ПРИВЯЗАННОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРИВЯЗАННОСТЬ
англ. attachment (to/for); affection (toward/for); нем. Verbundenheit /Anhanglichkeit. Чувство близости, основанное на преданности, симпатии к к.-л. или ч.-л.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Привязанность
(attachment) — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или к другому значимому взрослому — необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании личности. Травматические последствия разлучения, насилие над детьми, пренебрежение нуждами детей могут повлиять на развитие здоровой привязанности между ребенком и взрослыми, что в дальнейшем может привести к задержке в развитии ребенка.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

ПРИВЯЗАННОСТЬ
attachment) - 1. Эмоциональная связь между младенцем и матерью. 2. Типы поведения, проявляемые младенцем для выражения привязанности, например, следование за родителями, крики, улыбки. 3. Более абстрактная психологическая привязанность, испытываемая к воспитателю и включающая взаимозависимость для эмоционального удовлетворения.
Теория была открыта Боулби (1958, 1969), который первоначально имел отношение к двум первым интерпретациям, приводя этологическое доказательство в пользу своего тезиса о том, каким образом младенцы используют разные типы поведения для выражения как психологического, так и физического внимания к своим матерям. Привязанность отражает лишь формирование у новорожденного отношения к заботящемуся о нем, но не так давно было введено понятие "защита привязанности" (Айнсворт и др. "Странные ситуации в поведении годовалых детей", 1978) для оценки качества данного отношения, как только оно сформировалось.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Привязанность
в психологии) (attachment), тяготение ребенка к тому, кто о нем заботится. Исследование П. - важнейший успех детской психологии после 2-й мировой войны. Один из основателей теории П., брит, психиатр Джон Боулби (1907—90), подготовил в 1951 г. получившее широкое признание исследование Материальная забота и психическое здоровье для Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обеспокоенной катастрофическим ростом числа осиротевших или разлученных со своими семьями детей. Это исследование показало, что П. ребенка к конкретному человеку — необходимое условие здорового эмоционального, социального и личностного роста. Такая П. обычно развивается в возрасте от 6 мес. до года и, повидимому, обусловлена интенсивностью взаимодействия, а не просто кол-вом времени, проведенного вместе. Ребенок часто имеет неск. П., но обычно наиб, важна П. к матери, хотя такое же чувство он может испытывать к отцу, братьям и сестрам или к к.-л. еще. Для ребенка губительно, если он лишен возможности выработать у себя П. (напр., живя в детском доме, где постоянно меняются воспитатели) или если его П. постоянно разрушаются (напр., в рез-те смены неск. приемных семей). Причиненный этим вред иногда можно исправить, если в дальнейшем обстоятельства позволяют ребенку сильно привязаться к к.-л. из взрослых, но и в этом случае мн. такие дети вырастают лишенными чувства собственного достоинства, агрессивными, склонными к правонарушениям, подверженными депрессии и неспособными испытывать чувство П. Осн. науч. труд Боулби — трехтомная монография Привязанность и потеря (1969—80), в к-рой он исследовал поведение, обусловленное П., ее значение для взрослых и для детей, как воспитывающихся в семье, так и разлученных с ней.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Привязанность
длительно существующая эмоциональная связь между двумя индивидами, побуждающая их искать взаимной близости и получать удовольствие от общения друг с другом. Обычно привязанность формируется у маленьких детей в отношении тех, кто преимущественно за ними ухаживает, однако она возможна и между другими людьми или даже у человека в отношении какого-либо объекта. Подобные отношения между взрослыми людьми чаще называют любовью, в то время как слово «привязанность» обычно используют для характеристики связи между детенышем человека или животных и тем, кто за ним ухаживает, обычно матерью. Близкие отношения с ухаживающим лицом гарантируют удовлетворение биологических потребностей ребенка, а также взаимное доверие и удовлетворение обоих партнеров своими отношениями. Ранние взаимоотношения такого рода настолько важны, что, по мнению биологов, склонность к ним является врожденной. Так, только что вылупившиеся утята следуют за любым движущимся объектом, это явление называется «импринтинг». Некоторые детские психиатры полагают, что реакции младенца на мать, в частности улыбка, служат примером импринтинга у людей. Взгляды психологов и психиатров в последнее время претерпели заметные изменения с учетом того, что взаимодействие «мать – ребенок» явно включает взаимное обучение. Мать «подкрепляет» у ребенка те виды поведения, которые ей нравятся, а эти виды поведения, в свою очередь, заставляют мать ухаживать за ребенком.
Независимо от соотношения врожденных и выученных компонентов развития привязанности значение ее несомненно. Дети, включенные в такие отношения, активнее исследуют свое окружение, опираясь на поддержку матери. Они смелее откликаются на обращение незнакомых людей, опять-таки полагаясь на мать как на «островок безопасности». Высказывается предположение о том, что дети, не сумевшие сформировать в ранние годы отношений привязанности, больше подвержены эмоциональным расстройствам в последующей жизни; также и родители, непривязанные к своим детям, чаще подвергают их жестокому обращению.
Социальным работникам не следует считать, что привязанность формируется у младенцев раз и навсегда. С помощью подобных представлений оправдывали полное отлучение ребенка от семьи, например при разлуке с матерью, помещенной в больницу, или при невозможности сформировать близкие отношения с ребенком в первые недели его жизни. Столь узкие взгляды на привязанность подразумевали, что ребенок не способен сформировать близкие отношения с несколькими людьми, а не с одним человеком или сделать это в последующие годы. Социальные работники придавали столь большое значение привязанности, что даже были разработаны специальные шкалы, позволявшие оценить качество отношений между детьми и теми, кто за ними ухаживал.
Последние психологические исследования показывают, что привязанность – процесс длительный, проходящий ряд стадий, поэтому нарушение отношений между матерью и ребенком, даже если оно имело место в раннем детстве, не является необратимым. Социальные работники научились гибко использовать данную концепцию, учитывая привязанность наряду с другими факторами при оценке качества взаимоотношений.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
676.44 кб

Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации

Василенко Маргарита Анатольевна
Исследуется привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются авторская модификация метода М.
Читать PDF
193.17 кб

Привязанность как базовый элемент любви ребенка к родителю

Маркушонок Оксана Викторовна
Читать PDF
189.04 кб

Привязанность в действии: психологическая теоретизация связи ребенка и матери в (пост) социалистичес

Шмидт Виктория
Теория привязанности относится к тем универсалистским психологическим концепциям, которые критикуются в рамках радикальной психологии и феминизма.
Читать PDF
103.46 кб

Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития

Бурменская Галина Васильевна
В статье показывается роль системы привязанности ребенка к матери в развитии широкого спектра индивидуально-типических личностных особенностей.
Читать PDF
396.27 кб

Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте

Григорова Татьяна Петровна
В статье рассматриваются специфические отличия понимания феномена привязанности у взрослых от феномена привязанности в раннем детском возрасте, а также концепций зависимости личности. Проанализированы основные стили привязанности.
Читать PDF
591.09 кб

Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте

Алмазова Ольга Викторовна
В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами.
Читать PDF
195.35 кб

Концепт «Привязанность» в координатах пространства и времени

Чиркова Ирина Николаевна
В данной статье концепт «привязанность» рассматривается через призму трех регистров субъективной перцепции, введенных Ж.
Читать PDF
1.09 мб

Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения

Коньшина Татьяна Михайловна, Садовникова Татьяна Юрьевна
Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональной идентичности старших подростков в связи с типом привязанности к матери.
Читать PDF
457.76 кб

Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка

Суворова Ольга Вениаминовна, Черемисова Ирина Валерьяновна, Мамонова Елена Борисовна
В статье анализируются исследовательские подходы к пониманию привязанности в детско-родительских отношениях в онтогенезе, раскрываются факторы и механизмы ее влияния на становление самосознания и Я-концепции ребенка и подростка.
Читать PDF
640.67 кб

Привязанность (Эрос и агапэ)

Бре Ивон
Доклад посвящен понятию привязанности, которое, по мнению автора, заслуживает того, чтобы играть гораздо более значительную роль в современной философской, психологической и богословской традиции, чем та, которую оно играет фактич
Читать PDF
192.13 кб

2014. 03. 003. Стренглмен Т. Кризис трудовой идентичности? Переосмысление проблемы привязанностей и

Якимова Е.В.
Читать PDF
321.82 кб

Стренглмен Т. Кризис трудовой идентичности? Переосмысление проблемы привязанностей и утрат, сопряжен

Якимова Екатерина Витальевна