Правонарушение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Правонарушение
виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПРАВОНАРУШЕНИЕ
англ. delinquensy/transgression; нем. Rechtsverletzung. Неправомерное действие, являющееся нарушением действующего законодательства.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Правонарушение
неправомерное (противоправное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

ПРАВОНАРУШЕНИЕ
родовое понятие, которое означает любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За П. законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность (влечет за собой юридическую ответственность).
Правовой принцип гласит: “Никакое преступление, никакое наказание без предыдущего уголовного закона”. П. должно быть предусмотрено не просто правом (обычаем, религиозным предписанием или законом), а обязательно такой нормой права, которая содержит санкцию. Противоправность П. выражается в нарушении установленного запрета или неисполнении обязанности совершить определенные действия. П. совершается людьми, а не животными и силами природы. В то же время не все люди могут являться субъектами П., что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.
П. признается только виновное поведение субъектов права. П. обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Все П. принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступки могут быть дисциплинарными, процессуальными, международными, административными и гражданскими (деликтными). В зависимости от вида П. выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
В составе П. принято выделять четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает существование правонарушения: 1) объект — то, что охраняется правом, на что направлено П., чему причиняется вред; конкретные социальные блага, на которые направлено П., именуют его предметом; 2) объективная сторона — само деяние, причинная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. П. может быть как действие, так и бездействие лица. Оно должно быть противоправно, т.е. представлять собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Оно должно быть общественно опасно, т.е. нести вред или создавать угрозу вреда; 3) субъективная сторона — психическое состояние лица, совершившего правонарушение. Оно должно предполагать виновность, т.е. возможность волевого выбора субъектом варианта неправомерного поведения. Иначе законом может быть предусмотрено освобождение от ответственности или ее смягчение (например, в случае невменяемости, аффекта); 4) субъект — лицо (индивидуальный субъект) или лица (коллективный субъект), совершившее нарушение нормы права. Лицо должно быть деликтоспособным, т.е. достигшим определенного возраста и сознающим характер своих действий. Делинквента в зависимости от тяжести правонарушения называют правонарушителем или преступником. Т.А. Митина
Лит.: Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008; Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: экспериментально-психологическое исследование / Под ред. П.Н. Ермакова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000; Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ
delinquency) - незаконные или "антиобщественные" действия, обычно совершаемые молодыми мужчинами. Акцент на последнем обстоятельстве в строгом смысле не является необходимым, но он очевиден из социологических исследований данного предмета, обычно посвященных молодежным группам равных, бандам или субкультурам либо стремлениям и возможностям молодежи из рабочего класса. Впервые систематически изучать эту проблему стали социологи Чикагской школы в США. Начав свою деятельность под влиянием Роберта Парка и У.Э. Берджесса в 1920 гг., они получили поддержку в предпринятых ими эмпирических исследованиях соседских общин, банд и т.д., рассматривая город как "социальную лабораторию". Их устойчивое влияние наблюдалось в разработке зональных исследований (наиболее критикуемого аспекта работ), а также в обоснованиях "социального беспорядка" и важности субкультур (или культурной трансмиссии). Позднее американские специалисты вырабатывали альтернативы чикагскому подходу или брали иные темы.
Мертон, например, приспособив понятие Дюркгейма об аномии, утверждал, что несоразмерность высоко оцениваемых целей и законных возможностей их достижения могло бы вызывать множество девиантных ответов (см. Криминология). А.К. Коэн (1955) изучал преступность у мужчин из среды рабочего класса и выявил, что субкультура преступности обеспечивала альтернативный источник статуса и уважения мальчикам, которые не принимали (не имели доступа к принятию) иных "решений", соответствующих высшему образованию или устойчивому приспособлению к ценностям среднего класса. Ценности субкультуры преступности - это реакция на ценности среднего класса. Однако, по мнению критиков, "культура низшего класса" имеет собственные ценности, способные формировать преступность: "маскулинизм", "крутизна", независимость и бунтарство. Работа Клауорда и Оулина (1960), подчеркивая статус и возможности законного и преступного образов жизни, стала попыткой объединить аномическую теорию Мертона с теорией субкультуры. Критики последней склонны сосредоточиваться на ее по существу функционалистских утверждениях о ценностях, позитивистском, сверхдетерминистском характере исследований (см. Преступный дрейф), на практически полном игнорировании женщин и молодежи из среднего класса, а также на недостаточной эмпирической подтвержденности многих ее предположений и аргументов.
В Великобритании издавна имелся интерес к юношеской преступности и проблемам юношеской политики, выразившийся в принятии Закона об условном освобождении несовершеннолетних преступников от 1907 г., введении отдельного положения о подростках в систему уголовного права (с 1933 г.), и ряда актов 1970-1980-х гг., направленных на проблемы молодых правонарушителей. Этот интерес стимулировался последовавшей моральной паникой по поводу молодежных культур - от пижонов 1950-х гг. через ряд "молодежных субкультур" до футбольных хулиганов и "слегка придурковатых" в последние годы. Многие социологи высказали сомнения по поводу "новизны" подобных явлений (Пирсон, 1983), а другие обвиняли средства массовой коммуникации в искажении и преувеличении значения данной проблемы (С. Коэн, 1973, 1981). Даже если считать их аргументы достаточно вескими, все равно ясно, что юношеские преступления и правонарушения нуждаются в изучении. Статистика преступлений 1980-х гг. выявила самые высокие для подростков показатели, если брать правонарушения отдельно для мужчин и для женщин. Этот факт, наряду с очевидностью "проблемы молодежи", поднятой средствами массовой информации, стимулировал множество исследований британских социологов. Некоторые из них не признали ценности изучения банд в США для Великобритании (Дауне, 1966), другие использовали довольно разные модели субкультуры, хотя и связанные прежде всего с Центром современных культурных исследований (см. Культурные исследования) в Бирмингемском университете, а также "антишкольные" культуры (Уиллис, 1977). Важны родительский присмотр и семейная жизнь (Уилсон и Герберт, 1978), раса и эффекты депривации, расизм полиции (и правоохранительной деятельности) и политическое отчуждение (Бейнон и Соломос, 1987; Институт расовых отношений, 1987), проблема пола с точки зрения причины намного более низкого участия в нарушениях женщин и совершенно иного отношения к ним системы правосудия (Карлен и Уоррал, 1987). См. также Криминология; Субкультура преступности.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
173.04 кб

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ

Екатерина Александровна Никитская, Хоанг Ван Кыонг
Представлены образовательные методы как важный элемент перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме; описаны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей.
Читать PDF
245.85 кб

Саморегуляция лиц с пограничной психической патологией, совершивших правонарушение и признанных огра

Лапшина Е. Н.
The author provides a theoretical analysis of interaction between the two levels (operational-technical and semantic) of conscious control of one's behavior.
Читать PDF
653.92 кб

Проблема психологического контроля у несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушение

Разживина Марина Игоревна
Читать PDF
98.77 кб

Пробелы при производстве комиссионных судебно-медицинских экспертиз по профессиональным правонарушен

Исламов Ш. Э.
Производство комиссионных судебно-медицинских экспертиз при профессиональных правонарушениях медицинских работников является одним из сложных видов экспертиз.
Читать PDF
187.58 кб

Объективные источники правонарушений среди несовершеннолетних в современной России

Гусейнов Арсен Батырханович
Читать PDF
162.93 кб

Роль традиций и обычаев в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Ханова З. Р.
Читать PDF
90.63 кб

О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе здравоохранения

Е. А. Жукова
Читать PDF
79.90 кб

Судебно-медицинская экспертиза по уголовному делу о профессиональном правонарушении врача при выявле

Акопов В. И., Маслов Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних

Барановский Н. А.
На теоретическом и эмпирическом уровне рассматриваются особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних.
Читать PDF
235.20 кб

Анализ ситуации в области профилактики подростковых правонарушений и детской безнадзорности в РФ и П

Шипкова Татьяна Николаевна
В статье анализируются проблемы детской безнадзорности
Читать PDF
0.00 байт

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: условия развития и совершенствовани

Ильченко Оксана Юрьевна
На основе проведенного автором теоретического анализа проблемы предлагаются основные условия развития и совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Читать PDF
77.97 кб

Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений

Артамонова Алла Анатольевна

Похожие термины: