Принципы социально-педагогической реабилитации в кондуктивной педагогике

Найдено 1 определение
Принципы социально-педагогической реабилитации в кондуктивной педагогике
исходное начало, более или менее общее для данного явления. Следует отличать от правила, под которым понимается определенная норма, отражающая обязательный характер деятельности, и исходит из требований принципа. Под принципом в социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов понимают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности реабилитационной деятельности. К числу таких принципов в кондуктивной педагогике относят следующие [Л. В. Мордахаев;
2001].
Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы с ребенком общих законов развития природы; другими словами, его естественных возможностей, что позволяет наиболее полно использовать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. К основным требованиям данного принципа следует отнести знание законов и закономерностей развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними свою социально-педагогическую работу; максимальное использование индивидуального потенциала ребенка, его активности, учитывая особенности нарушения; учет актуального уровня развития ребенка и особенностей нарушений, выявленных при диагностике и на основе постоянного наблюдения; учет генетического хода развития нормально развивающихся детей; учет сенситивных периодов в развитии; учет потенциального уровня развития (зоны ближайшего развития ребенка).
Принцип мобилизации подразумевает под собой мобилизацию и стимулирование самоактивности ребенка в рамках выполняемой деятельности, в основе лежит активное использование потенциала самой личности и ее активность в реабилитационном процессе.
Принцип создания ощущения физической и психологической безопасности создает наиболее комфортное состояние, доверие к тому, с кем происходит взаимодействие, только в этом случае ребенок может наиболее полно проявить себя.
Принцип индивидуального подхода учитывает, что каждый ребенок индивидуален (в возможностях, самопроявлении, активности, течении заболевания и пр.), позволяет учитывать тип ведущей деятельности и, опираясь на него, стимулировать самопроявление и активность в реабилитационном процессе.
Принцип целесообразного использования интеграционных возможностей. В основе лежит реализация индивидуальных различий ребенка; совместная (интеграционная) среда стимулирует взаимодействие детей, показывает образцы самопроявления и стремления к самоактивности; в реабилитационной работе это выступает одним из важных условий действенности.
Принцип гуманизма означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу самоопределения, защиту и охрану его здоровья и жизни. Сущность данного принципа в реабилитационной работе означает приоритетность социальной ценности человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказание ему помощи в жизненном самоопределении и интеграции в общество. В реализации принципа заключается, однако, противоречие. С одной стороны – необходимо проявлять максимальную заботу, с другой – наиболее полно включать ребенка, порой «через не могу» в самопроявление и активную деятельность.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.