рой состоит в соц. регуляции. Выражена в соц. нормах, обеспеченных принуждением со стороны гос-ва, в чем заключается основное отличие П. от морали. В социологич. теории П. и юридич. этнографии преобладает взгляд, что П. развилось из соц. норм или обычаев, т. е. привычных правил поведения, из числа к-рых формирующееся или сформировавшееся гос-во отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, власти и привилегий) и, придав им силу закона, сделало т. н. юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридич. обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой П. Этот первоначальный пласт - т. н. обычное П. - по большей части сохраняет черты своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфич. символами, ритуалами, сценариями судопроизводства обычное П. всегда этничнее др. источников, или форм, П. Др. источники, или формы, П. - судебная практика (казуальное, или прецедентное, П.) и законодательство (статутное П.) - также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее этничными. Все три источника, или формы, П. вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы П. в индуизме и конфуцианстве, в к-рых велика доля освященных религией юридич. обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее - статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-амер. П., в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального П. статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность П. Лит.: Мейхью Л. Социология права//Американская социология. М., 1972; Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии//Исследования по общей этнографии. М., 1979; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1-2, М., 1981-1982; Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. М., 1996. Diamond AS. Primitive law, past and present. L., 1971; Pospisill L. Anthropology of law: A comparative theory. N.Y., 1971. А.И. Першиц.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Права

законная претензия на лечение, пособия или защитные меры, о которых индивид может ходатайствовать в рамках закона, устава или декларации. Права бывают нескольких видов. Политические и гражданские права защищают гражданина конкретной страны от незаконного применения силы со стороны государства и уполномочивают человека предпринимать шаги к оказанию влияния, пусть номинального, на политику и общественное мнение. Социальные и экономические права позволяют притязать на распределяемые от имени государства товары и услуги; эти права не зависят от того, насколько индивид их заслуживает. Права человека имеют универсальный характер и обычно формулируются применительно к людям вообще. Процедурные права дают основание на справедливое рассмотрение дела, прежде чем будет принято определенное решение о социальном пособии или услуге, в частности материальной поддержке, удовлетворении особых потребностей в обучении у ребенка с задержками развития или передаче ребенка на попечение местных органов власти.

Политические и гражданские права защищают гражданина от злоупотреблений со стороны государства и включают право на свободу высказываний, голосование, разбирательство в суде присяжных, право на личную безопасность и право не подвергаться расовой дискриминации (см. ДИСКРИМИНАЦИЯ).

Социальные и экономические права включают право на медицинскую помощь, социальное обеспечение, право на профессиональное обучение и жилье. Концепция социальных и экономических прав не имеет такой же единогласной поддержки, как политические и гражданские права. Некоторые вообще ставят эти права под сомнение. Например, сторонники движения New Right полагают, что такие права требуют материального подкрепления, т. е. времени и средств служб социального обеспечения, их нельзя считать правами, поскольку необходимые ресурсы часто отсутствуют, что подрывает само понятие о праве как безусловной, автоматической норме. Центристы и левые считают, что различия между гражданскими и социальными правами не так велики, как может показаться, поскольку эти виды прав зависят от наличных ресурсов. Право на личную безопасность, например, предполагает эффективную политическую власть, а право на суд присяжных требует времени и юридической помощи.

Лучшие примеры прав человека содержатся в декларации Организации Объединенных Наций, например право на труд, образование, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Нации могут указывать соответствующие права в своем законодательстве, однако это бывает не всегда. На практике права человека игнорируются даже в тех странах, которые поставили свои подписи под соответствующими конвенциями ООН. Тем не менее права человека претендуют на универсальность и используются в работе ряда правительственных и неправительственных организаций, таких как Комиссия ООН по правам человека.

Процедурные права имеют политическую подоплеку. По мнению общественности, именно они являются наиболее действенным способом обезопасить индивидов от произвола правительственных чиновников, включая местные власти. Процедурные права оказывают влияние на социальную работу и амбулаторную помощь. Право клиента участвовать в принятии касающихся его решений, право знать о роли и полномочиях работника в конкретной ситуации, право давать определенное согласие или отказываться от вмешательства (за исключением ситуаций, в которых социальный работник обязан принять защитные меры), право людей получать информацию на своем родном языке, право давать письменное согласие на услуги – все это примеры процедурных прав, касающихся работы специалистов с потребителями медико-социальных услуг.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ПРАВА

RIGHTS) Понятие, играющее ключевую роль в обсуждении вопросов гражданства, равенства, справедливости и легитимности. Права бывают пассивными или активными и могут определяться как: (1) требования (например, право на возвращение долга); (2) власть (например, право распределения собственности посредством завещания); (3) свобода (как в случае со свободой выражения политических взглядов) и (4) иммунитет (например, от вмешательства). Наличие прав предполагает наличие определенных обязанностей, например, право на возврат долга подразумевает также и обязанность платить долги. Таким образом, права определяют отношения между носителями (bearers) прав (которыми, как правило, являются отдельные индивиды) и гарантами (upholders) прав (гарантом обычно является государство). Такого рода таксономия противостоящих требований и обязательств (привилегия и долг, власть и бессилие, иммунитет и ответственность) была впервые предложена юристом У.Н. Хофельдом в работе «Основные правовые концепции» (Hohfeld, 1919). Модель Хофельда способствовала разграничению теории выбора и бенефициарной теории, по-разному решавших вопрос о том, кто может обладать правами. Согласно теории выбора, права могут осуществляться только рациональными, способными к выбору существами, то есть людьми, а животные, строго говоря, правами обладать не могут. Бенефициарная же теория увязывает права с позволением: правами как бенефициями (тем, что предоставлено, «пожаловано») может пользоваться любое существо, которое ими наделено. Эти две позиции отражают различие между правом, понимаемым как то, на что притязает индивид, и правом, понимаемым как то, что причитается индивиду или существу. Существуют также следующие принципиально различные схемы или теоретические рамки для выражения природы прав. (1) Естественные права. Согласно теории естественного права, права людей проистекают либо из вечного, установленного богом морального порядка, либо из рациональных законов природы. Индивиды обладают правами и обязанностями потому, что существует некий фундаментальный закон, регулирующий социальный порядок посредством морали. (2) В процессе секуляризации теория естественного права вылилась в теорию прав человека. Эта эволюция нашла отражение, например, в труде Гроция «О праве войны и мира» (Grotius, 1625). Сегодняшняя теория прав человека сложилась в результате осмысления человеческих страданий в ХХ в., вызванных геноцидом. М. Фриден (Freeden, 1991) определяет права человека в качестве юридического механизма, устанавливающего приоритет определенных атрибутов, которые считаются необходимыми для жизни людей, защищающего эти атрибуты и предоставляющего возможность вмешательства с целью их обеспечения. (3) Если естественные права или права человека (в том виде, в каком они изложены в «Декларации прав человека» ООН 1948 г.) усматриваются за индивидами уже в силу того, что они являются людьми, то гражданские права являются притязаниями в рамках конкретного государства или политического сообщества, признаваемыми и поддерживаемыми с помощью определенных юридических систем. В современном обществе гражданские права часто увязываются с социальными движениями и их требованиями гражданских свобод (такими, как движение за гражданские права в США в середине ХХ в.). (4) Права на социальное обеспечение (welfare rights) в числе прочего включают требования оказания материальной помощи тем, кто испытывает нужду; при этом возможны попытки перераспределения богатства и других ресурсов общества. Эти права обычно подразумевают обеспечение образования и здравоохранения и, таким образом, связаны с идеей о важности справедливости. Иногда выдвигаются критические утверждения о том, что общество невозможно реформировать, опираясь на одни лишь права на социальную обеспеченность, без радикального перераспределения частной собственности. Понятие прав часто соотносится с либерализмом и индивидуализмом, при этом оно часто критикуется как выражение западных концепций индивида. Либеральная доктрина прав индивида увязывает права с обладанием собственностью и критикуется феминистской социальной теорией за то, что предполагает мужской контроль за домохозяйством. Традиция понимания прав в духе либерального индивидуализма критикуется также с позиций коммунитаризма. Лит.: Steiner (1994)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ПРАВО

многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. И. Кант определял П. как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом, П. можно определять как норму свободы.

Существует множество научных направлений, формирующих представления о П.: теория естественного П.; историческая школа П.; психологическая теория П.; материалистическая теория П.; нормативистское направление его исследования. В литературе, исходя из множественности взглядов на П., называют следующие основные его признаки: 1) П. - это система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством; 2) в силу того, что П. имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением; для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу своей общеобязательности П. отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.); 3) П. выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы). П. имеет определенные принципы - основные идеи его существования и развития. Есть принципы, которые распространяются на всю систему П. (общие принципы) - справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма и другие; межотраслевые, охватывающие две или более отраслей П.; отраслевые (например: в трудовом П. принцип свободы трудового договора и др.).

П. тесно связано с экономикой. Экономическое развитие того или иного государства предопределяет соответствующее содержание П. П. может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором прогрессивных экономических и социальных преобразований. В П. выражается политика государства, так как правовые нормы издаются государством. П. имеет как общее, так и различное с моралью. Единство П. и морали обусловливается их нормативностью. Различие состоит в форме выражения (нормы морали обычно не фиксируются в специальных актах), в способе защиты от нарушений и т.д.

Среди важнейших источников П. могут быть названы следующие: 1) правовые обычаи; 2) нормативно-правовые акты государственных органов; 3) судебные прецеденты. Формы П. зависят от правовой системы того или иного государства. Правовым обычаем является санкционированное государством, сложившееся в результате многократного повторения правило поведения. Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы П. Система нормативно-правовых актов в государстве, как правило, определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие П. принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В систему нормативных актов государства, согласно названному закону, входят, в частности, Конституция, законы, а также имеющие нормативный характер указы Президента. Нормативными актами являются акты, принятые уполномоченными на то государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, иными субъектами нормотворчества, состоящие в целом или частично из общеобязательных норм, то есть правил поведения, распространяющихся на индивидуально неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и индивидуальные акты. К нормативно-правовым актам тесно примыкают акты толкования правовых норм. Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов.

Иерархия нормативных актов (на примере Республики Беларусь) может быть определена следующим образом: 1) Конституция (в том числе и акты толкования Конституции); 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами. Определяя иерархию нормативных актов нельзя забывать о норме, закрепленной в статье 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного П. и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу эта норма является вектором развития правовой системы Беларуси.

Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает Конституция. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак правового государства. Интерпретация как Конституции, так и основоположений закона в юриспруденции понимается как деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Необходимость в толковании возникает прежде всего потому, что любой акт не может применяться автоматически, вначале его суть должна быть уяснена правоприменителями, а также лицами, на которых он распространяет свое действие. Однако вслед за уяснением, как первым и обязательным элементом интерпретации, следует разъяснение содержания закона с целью разрешения возникшей двусмысленности. Орган, наделенный П. давать официальные толкования, должен раскрыть материальное содержание, то есть достоверно и обоснованно выразить цель и истинную мысль законодателя, изложенную в той или иной норме, вызвавшей различное понимание и разнобой при практическом применении. В этих случаях требуется, как правило, уточнение формулировки соответствующей нормы П. Акт толкования, независимо от того, когда он принят, по времени действия совпадает с толкуемым нормативным актом. При отмене нормативных актов полностью или частично утрачивают силу соответствующие нормы акта толкования. Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны в понимание первого с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта). Создание акта толкования осуществляется с учетом действия всех процедур правотворческого процесса. Ослаблению стремления протолковать ту или иную норму в угоду политической конъюнктуре способствует не только введение квалифицированного большинства голосов для принятия акта толкования Конституции, но и привлечение к этому процессу другой ветви власти - исполнительной. Решить это удается, если акты толкования Конституции и законов принимаются в форме законов, а не постановлений. В отличие от нормативного толкования, которое неотделимо от толкуемой нормы, казуальное толкование осуществляется при применении нормы П., разрешении конкретного дела. Следует иметь в виду, что казуальное толкование не сводится только к прямым разъяснениям и может быть сделано в скрытом виде, например, в решении суда. Наряду с аутентичным толкованием Конституции Парламентом у Конституционного Суда есть П. на правоприменительное толкование. При возникновении коллизий между актами о толковании Конституции, принимаемыми Парламентом и Конституционным Судом, приоритет должно иметь решение Конституционного Суда. Конституционный Суд проверяет конституционность всех актов, в том числе это относится и к актам о толковании Конституции и даже законов о внесении в нее изменений. Конституция не допускает заключения противоречащих ей международных договоров.

Наиболее значительной по объему группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов. Закон определяется как нормативный акт, регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Закон рассматривается также как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, - как то, что проголосовано парламентом. Однако нередко к законам могут относить и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента. Необходимо проводить различие между законами и постановлениями Парламента.

Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние существующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы.

Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам П. относят судебный и административный прецеденты. Сущность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родиной прецедентного П. является Англия. Судебный прецедент является более распространенной формой П., нежели административный прецедент. В странах, где он признается в качестве источника П., по существу суды занимаются правотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно и выражение: закон - это то, что о нем говорят суды. П. по своему внутреннему строению является сложной системой, имеющей относительно самостоятельные элементы (отрасли, правовые институты). Основным элементом является отрасль П., как совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид общественных отношений. Отрасли П. различаются друг от друга как по предмету, так и методу регулирования общественных отношений. Исходя из этого можно назвать конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, природноресурсовое, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое П. и др.

Г.А. Василевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ПРАВО — 0

Найдено научныех статей по теме ПРАВО — 0

Найдено книг по теме ПРАВО — 0

Найдено презентаций по теме ПРАВО — 0

Найдено рефератов по теме ПРАВО — 0