ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к определенному виду деятельности (профессии), а также система взаимосвязей между этими группами.
П.С. базируется на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда. В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них - выделение специальностей. П.С. находится во взаимосвязи с социальной структурой общества, поскольку профессиональное разделение труда тесно связано с его общественным разделением. Поэтому П.С. часто рассматривается и в этом ракурсе - как социально-профессиональная структура. Профессиональное разделение труда связано со всеми видами общественного разделения труда, в особенности с отраслевым и квалификационным. Отсюда тесная взаимосвязь П.С. с отраслевой структурой. Каждой отрасли экономики соответствует определенная группа профессий. Существуют профессии, общие для нескольких отраслей ("сквозные" профессии). Наряду с П.С. отраслей и сфер хозяйственной деятельности выделяют П.С. регионов (территорий) и отдельных предприятий.
П.С. является достаточно динамичной. С течением времени в обществе возникают новые профессии. Происходит постоянный рост их числа, а также числа специальностей и занятий. Несколько более медленными темпами протекает обратный процесс - естественный процесс отмирания устаревших профессий. Происходит сужение либо расширение профессиональных групп по числу работников, меняется место этих групп в иерархии профессий. Наиболее традиционными основаниями для классификации профессий могут служить: характер труда (профессии преимущественно умственного и преимущественно физического труда; или ручного, механизированного и автоматизированного труда); сложность выполняемой работы, требующая определенного уровня квалификации работника (профессии высококвалифицированного, квалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда); характер выполняемых функций (профессии вспомогательные, обслуживающие, основные). В основу классификаций видов деятельности (профессий) могут быть заложены разные основания (критерии) в зависимости от целей исследования. В Беларуси наиболее общей классификацией является Общегосударственный классификатор Республики Беларусь профессий рабочих и должностей служащих, утвержденный приказом Белстандарта от 30 декабря 1996. Исследования П.С. базируются на материалах переписей населения и профессионального состава рабочих (последняя всесоюзная перепись населения в СССР состоялась в январе 1989; в Республике Беларусь перепись населения проводилась с 16 февраля 1999).
Отслеживание изменений, происходящих в П.С., является весьма важным для решения задач по прогнозированию развития отдельных отраслей, регионов, конкретных профессий; для разрешения проблем занятости и безработицы; для планирования подготовки и переподготовки кадров, исходя из потребностей экономики и социальной политики в сфере труда; для изучения процессов профессиональной мобильности; гендерных аспектов профессионализации; отношения индивидов к профессиям, их профессионального поведения; престижа профессии и т.д.
Социологические исследования П.С. относятся к области социологии профессий, близко связанной с социологией труда , а также экономической социологией .
О.Г. Лукашова

Источник: Социология: энциклопедия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, распределение работников по профессиям на основе разделения труда, предполагающего спец. подготовку людей для выполнения определ. работ, приобретение ими соотв. теоретич. и практич. знаний. Изучение П. с. в демографич. аспекте предусматривает учет психофизиологич. различий в труде между полами, учет и классификацию вредных для здоровья женщин профессий и видов произ-в, определение профессий, перевод с к-рых обязателен для женщин в период беременности и др. В демографии категория ´П. с.´ используется при изучении проф. заболеваемости и смертности.

В ходе историч. развития обществ. разделение труда создавало иерархию профессий и социального положения людей. В антагонистич. докапиталистич. формациях возникали проф.-кастовые ограничения. Крупная капиталистич. пром-сть ´...революционизирует разделение труда внутри общества и... обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего´ (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 498); начинается процесс размывания жестких границ между делением всей П. с. на профессии умственного и физич. труда. На изменения П. с. в условиях крупного машинного произ-ва большое влияние оказывает закон перемены труда. При капитализме его действие проявляется в виде борьбы двух противоположных тенденций ликвидации старого разделения труда, связанного с узким профессионализмом, и воспроиз-ва разделения труда, приводящего к однобокому развитию способностей трудящихся. При социализме действие этого закона приводит к коренному изменению социально-экон. характера проф. разделения труда, к росту динамичности П. с., к наилучшему сочетанию потребностей общества и интересов отд. работников.

Важнейшие соотношения П. с. - профессии преим. умственного и преим. физич. труда; занятые ручным и механизир. трудом. Высокие темпы механизации и автоматизации произ-ва приводят к вытеснению ручного труда. На П. с. определяющее влияние оказывают изменения отраслевой структуры занятости и качественные преобразования технологии произ-ва. К качественным сдвигам в П. с. ведут изменения квалификации: в условиях науч.-технич. революции резко возрастает доля профессий квалифицир. и высококвалифицир. труда.

Интенсивность качественных сдвигов П. с. различна в отд. отраслях нар. х-ва; она наиболее высока в электроэнергетике, химии, нефтехимии, машиностроении и на транспорте. Рост числа профессий с творческим характером труда способствует его интеллектуализации.

Изменение потребностей экономики в конкретных видах труда связано, как правило, с необходимостью переподготовки кадров и освоением ими новых профессий. Социалистич. общество планомерно разрешает возникающие несоответствия между сложившейся и требуемой П. с. рабочих кадров. При этом огромную роль играют профессиональная ориентация и отбор. Долгосрочное планирование и прогнозирование П. с. позволяют формировать систему проф.-технич. образования, в наибольшей мере отвечающую перспективным потребностям нар. х-ва. При прогнозировании П. с. применяются многофакторные корреляционные модели, учитывающие влияние таких групп факторов, как природные, демографич., производственно-технич. и организационные.

При социализме различают П. с. сфер и отраслей нар. х-ва, терр. и предприятий. В СССР П. с. изучается по данным всесоюзных переписей населения и переписей проф. состава рабочих (проводятся ЦСУ СССР с 1948). Доля занятых преим. умственным трудом в целом по стране по переписи 1970 (в сравнении с переписью 1959) возросла с 19,5% до 27,3% (в 1979 она составила 29,5%). В тот же период наиболее высокими темпами росла доля работников, занятых физич. трудом в торговле и в обществ. питании, отраслях химич. пром-сти, машиностроении и металлообработке, на транспорте; среди занятых умственным трудом самыми быстрыми темпами увеличивалась доля ИТР, науч. работников, педагогов и воспитателей. Внутри отраслевой П. с. в связи с науч.-технич. революцией наиболее быстро росла числ. таких профессий, как авто- и электрокарщики, стропальщики, монтажники, электро- и газосварщики, гальваники; значительно уменьшилась числ. занятых ручным трудом - кузнецов, вальщиков леса, столяров, грузчиков, рабочих, занятых транспортировкой вручную и на складских работах. Особенно возросла роль работников сквозных профессий, связанных с управлением и обслуживанием машин и механизмов.

Струмилин С. Г., Проблемы экономики труда, Избр. произв, т. 3, М. 1964, Белкин В, Б., Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР, М. 1966; Проблемы использования рабочей сильт в условиях научно-технической революции, М. 1973; Пилипенко Н. Н., Формирование квалифицированных рабочих кадров, М. 1982.

А. Л. Ткаченко

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
466.08 кб

Структура типов профессиональных Я-концепций

Джанерьян Светлана Тиграновна
В статье с позиций аналитических и синтетических задач системного подхода рассматривается профессиональная Я-концепция как система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и ка
Читать PDF
197.23 кб

Структура профессиональной мобильности учителя

Карпачева И. А.
В статье предлагается четырехкомпонентная структура профессио- нальной мобильности учителя, разработанная на основе анализа современных исследований по данной проблеме и особенностей содержания деятельности учителя в условиях моде
Читать PDF
318.76 кб

Категория и структура профессиональных деформаций

Полякова Ольга Борисовна
В статье анализируется феномен «профессиональных деформаций», представляющий собой деструктивные изменения личности, возникающие после многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности.
Читать PDF
144.16 кб

Профессиональная компетентность: понятие и структура

Алдашева Айгуль Абдулхаевна
Теоретический анализ понятия «компетентность» позволил определить структуру профессиональной компетентности, выделить технологический и надпрофессиональный уровни.
Читать PDF
246.53 кб

Особенности структуры профессиональной позиции судей

Бершедова Людмила Ивановна
Обозначена проблема ценностно-нормативных аспектов профессиональной позиции судей, интегрирующей внутреннюю культуру личности судьи как субъекта права, профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
Читать PDF
175.62 кб

Профессиональное самосознание: структура и содержание

Борозинец Наталья Михайловна
В статье подробно рассмотрена структура профессионального самосознания на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.
Читать PDF
187.42 кб

О структуре непрерывного профессионального образования

Щурин К.
Читать PDF
254.61 кб

Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес»

Байтимирова Айгуль Тохмииловна
В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональный интерес». Дается анализ термина «интерес», предлагаются различные точки зрения ученых на трактование профессионального интереса.
Читать PDF
811.34 кб

Профессиональное сознание личности: понятие и структура

Цвык Владимир Анатольевич
Профессиональное сознание представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофес
Читать PDF
4.82 мб

Профессиональное сознание личности: понятие и структура

Ангеловский Алексей Анатольевич
В данной статье предпринята попытка анализа социального явления профессионализации личности.
Читать PDF
748.21 кб

Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания

Андреева Наталья Юрьевна
Представлены результаты исследования профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Солдатовой Е.Л.).
Читать PDF
115.95 кб

Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты

Малютина Татьяна Владимировна
Статья содержит анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
Читать PDF
375.17 кб

Психологическая структура субъекта профессионального пути

Поваренков Ю. П.
Статья посвящена психологической структуре субъекта труда. Представлены методологические основания для психологического анализа субъекта труда на двух уровнях: структурном и функциональном.
Читать PDF
8.77 мб

Профессиональный экзамен: подходы к структуре и содержанию

Синицына Г.П.
В статье рассматривается проблема многоканального «входа» в педагогическую профессию и допуска к педагогической деятельности. Многоканальный «вход» через профессиональный экзамен.
Читать PDF
3.63 мб

Структура профессиональной идентичности личности студентов

Федотова Людмила Михайловна, Кригер Галина Николаевна
Анализируются результаты эмпирического исследования структуры профессиональной идентичности. В исследовании сделана попытка анализа структурных компонентов профессиональной идентичности, основанных на их взаимосвязи.