ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
от лат. projectus - брошенный вперед) - англ. project/design; нем. Projekt/Entwurf. 1. Разработанный план ч.-н. 2. Предварительный текст к.-н. документа. 3. Замысел, план.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Проект
деятельность, направленная на достижение определенных целей при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (ресурсам) и качеству конечных результатов [33.– С.294].
Источник: Социология. Словарь.
ПРОЕКТ
сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, имеющее пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. См. ИННОВАЦИЯ.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Проект
индивидуальное или групповое тщательно спланированное предприятие, предназначенное для достижения определенной цели, реализуемое в определенном социальном, пространственном и временном контексте; это метод, позволяющий двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса, изменяя социальную среду, получая образование через деятельность, привлекая партнеров.
ПРОЕКТ
лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. Работа по созданию П. требует, во-первых, знания об объектах проектирования и знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования как специфической деятельности. Гипотетическое преобразование объекта связано не только с описанием данности, но учитывает также возможность практического приведения существующего объекта к тому виду, который задается в П.
Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотносится с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Желательное изображение объекта рассматривается в качестве П. в том случае, если оно реализуется в виде объекта или может быть реализовано. Оценивание П. не с точки зрения истинности - ложности, но реализуемости требует от объекта наличия свойств, поддающихся непосредственному воздействию преобразователя, что фиксируется в П.
Задание объекта начинается с выделения процессов в этом объекте, прежде всего функции как осуществления вводимых преобразований. Процессы функционирования очерчивают границы объекта проектирования как системы. В соответствии с полученным способом функционирования выбирается обеспечивающий его материал. Специфический порядок выделения и организации объекта (обратный классическому естественно-научному) характеризует структуру проективного исследования. Понимание П. как одного из результатов методологической работы, которой охватываются познавательная, практическая и организационно-управленческая деятельности, распространяет принципы проектирования на научное исследование как таковое, что приводит к изменению типа объектов, которыми оперирует наука, и изменению структуры научного познания.
С.А. Радионова
Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотносится с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Желательное изображение объекта рассматривается в качестве П. в том случае, если оно реализуется в виде объекта или может быть реализовано. Оценивание П. не с точки зрения истинности - ложности, но реализуемости требует от объекта наличия свойств, поддающихся непосредственному воздействию преобразователя, что фиксируется в П.
Задание объекта начинается с выделения процессов в этом объекте, прежде всего функции как осуществления вводимых преобразований. Процессы функционирования очерчивают границы объекта проектирования как системы. В соответствии с полученным способом функционирования выбирается обеспечивающий его материал. Специфический порядок выделения и организации объекта (обратный классическому естественно-научному) характеризует структуру проективного исследования. Понимание П. как одного из результатов методологической работы, которой охватываются познавательная, практическая и организационно-управленческая деятельности, распространяет принципы проектирования на научное исследование как таковое, что приводит к изменению типа объектов, которыми оперирует наука, и изменению структуры научного познания.
С.А. Радионова
Источник: Социология: энциклопедия
ПРОЕКТ
лат. project – выброшенный вперед. Это распространённое понятие имеет несколько значений:1) результат и средство проектирования,2) организация кооперативных форм деятельности, 3) одно из понятий экзистенциальной антропологии (например, Ж.П. Сартра). В первом значении П. употребляется с конца XIX – начала ХХ вв. при формировании традиционного проектирования (архитектурного и машиностроительного). При этом П. используется в трех функциях: задает строение проектируемого объекта, описывает схемы его функционирования, характеризует основные этапы и способы изготовления этого объекта. По материалу П. представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные на бумаге, или в электронном виде. Особенность проектировочных чертежей как сложных знаковых средств – возможность выражать в них одновременно две разные группы смыслов и содержаний: чисто объектные и операциональные. За счет этого П. может быть прочтен один раз как «знание и описание» (в коммуникации заказчик, проектировщик, потребитель), а в другой раз – как сложное предписание (в деятельности изготовления; в этом случае отдельные единицы чертежа отсылают к определенным реальным объектам и действиям измерения и изготовления). Но П. – это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, увязывает разные планы и уровни разработки объекта. В аксиологическом отношении П. несет в себе потенцию нового: замышляя будущий объект, проектировщик не только вносит в реальность новые качества, но и реализует относительно нее свои ценности и идеалы. В норме проектирование предполагает движение от требований к функциям, а так же от функций к обеспечивающим их конструкциям (и наоборот, от конструкций к функциям). При этом осуществляется расщепление одних функций на другие, вычленение в сложной конструкции более простых и, наоборот, составление из простых, более сложных конструкций (этап проектировочного анализа и синтеза), переход от одних функций и конструкций к другим. При этом в традиционном проектировании специалист уверен, что всегда подыщет для функции соответствующую конструкцию, что можно относительно независимо, параллельно разбрасывать «план» функционирования и «план» строения объекта (поскольку они постоянно связываются процессом проектирования), что требования, предъявляемые к проектируемому объекту, можно удовлетворить с помощью известных типов функционирования и конструирования. В общем случае, такая уверенность опирается на знания – конкретно, на знания прототипов, то есть уже опробированных П., а также отношений, связывающих функции и конструкции. Подобные знания устанавливаются или в практике проектирования, опытным путем (поэтому их можно назвать «опытными») или в инженерии и науке (научные или инженерные знания). В нетрадиционном проектировании (социальном, градостоительном, дизайнерском и прочее) главные функции П. другие: возможность проектного замышления (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний), проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта), установка на проектную реализацию. Такое расширенное понимание П. предопределяет склонность разработчиков к своеобразному «проектному фетишизму»: все то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге или на экране, например, в виде картины действий, занятий, отношений между людьми и т.д. приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать. Во второй половине ХХ в. идея П. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, ориентированной на создание различных изделий, систем и других мыслимых феноменов, например, стали говорить о П. образования, человека, культуры. В последнем случае идея проектирования сводится к простой установке на замышление нового явления как целого практически без обсуждения условий возможности его существования и, тем более, его создания. Еще один случай – ретроспективный взгляд на определенное явление как на П., уже имея понятие П., мы начинаем видеть П. везде, например, говорим о платоновском П. государства или П. модерна. В.М. Розин
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ПРОЕКТ
– совокупность скоординированных действий с определенными точками отсчета и завершения для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами исполнения. Когда речь идет о проекте, имеют в виду конструкцию определенных изменений, которая предварительно запланирована и может быть в дальнейшем воплощена в реальную жизнь. Проект позволяет двигаться от идеи к действию, определенным образом структурируя этапы этого процесса. Его всегда реализуют в социальном, территориальном и временном пространстве, поэтому он содействует изменениям в социальной среде как результат коллективной деятельности. Проект имеет несколько характерных особенностей. Во-первых, у него всегда есть цель, поскольку четко определенные цели являются успехом получения конкретных результатов. Проекты всегда ограничены во времени и пространстве, поскольку у них всегда есть начало и конец. Проект реализуют в определенном месте (социальном институте, сообществе, регионе и т. д.) и контексте. Каждый проект – по-своему уникальный, так как возникает из новых идей, которые имеют специфическое решение проблем. На сегодняшний день не существует единой типологии проектов. По характеру запланированных изменений проекты разделяют на инновационные и поддерживающие. По сфере деятельности – на социальные, педагогические, культурологические, экономические, технические, финансовые, смешанные. По особенностям финансирования – инвестиционные, спонсорские, бюджетные, благотворительные; по структуре – макропроекты, малые проекты, мегапроекты; по сроку реализации – кратковременные, средней продолжительности, длительные; по масштабу – национальные, межрегиональные, региональные, местные. Каждый проект имеет свой жизненный цикл – период времени с момента появления проекта до его окончательной реализации. Он отражает развитие проекта, деятельность, которая проводится на разных стадиях подготовки, реализации и эксплуатации проекта. Жизненный цикл – это полная схема или алгоритм, с помощью которого происходит последовательность действий во время разработки и внедрения проекта. Степень детализации и терминология описания определенных процедур зависит от характера проекта, предметной культуры, поставленных задач, ресурсов и отчасти предпочтений разработчиков проекта. Главный элемент проекта – замысел, идея (проблема, задания), средства их реализации (решение проблемы) и результаты, которые получат в процессе реализации проекта. Выделяют четыре фазы проекта, которые последовательно чередуются на протяжении его жизненного цикла: концепция проекта (формирования замысла (идеи), постановка заданий); разработка и подготовка проекта; реализация проекта; завершение проекта. Для каждой фазы характерен набор более или менее стойких элементов и определенная технология выполнения. Общая технология управления проектом относительно стабильная и охватывает: формулирование заданий проекта; обоснование проекта; разработку структуры проекта; определение объема и источников финансирования; составление калькуляции расходов (затраты на выполнение работ); определение сроков выполнения работ проекта; составление графика реализации проекта; расчет и распределение ресурсов; подбор команды исполнителей проекта; управление качеством; управление рисками; организация исполнения проекта; подготовка и составление контрактов; поддержка связей с заказчиками потребителями продукции проекта; контроль над выполнением проекта. Каждый проект имеет соответствующее текстовое оформление, в котором отражены: проблема, на решение которой направлена деятельность проекта; цели и задачи проекта; описание видов деятельности, которые запланированы; прогнозируемые результаты; кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение проекта; бюджет (калькуляция расходов). Текстовое описание проекта - форма фиксации замыслов разработчиков и рабочий на время реализации проекта. Когда проект имеет вид текстового документа и необходимые ресурсы для его внедрения, наступает этап непосредственной реализации проекта, когда не только выполняют виды деятельности, но и осуществляют мониторинг – постоянное отслеживание хода работ, которые проводят в рамках проекта для сравнения реального положения дел с планом. Социальный проект – сконструированное социальное нововведение, цель которого – создание, модернизация или поддержка в среде материальной или духовной ценности, что имеет пространственновременные и ресурсные ограничения, но влияет на людей позитивно своим социальным значением. Для того, чтобы обеспечить создание и реализацию социального проекта в социальной работе, необходимо выполнить комплекс работ: информационных, аналитических, организационных, правовых, финансовых, кадровых, материально-технических, экспертных, прогнозных и т.д.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)