ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОБИЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
англ. mobility, professional; нем. Berufsmobilitat. Смена индивидом одной профессии на другую.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
occupational mobility) - продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости (см. Шкалы занятости). Положение, которое способны занять индивидуумы, - обычно признак открытого или закрытого характера классовой системы определенного общества (Гидденс, 1973). Профессиональная мобильность может быть восходящей или нисходящей и либо индивидуальной, либо коллективной. Последняя часто достигается посредством стратегии закрытия профессий за счет профессионализации. Медицина 19-го столетия дает хороший пример того, насколько она успешна в повышении доходов, статуса и престижа.
Степень продвижения измеряется либо между, либо внутри поколений и используется как мера социальной мобильности. Это сложная область исследования (Хит, 1981), ибо сравнение разрядов или возможностей усложнено переменами в различных шкалах, историческими изменениями в статусе видов труда, появлением новых видов рабочих мест (например, связанных с новой технологией) и упадком старых (в частности, в традиционных "дымно-трубных" отраслях промышленности), а также подлинными усовершенствованиями возможностей для восходящей мобильности через улучшение условий образования.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую. Существуют два основных типа П. м. – горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной П. м. подразумевается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной П. м. подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной П. м.: восходящая и нисходящая, т. е. профессиональный подъем и профессиональный спуск.
Восходящие течения существуют в двух основных формах: овладение индивидом более высокой профессиональной позицией или обучение профессиональной группы, к которой принадлежит индивид, новой перспективной профессии и перемещение этой группы на новый профессиональный уровень. Соответственно, и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в переходе индивида с более высокой профессиональной позиции на более низкую; другая форма проявляется в деградации профессиональной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других профессиональных групп. С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной П. м. Под интенсивностью понимается вертикальная профессиональная дистанция или количество профессиональных слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
Под всеобщностью вертикальной П. м. подразумевается число индивидов, которые изменили свое профессиональное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной П. м. в профессионально-квалификационной структуре занятых в экономике страны; пропорция таких индивидов в профессионально-квалификационной структуре дает относительную всеобщность вертикальной П. м. Интенсивность и всеобщность вертикальной П. м. колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории. В ходе истории любой страны или профессиональной группы существуют периоды, когда вертикальная П. м. увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют и периоды, когда она уменьшается. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной П. м. Функции тестирования, селекционирования и распределения индивидов в те или иные профессиональные группы выполняются профессиональными организациями. Если семья и школа являются механизмами, тестирующими общие свойства индивидов, то профессиональные организации – механизмами, тестирующими специфические качества индивидов, необходимые для выполнения специальных функций, связанных с той или иной профессией.
Профессиональное тестирование и селекция проявляются прежде всего в том, что сам факт существования особых профессий требует определенного отбора людей, которые могут войти и укрепиться в данной профессии, заниматься ею. Вторая основная форма тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется в восходящем продвижении, блокировании или нисходящем движении внутри профессиональных рангов и межпрофессиональных слоев. Третья форма профессионального тестирования, селекции и распределения индивидов выражается в факте перемещения человека из одной профессиональной сферы, непригодной для него, в другую, которая лучше соответствует его способностям и призванию. Таковы, по сути, функции, выполняемые профессиональными группами в плане контроля за социальной циркуляцией и распределением индивидов. Социальная значимость этих функций состоит в том, что они способствуют расширенному воспроизводству человеческого капитала в плане формирования гибкой и универсальной рабочей силы, успешно участвующей в развертывании научно-технического прогресса.
Лит.: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992; Бабосов Е. М. Теоретико-методологические принципы исследования социальностратификационных процессов в постсоветском обществе // Социология. – 2001. – № 4. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
77.78 кб

Профессиональная мобильность

Ковалева Антонина Ивановна
В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность».
Читать PDF
186.39 кб

Модель профессиональной мобильности

Кудаков Олег Робертович, Шалеева Дарья Владимировна
Студент высшего учебного заведения проходит длительную эволюцию прежде, чем стать профессионалом.
Читать PDF
30.42 мб

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Прозорова Наталья Геннадиевна
Неуклонно возрастающая значимость профессиональной мобильности в современном динамичном мире обусловливают необходимость научного осмысления данного феномена.
Читать PDF
197.23 кб

Структура профессиональной мобильности учителя

Карпачева И. А.
В статье предлагается четырехкомпонентная структура профессио- нальной мобильности учителя, разработанная на основе анализа современных исследований по данной проблеме и особенностей содержания деятельности учителя в условиях моде
Читать PDF
413.69 кб

Субъективные факторы профессиональной мобильности

Михайлова Ирина Викторовна, Седунова Анастасия Сергеевна, Гнедова Светлана Борисовна
Статья посвящена изучению проблемы профессиональной мобильности. Рассматриваются современные подходы к определению профессиональной и карьерной мобильности.
Читать PDF
282.09 кб

Профессиональная мобильность российских работников

Куприянова Зоя
The article is written on the basis of analysis of findings of two surveys conducted in May 1997 and May 1998.
Читать PDF
495.42 кб

Адаптивная составляющая профессиональной мобильности

Меркулова Л.П., Краснощекова Г.А.
В статье рассматривается возможность формирования у студентов технического вуза профессиональной мобильности как интегративного показателя качества их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Читать PDF
71.56 кб

Религиозные верования и профессиональная мобильность

Мищенко Владимир Александрович
В статье рассмотрены некоторые проблемы влияния религиозных (конфессиональных) убеждений человека на формирование и реализацию у него способности и готовности на смену вида своей профессиональной деятельности.
Читать PDF
360.15 кб

Факторы развития профессиональной мобильности учителя

Карпачева Ирина Анатольевна
Важной задачей развития внутрипрофессиональной мобильности педагогов выступает выявление и описание совокупности факторов развития профессиональной мобильности учителя.
Читать PDF
573.78 кб

Сущностные характеристики профессиональной мобильности

Мищенко Владимир Александрович
Статья посвящена определению сущностных характеристик профессиональной мобильности, сложного интегративного социально-психолого-педагогического явления, показывающего способность и готовность человека к смене вида своей профессион
Читать PDF
137.93 кб

Формирование готовности к профессиональной мобильности

Нужнова Светлана Валерьевна
В статье уточнено понятие готовности к профессиональной мобильности; описана система ее формирования в условиях вуза, расположенного в малом городе; выделены принципы её построения.
Читать PDF
508.05 кб

О профессиональной мобильности и стабильности педагога

Киреева Аделина Алексеевна, Уварова Любовь Рудольфовна
Социальная мобильность одно из активно разрабатываемых направлений социально-педагогической теории и практики. Авторы рассматривают некоторые реалии и мифы профессиональной мобильности будущих педагогов.
Читать PDF
287.82 кб

Социально-профессиональная мобильность в современном мире

Александрова Зинаида Игоревна
Читать PDF
754.60 кб

Профессиональная мобильность молодежи: двадцать лет спустя

Реутова М. Н.
Читать PDF
580.53 кб

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Каткова Ольга Владимировна, Голубева Ольга Владиславовна, Мададова Камила Халиловна
В данной статье рассматривается процесс развития социальной и профессиональной мобильности у лиц предпенсионного возраста.