ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЕПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 3 определения термина ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Прогнозирование социальное

от др.-гр. prognosis – предсказание) - научное предвидение количественных и качественных изменений общественных явлений и процессов. Являясь составной частью социального управления, прогнозирование непосредственно основывается на прикладных социологических исследованиях (см. Исследование социологическое прикладное).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

в широком смысле - разработка прогнозов в обществ. науках (в отличие от научно-технич. в естественных и технич. науках). П.с. охватывает прогнозы: соц.-медицинские (здравоохранения, включая физич. культуру и спорт); соц.-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); соц.-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью об-ва); соц.-космические (перспективы освоения космоса); экономич. (перспективы развития народного хозяйства, вообще экономич. отношений; социологич. (см. Прогнозирование в социологии); психологические (развитие личности, ее поведения, деятельности); демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения); филолого-этнографич. или лингвоэтнич. (развитие языка, письменности, личных имен, нац. традиций, обычаев, вообще нац. отношений); архитектурно-градостроительные (соц. аспектов расселения, развитие города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); образовательно-педагогические (развитие воспитания и обучения, развитие кадров и учреждений в области народного образования - от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая повышение квалификации и самообразования взрослых); культурно-эстетические (развитие материально-технич. базы искусства, литературы, всей культуры; художественной информации, развитие кадров и учреждений культуры - книжного, журнального и газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры клубов и библиотек, памятников культуры и спортивно-туристских объектов и т. д.); морально-этические; гос.-правовые, или юридические (развитие гос-ва и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений); внутриполитические (развитие внутренней политики своей и др. стран); внешнеполитич. (развита внешней политики своей и др. стран, междуна" родных отношений в целом); военные (военно-технические, военно-экономич., военно-политич. военно-стратегич., военно-операционные, военной тактич., военно-организационные прогнозы). В нескольких промежуточных значениях под П.с. понимают все перечисленные прогнозы, кроме экономич., а иногда также политич. и военных. В таких случаях П.с. выступает обычно под названием соц.-экономич. и военно-политич. Иногда из понятия П.с. исключаются и нек-рые др. обществоведческие прогнозы. Наконец, в узком смысле П.с. сводится только к прогнозам в социологич. исследованиях. Как и прогнозирование в целом, П.с. отличается значительной спецификой в каждой из обществ. наук сообразно задачам и особенностям последних. Однако имеются и важные общие черты, отличающие П.с. от научно-технич. прогнозирования. Важнейшая из них - относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, точнее. между предсказанием и решением, целеполага-нием, действием. В естественных и технич. науках эта связь незначительна, часто близка или практически равна нулю. Там объекты принципиально не поддаются (или поддаются в очень небольшой, незначительной мере) соц. управлению, т. е. видоизменению путем действий на основе решений-целей, в т. ч. и с учетом прогноза. Поэтому там прогнозирование возможно лишь в форме безусловных предсказаний с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Напротив, в обществ. науках эта связь настолько интенсивна, что в состоянии приводить к самоосуществлению или саморазрушеюпо прогноза путем действия с учетом последнег (т. н. эффект Эдипа). Напр., предсказание ката строфы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы. Отсюда бессмысленность в П.с. безусловных предсказаний и методологич. ориентация на разработку предсказаний сугубо условных, нацеленных на содействие повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений, вообще управления соц. процессами. Такие условные предсказания вырабатываются в ходе получения прогнозов двух типов: поисковых - определение возможных состояний явления в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции (целевыявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); нормативных - определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательных состояний того же явления т е. путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев оптимума. Практика П.с. на основе такой методологии, ориентации показала исключительно высокую эффективность подобных разработок в смысле повышения обоснованности целей, планов, программ, организационных решений. Лит.: Румянцева Т.М. Интервью с будущим: методология, проблемы социального прогнозирования. Л., 1971; Методологические проблемы социального прогнозирования эдцественных явлений. Киев., 1978; Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984; его же. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987; Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. И.В. Бестужев-Лада.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Прогнозирование социальное

от греч. prognosis предвидение, предсказание) исследование динамики, перспектив развития социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального планирования, программирования, проектирования, управления, решений в целом. П. с. отличается от естествоведческого и научно-технического прогнозирования тем, что в последних прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или равна нулю из-за невозможности управления объектом, так что здесь в принципе возможно только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное безусловное предсказание будущего состояния явления. В П. с. такая взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, вообще решений (включая принятые с учетом уже сделанных прогнозов). В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок, т. е. условных предсказаний с ориентацией на повышение эффективности управления. В широком смысле П. с. охватывает разработку прогнозов во всех общественных науках, в узком только в социологии. Это понятие имеет еще ряд промежуточных значений, поскольку иногда из «широкого определения» исключается разработка прогнозов либо в экономических, либо в юридических, либо в других науках. Понятие П. с. неоднозначно и в смысле ключевого термина «прогноз», который определяется как вероятностное суждение о перспективах будущего состояния того или иного явления и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления на основе специального научного исследования. Чаще всего прогнозирование отождествляется с понятием предсказания без каких-либо оговорок либо происходит смешивание категорий прогнозирования, целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления. В этой связи следует заметить, что категория «предвидение» выступает как общее понятие, объединяющее все конкретные разновидности получения информации о будущем, поскольку методологической базой П. с. в социологии являются принципы научного предвидения, согласно которым предвидение будущих состояний общества есть результат исследования законов его развития, анализа прошлых и настоящих его состояний. П. с. не сводится к попыткам предугадать детали будущего в силу действия большого числа факторов, в результате чего законы общественного развития приобретают характер тенденций и носят вероятностный характер. Предвидение затрагивает две различные совокупности форм его реализации: одну, относящуюся к собственно категории предвидения предсказательную (дискриптивную, описательную), и другую, сопряженную с ней, относящуюся к категории управления предуказательную (прескриптивную, предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности. Обе совокупности в свою очередь складываются из различных форм конкретизации. Предсказание проявляется в форме предчувствия (простое предвосхищение), предугадывания (сложное предвосхищение), прогнозирования (научное исследование перспектив развития явления). Предуказание выступает в формах: (1) целеполагания-установление идеально предположенного результата деятельности, (2) планирования проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустаноЕленной цели, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности, (3) программирования установление последовательности конкретных мероприятий для реализации планов, (4) проектирования создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ и управления, которое в целом как бы интегрирует четыре перечисленных выше понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент решение. Ядром предсказания является прогноз, предуказания-план. Прогнозы предшествуют планам и отличаются от последних способом оперирования информацией о будущем: вероятностное описание возможного или желательного это прогноз, директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного это план. В П. с. существуют два типа прогнозов, в которых по разному сочетаются экстраполяция и целеполагание,поисковый прогноз и нормативный. Поисковый прогноз определение возможных состояний явления в будущем. Нормативный прогноз определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Поисковый прогноз строится на определенной шкале возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. По периоду упреждения промежутку времени, на который рассчитан прогноз,различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долгои дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный (сроком до 1 мес.) рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования ни количественных, ни качественных. Краткосрочный (сроком от 1 мес. до 1 г.) на перспективу только количественных изменений, долгосрочный (сроком от 5 до 15 лет) не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный (от 1 до 5 лет) охватывает перспективу между краткои долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (свыше 15 лет) перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития объекта. Исходными принципами разработки социальных прогнозов являются принцип системности прогнозирования, принцип согласованности, принцип вариантности, принцип непрерывности, принцип верифицируемости, принцип рентабельности. В практике П. с. используется комплекс различных методов прогнозирования: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод построения сценариев, патентный метод, целый ряд экспертных методов и др. Наиболее употребляемым и действенным в П. с. является метод экспертных оценок. Для большего эффекта при разработке социальных прогнозов необходимо применение возможно большего количества методов прогнозирования с целью всестороннего, целостного охвата изучаемого объекта. Типовая методика П. с. содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); прогнозный фон (сбор данных, влияющих на развитие объекта, по смежным, непрофильным отраслям прогноза); исходная модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка степени достоверности (верификация) и уточнение прогностической модели обычно опросом экспертов; выработка рекомендаций для оптимизации решений на основе сопоставления прогностических моделей. Программы социальные изложение основных положений деятельности социальных институтов, политических партий или организаций на определенную перспективу. Среди них различают программы-максимум и программы-минимум. Первые определяют конечные цели, общие задачи, указывают главные пути их решения и дают теоретическое обоснование принципам и методам деятельности. Вторые содержат в себе перечень ближайших задач и требований, определяют конкретные планы деятельности для достижения конечных целей. Субъектом социального программирования в нашем обществе выступают органы государственного управления разных уровней. КПСС, которая до 1990 г. была по Конституции СССР ядром политической системы, определяла программы-максимум, которые принимались съездами партии и представляли собой основные теоретические директивные установки, нацеливающие на решение приоритетных экономических, социальных и политических задач. Собственная долговременная политическая Программа КПСС была основой для разработки конкретных П. с. Конкретизация социальной политики КПСС, изложенной в ее Программе, нашла воплощение, в частности, в разработке плана экономического и социального развития СССР на 19861990 гг. В нем значительное внимание уделено укреплению материально-технической базы школьного и профессионального обучения, улучшению условий воспитания подрастающего поколения, профессиональной ориентации молодежи. Намечены серьезные преобразования в условиях, характере и содержании труда, предусмотрено устранение явных диспропорций в оплате труда разных категорий работников. Большое значение придается совершенствованию сферы обращения потребительских благ и услуг, улучшению положения неработающих групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.), жилищному строительству, здравоохранению, коммунальному обслуживанию и т. д. Процессы радикальной перестройки хозяйственного механизма, последовавшие во второй половине 80-х годов, с неизбежностью вызвали преобразования в надстройке общества, коренные изменения в политической системе, правовых отношениях, в сфере культуры и т. д. Все это потребовало корректировки существующих П. с., а в некоторых случаях разработки новых для реализации новых приоритетных целей, выдвинутых на Съездах народных депутатов СССР, сессиях Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик. П. с. являются органической составляющей народнохозяйственного планирования и обеспечивают ориентацию на решение наиболее актуальных социально-экономических и политических проблем, которые ранее часто включались в качестве самостоятельных разделов в народнохозяйственные планы. Разработка П. с. осуществляется на основе назревших и перспективных целей социально-экономического развития общества и предполагает их реализацию как через перспективное планирование, так и последующую конкретизацию на стадиях среднесрочного (пятилетнего) и текущего планирования. П. с. нацеливают соответствующие социальные институты, государственные организации союзного и республиканского подчинения на выполнение в установленные сроки комплекса определенных, согласованных между собой государственных заданий. Для решения важнейших республиканских, региональных и межотраслевых проблем в 70-80 гг. широко практиковалась разработка комплексных П. с. Они рассматривались как составные части государственных планов комплексного экономического и социального развития. Целевая комплексная программа по своему методологическому статусу является директивным плановым документом, который включает взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, научно-исследовательских и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное решение межведомственных социально-экономических проблем. В условиях перестройки с помощью целевых комплексных программ в большинстве случаев не удалось обеспечить интеграцию усилий исполнителей независимо от их ведомственного подчинения и тем самым оптимизировать процессы решения задач. Переход предприятий на хозрасчет и прямые хозяйственные связи, обострившийся дефицит материальных ресурсов, временная разбалансированность планов пока не позволяют в полной мере реализовать потенциальные возможности целевых комплексных программ для повышения эффективности достижения конечных социальных целей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

Найдено схем по теме ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено книг по теме ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — 0