Проблема социальнаяПРОБЛЕМАТИКА

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Найдено 3 определения термина ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Проблематизация

1) процедура, означающая, что отдельный фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами; 2) процедура сомнения в положениях, которые до сих пор казались несомненными.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Проблематизация

это тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы. Поскольку проблема предполагает выявление границы между сохраняемой частью предшествующего в деятельности и той частью, которая должна быть устраненной, то возникает вопрос о том, что может быть взято для замены устраняемого, при предположении, что "место" для какого-либо варианта наполнения не может быть пустым. Если в решении задач содержание вопроса задает "место" для искомого и организует поиск ответа среди исходных данных, то в постановке проблемы в самих исходных данных фиксируется некоторый разрыв, парадокс, требующий оформления и сущностной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Содержание вопроса->суть проблема как результат проблематизации. Снятие разрыва осуществляется за счет деформации исходного материала, а не за счет дооформления его и поиска фрагмента в качестве ответа на вопрос заданного типа. В построении высказываний и в дискуссии в целом различие задачи и проблемы, постановки задач и постановки проблем выглядит как различные стратегии построения высказывания и полемики. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску тех предикатов или средств понимания, которые сущностно выражают то, что говорится автором. В результате возникает задачная ситуация, сводимая к решению серии задач без трансформации авторской точки зрения. Если стратегия ориентируется на понимание, то вопросы подчинены поиску предикатов, изменяющих точку зрения и девальвирующих содержание авторских высказываний. Если они сохраняются, то лишь как возможные ответы на новые, иные вопросы. Проблематизация является основным типом мышления, осуществляемым в развитии деятельности. При установке на развитие деятельности и самого деятеля владение техникой проблематизации и депроблематизации является важнейшим условием повышения индивидуального акме профессионала в любой области. Таким образом, П.введение вопросов проблемного типа, содержание которых выводит за рамки того основания, из которого проистекают «задачные вопросы». Предполагается фиксация целостности основания задачных вопросов и нахождение такого материала «условий», который требовал бы для своего «оправдания» расширения основания. При проблематизации пользуются принципами «казуальной», «объектно-казуальной» и «процессуальной» непрерывности. Технологически проблематизация сводится к обнаружению «места» для расширения основания, «заполнение» которого сведет проблемную ситуацию к задачной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для управленцев

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. П. определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин "проблема" (в данном контексте) употребляется как минимум в трех смысловых значениях:

1) Как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения. Для того чтобы препятствие в деятельности стало проблемой, кроме субъективного восприятия его как вызова, необходима соответствующая эпистемическая ситуация, в которой возможно решение проблемы. Например, выражение "летательный аппарат тяжелее воздуха" обретает откровенный характер вызова для инженерного мышления и творчества в период после изобретения воздушного шара, когда искусственный полет человека в принципе возможен, но на аппаратах легче воздуха, с одной стороны, и при наличии знаний аэродинамики и баллистики - с другой.

2) Как "ученое незнание" или знание о незнании. Со времен Николая Кузанского очерчивание в знании зоны незнания широко используется как мотивирующий прием в организации исследований. Все географические знания получены экспедициями, направляемыми в те места земного шара, которые помечены "белыми пятнами" на его модели - глобусе. Аналогичную функцию выполняли сочинения типа "Мировых загадок" Геккеля, даже если они выражались в форме - "не знаем и никогда не узнаем", как у П. Дюбуа-Раймона.

3) Как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же. Самым древним и классическим примером проблемы этого типа являются некоторые античные апории. В апориях элеатов упор делался на противоположности рассудочного вывода из данных чувственного опыта: "Стрела", "Ахиллес и черепаха" и др. У поздних софистов и в рамках Мегарской школы более популярными стали иные, формально-номинативные парадоксы: "Лжец", "Брадобрей", "Лысый", или грамматические ловушки, например, "Рогатый", где не соблюдается закон тождества, хотя это может быть незаметным на некотором этапе развития логики. Функция проблем этого типа в развитии знания описывается схемой: тезис - антитезис - синтезис. Понятно, что проблемы второго и третьего типа сами могут становиться препятствиями в деятельности, особенно, если это деятельность, ориентированная на познание. Тогда логические парадоксы и "ученое незнание" (Николай Кузанский) сами становятся вызовом, а проблема - объектом пересечения логики, онтологии и этики.

Основная трудность проблем и П. состоит в том, чтобы тезис и антитезис относились к одному и тому же объекту. В противном случае получается просто паралогизм или логическая ошибка - нарушение закона тождества. Поэтому нельзя представлять П. просто как оппозицию двух логических суждений, это только форма выражения проблемы. В П. противопоставляются типы и формы знания, способы и методы доказательства и обоснования. Для античности было актуальным противопоставление застывшего традиционного знания и обычая, с одной стороны, и динамичного полисного политического знания, с другой, чувственного обоснования знания обывателя и противоположного ему рассудочно-абстрактного обоснования и доказательства софиста или философа. Схоласты пытались добиться согласования "двух истин": истины откровения (теология) и истин разума и здравого смысла (философия и практическая жизнь). Для методологов науки Нового времени (Галилей, Ф. Бэкон, Декарт) принципиальное значение приобрела оппозиция дедуктивного вывода и индуктивного экспериментального доказательства (рационализм и эмпиризм). И. Кант специально останавливается на проблемах чистого разума - антиномиях, а Г. Гегель формулирует для работы с ними законы "единства и борьбы противоположностей" и "отрицания отрицания". После Канта и Гегеля к П. перестали относиться как к предмету философских спекуляций. Проблемы стали материалом и содержанием методологической рефлексии. Различные направления методологии разрабатывали техники П. и определяли разные функции проблем в структуре метода. Предлагалось даже выделение исследований проблемы в специальную дисциплину - апоретику (Н. Гартман). В 19 в. остро стояла проблема применимости естественно-научного метода в гуманитарных исследованиях, а в 20 - актуализировалась оппозиция натуралистического и деятельностного подходов в науке, инженерии и гуманитарной практике.

П. может быть представлена как организованность трех действительностей: критико-онтологической (отнесение тезиса и антитезиса к объему, причем одному), логико-технической (форма выражения и техники П.) и этической (субъективация вызова, прагматический мотив поведения и деятельности). Так, например, Галилею при сравнении двух утверждений "ускорение свободного падения зависит от массы тела" и "ускорение свободного падения - константа" пришлось провести онтологическую критику и показать, что эти утверждения относятся к разным объектам: к падению тел в воздухе и к падению тел в идеальной пустоте. Затем ему пришлось отказаться от формально-логических рассуждений Аристотеля и воспользоваться формой представления движения, предложенной Николаем Оремом. Кроме того, ему пришлось принять вызов и набраться смелости для противостояния авторитету Аристотеля. Таким образом, проблема может быть понята только как историческое явление или как организованность в исторической практике. Как триединство онтологии, логики и этики она может быть решена, диалектически снята в синтезисе, или она может утратить актуальность, после чего в культуре сохраняется только логическая форма выражения проблемы, которая уже ни для кого не способна стать вызовом. Кроме того, могут измениться объектные представления (идеальная пустота Галилея и торричелева пустота, эмпирически открытая много лет спустя), может измениться научная парадигма. А если мотивирующий заряд проблемы сохраняется для философа иной эпохи (например, апория "Лжец" для Рассела), то выражается она уже в иных знаках, логиках и языках. В истории философии и науки проблемы имеют самостоятельное значение независимо от их решения. Например, как аргумент в критике - парадокс "третьего человека", сформулированный Аристотелем в "Метафизике" для критики платоновского мира идей; как тема философствования или предмет многолетней дискуссии - проблема универсалий в средневековой философии, или психофизическая проблема в физиологии и психологии 19 в. и т.д.; как инструмент фальсификации научной теории (Поппер) - проблема свободного падения тел, сформулированная Галилеем для фальсификации представлений Аристотеля, или почти аналогичная галилеевской проблема неаддитивности света, возникшая в классической физике после эксперимента Майкельсона-Морли.

В.В. Мацкевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — 0