ПРИВЯЗАННОСТЬ
ПРИВЯЗАННОСТЬ
англ. attachment (to/for); affection (toward/for); нем. Verbundenheit /Anhanglichkeit. Чувство близости, основанное на преданности, симпатии к к.-л. или ч.-л.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Привязанность
(attachment) — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или к другому значимому взрослому — необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании личности. Травматические последствия разлучения, насилие над детьми, пренебрежение нуждами детей могут повлиять на развитие здоровой привязанности между ребенком и взрослыми, что в дальнейшем может привести к задержке в развитии ребенка.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
ПРИВЯЗАННОСТЬ
attachment) - 1. Эмоциональная связь между младенцем и матерью. 2. Типы поведения, проявляемые младенцем для выражения привязанности, например, следование за родителями, крики, улыбки. 3. Более абстрактная психологическая привязанность, испытываемая к воспитателю и включающая взаимозависимость для эмоционального удовлетворения.
Теория была открыта Боулби (1958, 1969), который первоначально имел отношение к двум первым интерпретациям, приводя этологическое доказательство в пользу своего тезиса о том, каким образом младенцы используют разные типы поведения для выражения как психологического, так и физического внимания к своим матерям. Привязанность отражает лишь формирование у новорожденного отношения к заботящемуся о нем, но не так давно было введено понятие "защита привязанности" (Айнсворт и др. "Странные ситуации в поведении годовалых детей", 1978) для оценки качества данного отношения, как только оно сформировалось.
Теория была открыта Боулби (1958, 1969), который первоначально имел отношение к двум первым интерпретациям, приводя этологическое доказательство в пользу своего тезиса о том, каким образом младенцы используют разные типы поведения для выражения как психологического, так и физического внимания к своим матерям. Привязанность отражает лишь формирование у новорожденного отношения к заботящемуся о нем, но не так давно было введено понятие "защита привязанности" (Айнсворт и др. "Странные ситуации в поведении годовалых детей", 1978) для оценки качества данного отношения, как только оно сформировалось.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Привязанность
в психологии) (attachment), тяготение ребенка к тому, кто о нем заботится. Исследование П. - важнейший успех детской психологии после 2-й мировой войны. Один из основателей теории П., брит, психиатр Джон Боулби (1907—90), подготовил в 1951 г. получившее широкое признание исследование Материальная забота и психическое здоровье для Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обеспокоенной катастрофическим ростом числа осиротевших или разлученных со своими семьями детей. Это исследование показало, что П. ребенка к конкретному человеку — необходимое условие здорового эмоционального, социального и личностного роста. Такая П. обычно развивается в возрасте от 6 мес. до года и, повидимому, обусловлена интенсивностью взаимодействия, а не просто кол-вом времени, проведенного вместе. Ребенок часто имеет неск. П., но обычно наиб, важна П. к матери, хотя такое же чувство он может испытывать к отцу, братьям и сестрам или к к.-л. еще. Для ребенка губительно, если он лишен возможности выработать у себя П. (напр., живя в детском доме, где постоянно меняются воспитатели) или если его П. постоянно разрушаются (напр., в рез-те смены неск. приемных семей). Причиненный этим вред иногда можно исправить, если в дальнейшем обстоятельства позволяют ребенку сильно привязаться к к.-л. из взрослых, но и в этом случае мн. такие дети вырастают лишенными чувства собственного достоинства, агрессивными, склонными к правонарушениям, подверженными депрессии и неспособными испытывать чувство П. Осн. науч. труд Боулби — трехтомная монография Привязанность и потеря (1969—80), в к-рой он исследовал поведение, обусловленное П., ее значение для взрослых и для детей, как воспитывающихся в семье, так и разлученных с ней.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Привязанность
длительно существующая эмоциональная связь между двумя индивидами, побуждающая их искать взаимной близости и получать удовольствие от общения друг с другом. Обычно привязанность формируется у маленьких детей в отношении тех, кто преимущественно за ними ухаживает, однако она возможна и между другими людьми или даже у человека в отношении какого-либо объекта. Подобные отношения между взрослыми людьми чаще называют любовью, в то время как слово «привязанность» обычно используют для характеристики связи между детенышем человека или животных и тем, кто за ним ухаживает, обычно матерью. Близкие отношения с ухаживающим лицом гарантируют удовлетворение биологических потребностей ребенка, а также взаимное доверие и удовлетворение обоих партнеров своими отношениями. Ранние взаимоотношения такого рода настолько важны, что, по мнению биологов, склонность к ним является врожденной. Так, только что вылупившиеся утята следуют за любым движущимся объектом, это явление называется «импринтинг». Некоторые детские психиатры полагают, что реакции младенца на мать, в частности улыбка, служат примером импринтинга у людей. Взгляды психологов и психиатров в последнее время претерпели заметные изменения с учетом того, что взаимодействие «мать – ребенок» явно включает взаимное обучение. Мать «подкрепляет» у ребенка те виды поведения, которые ей нравятся, а эти виды поведения, в свою очередь, заставляют мать ухаживать за ребенком.
Независимо от соотношения врожденных и выученных компонентов развития привязанности значение ее несомненно. Дети, включенные в такие отношения, активнее исследуют свое окружение, опираясь на поддержку матери. Они смелее откликаются на обращение незнакомых людей, опять-таки полагаясь на мать как на «островок безопасности». Высказывается предположение о том, что дети, не сумевшие сформировать в ранние годы отношений привязанности, больше подвержены эмоциональным расстройствам в последующей жизни; также и родители, непривязанные к своим детям, чаще подвергают их жестокому обращению.
Социальным работникам не следует считать, что привязанность формируется у младенцев раз и навсегда. С помощью подобных представлений оправдывали полное отлучение ребенка от семьи, например при разлуке с матерью, помещенной в больницу, или при невозможности сформировать близкие отношения с ребенком в первые недели его жизни. Столь узкие взгляды на привязанность подразумевали, что ребенок не способен сформировать близкие отношения с несколькими людьми, а не с одним человеком или сделать это в последующие годы. Социальные работники придавали столь большое значение привязанности, что даже были разработаны специальные шкалы, позволявшие оценить качество отношений между детьми и теми, кто за ними ухаживал.
Последние психологические исследования показывают, что привязанность – процесс длительный, проходящий ряд стадий, поэтому нарушение отношений между матерью и ребенком, даже если оно имело место в раннем детстве, не является необратимым. Социальные работники научились гибко использовать данную концепцию, учитывая привязанность наряду с другими факторами при оценке качества взаимоотношений.
Независимо от соотношения врожденных и выученных компонентов развития привязанности значение ее несомненно. Дети, включенные в такие отношения, активнее исследуют свое окружение, опираясь на поддержку матери. Они смелее откликаются на обращение незнакомых людей, опять-таки полагаясь на мать как на «островок безопасности». Высказывается предположение о том, что дети, не сумевшие сформировать в ранние годы отношений привязанности, больше подвержены эмоциональным расстройствам в последующей жизни; также и родители, непривязанные к своим детям, чаще подвергают их жестокому обращению.
Социальным работникам не следует считать, что привязанность формируется у младенцев раз и навсегда. С помощью подобных представлений оправдывали полное отлучение ребенка от семьи, например при разлуке с матерью, помещенной в больницу, или при невозможности сформировать близкие отношения с ребенком в первые недели его жизни. Столь узкие взгляды на привязанность подразумевали, что ребенок не способен сформировать близкие отношения с несколькими людьми, а не с одним человеком или сделать это в последующие годы. Социальные работники придавали столь большое значение привязанности, что даже были разработаны специальные шкалы, позволявшие оценить качество отношений между детьми и теми, кто за ними ухаживал.
Последние психологические исследования показывают, что привязанность – процесс длительный, проходящий ряд стадий, поэтому нарушение отношений между матерью и ребенком, даже если оно имело место в раннем детстве, не является необратимым. Социальные работники научились гибко использовать данную концепцию, учитывая привязанность наряду с другими факторами при оценке качества взаимоотношений.
Источник: Словарь справочник по социальной работе