ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Проблематизация
1) процедура, означающая, что отдельный фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами; 2) процедура сомнения в положениях, которые до сих пор казались несомненными.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

проблематизация
1) методы употребления проблем в мышлении, формы их анализа; 2) по М. Фуко – рефлексивное осмысление привычного для определенной культуры дискурса, выяснение его правомерности или неправомерности (переосмысление сексуальности, безумия и т.д.). - Литература: Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Проблематизация
это тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы. Поскольку проблема предполагает выявление границы между сохраняемой частью предшествующего в деятельности и той частью, которая должна быть устраненной, то возникает вопрос о том, что может быть взято для замены устраняемого, при предположении, что "место" для какого-либо варианта наполнения не может быть пустым. Если в решении задач содержание вопроса задает "место" для искомого и организует поиск ответа среди исходных данных, то в постановке проблемы в самих исходных данных фиксируется некоторый разрыв, парадокс, требующий оформления и сущностной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Содержание вопроса->суть проблема как результат проблематизации. Снятие разрыва осуществляется за счет деформации исходного материала, а не за счет дооформления его и поиска фрагмента в качестве ответа на вопрос заданного типа. В построении высказываний и в дискуссии в целом различие задачи и проблемы, постановки задач и постановки проблем выглядит как различные стратегии построения высказывания и полемики. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску тех предикатов или средств понимания, которые сущностно выражают то, что говорится автором. В результате возникает задачная ситуация, сводимая к решению серии задач без трансформации авторской точки зрения. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску предикатов, изменяющих точку зрения и девальвирующих содержание авторских высказываний. Если они сохраняются, то лишь как возможные ответы на новые, иные вопросы. Проблематизация является основным типом мышления, осуществляемым в развитии деятельности. При установке на развитие деятельности и самого деятеля владение техникой проблематизации и депроблематизации является важнейшим условием повышения индивидуального акме профессионала в любой области. Таким образом, П.введение вопросов проблемного типа, содержание которых выводит за рамки того основания, из которого проистекают «задачные вопросы». Предполагается фиксация целостности основания задачных вопросов и нахождение такого материала «условий», который требовал бы для своего «оправдания» расширения основания. При проблематизации пользуются принципами «казуальной», «объектно-казуальной» и «процессуальной» непрерывности. Технологически проблематизация сводится к обнаружению «места» для расширения основания, «заполнение» которого сведет проблемную ситуацию к задачной.

Источник: Методологический словарь для управленцев

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. П. определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин "проблема" (в данном контексте) употребляется как минимум в трех смысловых значениях:
1) Как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения. Для того чтобы препятствие в деятельности стало проблемой, кроме субъективного восприятия его как вызова, необходима соответствующая эпистемическая ситуация, в которой возможно решение проблемы. Например, выражение "летательный аппарат тяжелее воздуха" обретает откровенный характер вызова для инженерного мышления и творчества в период после изобретения воздушного шара, когда искусственный полет человека в принципе возможен, но на аппаратах легче воздуха, с одной стороны, и при наличии знаний аэродинамики и баллистики - с другой.
2) Как "ученое незнание" или знание о незнании. Со времен Николая Кузанского очерчивание в знании зоны незнания широко используется как мотивирующий прием в организации исследований. Все географические знания получены экспедициями, направляемыми в те места земного шара, которые помечены "белыми пятнами" на его модели - глобусе. Аналогичную функцию выполняли сочинения типа "Мировых загадок" Геккеля, даже если они выражались в форме - "не знаем и никогда не узнаем", как у П. Дюбуа-Раймона.
3) Как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же. Самым древним и классическим примером проблемы этого типа являются некоторые античные апории. В апориях элеатов упор делался на противоположности рассудочного вывода из данных чувственного опыта: "Стрела", "Ахиллес и черепаха" и др. У поздних софистов и в рамках Мегарской школы более популярными стали иные, формально-номинативные парадоксы: "Лжец", "Брадобрей", "Лысый", или грамматические ловушки, например, "Рогатый", где не соблюдается закон тождества, хотя это может быть незаметным на некотором этапе развития логики. Функция проблем этого типа в развитии знания описывается схемой: тезис - антитезис - синтезис. Понятно, что проблемы второго и третьего типа сами могут становиться препятствиями в деятельности, особенно, если это деятельность, ориентированная на познание. Тогда логические парадоксы и "ученое незнание" (Николай Кузанский) сами становятся вызовом, а проблема - объектом пересечения логики, онтологии и этики.
Основная трудность проблем и П. состоит в том, чтобы тезис и антитезис относились к одному и тому же объекту. В противном случае получается просто паралогизм или логическая ошибка - нарушение закона тождества. Поэтому нельзя представлять П. просто как оппозицию двух логических суждений, это только форма выражения проблемы. В П. противопоставляются типы и формы знания, способы и методы доказательства и обоснования. Для античности было актуальным противопоставление застывшего традиционного знания и обычая, с одной стороны, и динамичного полисного политического знания, с другой, чувственного обоснования знания обывателя и противоположного ему рассудочно-абстрактного обоснования и доказательства софиста или философа. Схоласты пытались добиться согласования "двух истин": истины откровения (теология) и истин разума и здравого смысла (философия и практическая жизнь). Для методологов науки Нового времени (Галилей, Ф. Бэкон, Декарт) принципиальное значение приобрела оппозиция дедуктивного вывода и индуктивного экспериментального доказательства (рационализм и эмпиризм). И. Кант специально останавливается на проблемах чистого разума - антиномиях, а Г. Гегель формулирует для работы с ними законы "единства и борьбы противоположностей" и "отрицания отрицания". После Канта и Гегеля к П. перестали относиться как к предмету философских спекуляций. Проблемы стали материалом и содержанием методологической рефлексии. Различные направления методологии разрабатывали техники П. и определяли разные функции проблем в структуре метода. Предлагалось даже выделение исследований проблемы в специальную дисциплину - апоретику (Н. Гартман). В 19 в. остро стояла проблема применимости естественно-научного метода в гуманитарных исследованиях, а в 20 - актуализировалась оппозиция натуралистического и деятельностного подходов в науке, инженерии и гуманитарной практике.
П. может быть представлена как организованность трех действительностей: критико-онтологической (отнесение тезиса и антитезиса к объему, причем одному), логико-технической (форма выражения и техники П.) и этической (субъективация вызова, прагматический мотив поведения и деятельности). Так, например, Галилею при сравнении двух утверждений "ускорение свободного падения зависит от массы тела" и "ускорение свободного падения - константа" пришлось провести онтологическую критику и показать, что эти утверждения относятся к разным объектам: к падению тел в воздухе и к падению тел в идеальной пустоте. Затем ему пришлось отказаться от формально-логических рассуждений Аристотеля и воспользоваться формой представления движения, предложенной Николаем Оремом. Кроме того, ему пришлось принять вызов и набраться смелости для противостояния авторитету Аристотеля. Таким образом, проблема может быть понята только как историческое явление или как организованность в исторической практике. Как триединство онтологии, логики и этики она может быть решена, диалектически снята в синтезисе, или она может утратить актуальность, после чего в культуре сохраняется только логическая форма выражения проблемы, которая уже ни для кого не способна стать вызовом. Кроме того, могут измениться объектные представления (идеальная пустота Галилея и торричелева пустота, эмпирически открытая много лет спустя), может измениться научная парадигма. А если мотивирующий заряд проблемы сохраняется для философа иной эпохи (например, апория "Лжец" для Рассела), то выражается она уже в иных знаках, логиках и языках. В истории философии и науки проблемы имеют самостоятельное значение независимо от их решения. Например, как аргумент в критике - парадокс "третьего человека", сформулированный Аристотелем в "Метафизике" для критики платоновского мира идей; как тема философствования или предмет многолетней дискуссии - проблема универсалий в средневековой философии, или психофизическая проблема в физиологии и психологии 19 в. и т.д.; как инструмент фальсификации научной теории (Поппер) - проблема свободного падения тел, сформулированная Галилеем для фальсификации представлений Аристотеля, или почти аналогичная галилеевской проблема неаддитивности света, возникшая в классической физике после эксперимента Майкельсона-Морли.
В.В. Мацкевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
177.05 кб

Сексизм: вызов политическому феминизму или проблематизация «личного»

Дуброва О. А.
Читать PDF
243.32 кб

Проблематизация российского образования: философский аспект

Кузнецов А. И.
Читать PDF
493.50 кб

Историография М. Фуко: «Разрушение истории» или ее «Проблематизация»?

Гусева И. И.
Читать PDF
419.97 кб

Проблематизация ценности здоровья молодежи

Сидорин Алексей Александрович
В статье представлен анализ диссертационных работ и авторефератов диссертационных работ за период с 2002 г. по 2012 г, посвященных социологическому изучению проблем здоровья молодежи.
Читать PDF
1.06 мб

Проблематизация социального государства Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного

Бочаров Владислав Юрьевич
Читать PDF
830.90 кб

«Наполовину родные»? Проблематизация родства и семьи в газетных публикациях о вспомогательных репрод

Ткач Ольга Александровна
В данной статье анализируются дискурсивно формирующиеся концепции родства/родительства, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, и способы нормализации этих концепций; выясняется, возникает ли в медиадиск
Читать PDF
394.78 кб

Дискурс мобильности и проблематизация национального гражданства

Фан И.Б.
В статье исследуется трансформация модели национального гражданства под воздействием процессов глобализации, усиления роли различных видов мобильности и индивидуализации, характерных для общества позднего Модерна.
Читать PDF
204.56 кб

Конфликты вокруг культурных объектов: подходы к исследованию и их проблематизация (на примере граффи

Кобыща Варвара Викторовна
В российском культурном контексте мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда те или иные объекты материальной культуры и искусства становятся поводом не только для разногласий внутри узкого круга экспертов, но и для столкновения
Читать PDF
0.00 байт

Проблематизация концепта «Регион» в современных научных исследованиях

Головнёва Е.В.
Проблематизируется статус концепта «регион» в современных научных исследованиях в связи с появлением новых методологических подходов к пониманию пространственных феноменов и относительности регионообразующих факторов.
Читать PDF
333.56 кб

Проблематизация культурного опыта в практиках обучения

Антипова Ирина Геннадьевна
Статья посвящена обоснованию практик обучения в контексте постсовременности, обсуждается возможность включения в обучение опыта проблематизации культуры.
Читать PDF
1.86 мб

Проблематизация научного анализа самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории: инклюзив

Афонькина Ю.А.
Статья посвящена актуальной проблеме самоактуализации лиц с инвалидностью ювенальной категории, которая связана с новой парадигмой изучения инвалидности с позиции независимой жизни и равенства прав всех без исключения граждан.
Читать PDF
1.93 мб

Проблематизация этнической маскулинности в визуальном тексте

Дашибалова И.Н.
В статье анализируются проблемы этнической маскулинности в контексте социальной депривации и их репрезентация в визуальном тексте.

Похожие термины:

  • ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    процесс установления и преодоления реальных трудностей и препятствий, с которыми сталкивается практика управления. Поскольку субъекты принятия решений всегда персонифицированы, то в ходе конта