ПРОГРЕСС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Прогресс
процесс поступательного развития, движения вперед.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Прогресс
движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному.

Источник: Краткий словарь по социологии

Прогресс
лат. progressus) - развитие нового, передового; движение вперед, к более совершенному состоянию, изменение к лучшему, переход на более высокую ступень развития.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПРОГРЕСС
от лат. progresses - движение вперед, успех) - англ.progress; нем. Fortschritt. 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

прогресс
1) по К. Марксу – движение к планомерно организованному, социально справедливому обществу, в котором преодолевается отчуждение; 2) по Э. Дюркгейму – результат разделения труда; 3) Ф. Ницше – сама идея прогресса есть суеверие; 4) по П. Сорокину, Э. Фромму – движение к гуманистическим идеалам, связанным с развитием и совершенствованием природы человека; 5) синергетические представления связаны с нелинейностью развития сложных систем, возникновением эмерджентных свойств в социальных системах, с тем, что индивид и общество творят друг друга. – Литература: Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М, 1991; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2005.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ПРОГРЕСС
PROGRESS) Социология XIX в. большей частью основывалась на предположении о существовании прогресса, который отождествлялся с индустриализацией. Предполагалось, что технологическое развитие ведет к повышению материального благосостояния, что отражается в улучшении здоровья населения и увеличении продолжительности жизни. Индустриализация ассоциировалась также с развитием гражданских прав (см.: Гражданство), грамотности и образования. Прогресс представлялся социальным проявлением разума, знания и технологии. Однако массовые войны, появление фашизма и тоталитарных правительств в ХХ в. привели к тому, что социологию в целом стал отличать более пессимистичный настрой в связи с ослаблением уверенности в прогрессивном характере индустриального общества. В то же время существование прогресса по мере эволюции обществ неявно предполагалось функционализмом, а оптимистическое видение развития в ХХ в. было характерно для социологического анализа постиндустриального общества. Традиционные теории прогресса не могут ответить на три фундаментальных вопроса о социальном изменении. (1) Каким социальным группам выгоден прогресс? (2) Кто определяет, что считать прогрессивным? (3) Кто решает, какие индивидуальные или социальные издержки допустимы для достижения того или иного уровня прогресса? См. также: Эволюции теория. Лит.: Kumar (1995)

Источник: Социологический словарь

ПРОГРЕСС
progress) - 1. Продвижение к желаемой цели; благоприятное развитие или движение вперед. 2. Результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации. По поводу прогресса в социологии имеется две основные точки зрения:
(а) теории, принимающие данное понятие в выявлении главного исторического направления прогресса (концепция эволюционных всеобщностей Парсонса, эволюционная теория),
(б) теории, особенно конца 19 - начала 20-го столетия, которые по разным причинам отвергают идею прогресса.
Значение понятия особенно очевидно в работах основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни; а для Дюркгейма - в увеличении возможностей для индивидуальной свободы в формах органической солидарности (см. Механическая и органическая солидарность).
Однако более ранняя эволюционная теория XIX в. склонна видеть развитие и в процессе цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры" (М. Салинс и Э. Сервис, 1960).
Следующей характеристикой развитого и особенно капиталистического индустриального общества является скорость технологического прогресса, особенно новых технологий. Воздействие этих достижений на экономическую и социальную жизнь представляет собой постоянный источник споров и в конечном счете связано с современными теориями социального изменения. См. также Модернизация; Фордизм и постфордизм; Постиндустриальное общество.
Однако альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с:
(а) консервативной мыслью неомакиавеллистов (например, Парето, Михельса) и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.;
(б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры
холодной войны. В дополнение к этому возник интерес к проблемам окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста.
В 20-м столетии отказ от позитивизма и эмпиризма и подрыв большинства форм философского эссенциализма стали еше более подвергать сомнению всякие простые предположения о прогрессе (см Постмодерн и постмодернизм; Деконструкция).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПРОГРЕСС
тип, направление развития , характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса - такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалистски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности.
Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом - имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюционируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кондорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества ("царство необходимости") и начинается его история ("царство свободы") в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс - ). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее.
Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ф. Ницше и др. умонастроения "разочарования" в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие.
Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. - в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут. П. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности: Бердяев , Ортега-и-Гассет , Фромм , Новгородцев и др.
Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным - общество или личность. В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П.: Г. Гегель, Конт , Маркс, Спенсер , Ростоу и др. При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации: Михайловский , Сорокин , Фромм и др.
Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля", а непреклонная личность - последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть следующим: "Свободная личность - вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.).
Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, С. Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования.
Г.Я. Миненков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Прогресс информационно-компьютерных технологий и развитие Интернета как факторы формирования обществ

Капралова Светлана Валерьевна
В статье рассматривается особенности влияния информационно-компьютерных технологий начала XXI века на процесс формирования общественного мнения.
Читать PDF
276.41 кб

Влияние политического режима на научно-технический прогресс в обществе (социально-философский аспект

Блягоз Эмма Гилимовна
Политическая и научно технологическая картина мира представляет собой совокупность различных политических и прогрессивных процессов, событий.
Читать PDF
412.30 кб

Вера в научно-технический прогресс vs научно-технический скептицизм: что предопределяет отношение ро

Степанцов Павел Михайлович
Существующие теории инноваций не дают внятного объяснения, почему одни группы более чувствительны к инновациям, чем другие. «Слепое пятно» теорий инноваций сокрыто в механике их работы.
Читать PDF
803.28 кб

Прогресс и перспективы развития методов лечения злокачественных опухолей костей

Трапезников Н. Н., Алиев М. Д., Синюков П. А., Щербаков С. Д., Соколовский В. А., Тепляков В. В., Мачак Г. Н., Харатишвили Т. К.
Читать PDF
681.43 кб

Прогресс в лечении остеогенной саркомы

Трапезников Н. Н., Соловьев Ю. Н., Еремина Л. А., Амирасланов А. Т., Феденко А. Н., Синюков П. А., Григорова Т. М., Токарева З. И., Ковалевский Е. Е., Готько Е. С.
Читать PDF
121.67 кб

Белимумаб: прогресс в лечении системной красной волчанки

Насонов Евгений Львович, Решетняк Т. М., Денисов Л. Н., Станислав М. Л., Соловьев С. К.
Читать PDF
334.04 кб

Технологический прогресс в релейной защите: опасные тенденции

Гуревич Владимир Игоревич
Рассматриваются современные тенденции в развитии релейной защиты: усложнение, увеличение количества выполняемых функций, применение недетерминированной и свободно-программируемой логики, использование Ethernet и Wi-Fi каналов связ
Читать PDF
335.47 кб

Научно-технический прогресс и инновационное развитие в истории социологической науки

Завражин В.Н.
Рассмотрена системная взаимосвязь научно-технического и общественного прогресса как одна из важнейших тем социологической науки.
Читать PDF
0.00 байт

Международная научная миграция: прогресс или угроза научно-технической безопасности России

Кокшаров Виктор Анатольевич, Агарков Гавриил Александрович
Авторами рассматриваются вопросы научной миграции.
Читать PDF
220.93 кб

Трахеобронхоскопия: история и прогресс

Овчинников Алексей Адрианович
Читать PDF
107.76 кб

Прогресс в рациональном использовании лекарственных средств, включая лекарственные средства для дете

Читать PDF
321.19 кб

Прогресс новых технологий как задача для России

Летов Олег Владимирович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПРОГРЕСС ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

    англ. progress, evolutionary; нем. evolutions Fortschritt. Постоянно возрастающая способность человечества как биол. вида осваивать окружающую среду.
  • Прогресс и регресс

    прогресс — движение вперед; регресс — возвращение) — противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо поступательное развитие общества по восходящей ли
  • КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС

    ошибочное понимание развития цивилизации: сам по себе прогресс, конечно, есть, но какой-то уж очень некультурный.
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    англ. progress, scientific-technic; нем. Wissenschaftliche Technischfortschritt. Поступательное развитие науки и техники. См. РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ.
  • Социальный прогресс

    глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
  • КОЭФФИЦИЕНТ ПРОГРЕСCИBНОСТИ РЕЖИМА ВОСПРОИЗВOДСТВА

    КОЭФФИЦИЕНТ ПРОГРЕСCИBНОСТИ РЕЖИМА ВОСПРОИЗВOДСТВА, см. Истинный коэффициент.
  • Критерии общественного прогресса

    В зависимости от принятых понятий о механизме социокультурного развития, его целях и средствах вводится тот или иной критерий прогресса. Так, у Гегеля это осознание свободы, в марксизме - развитие
  • ПРОГРЕССА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИИ

    системы теоретического знания, объясняющие соц. прогресс. Древние греки полагали, что мир находится в постоянном совершенствовании, проходя определенные фиксированные стадии. Платон говорил о со
  • ПРОГРЕССИВИЗМ

    англ. progres-sivism; нем. Fortschrittkeit. Установка индивида или группы индивидов на либерализацию полит, и соц. отношений (сил).
  • ПРОГРЕССИВНОСТЬ

    англ. рго-gressiveness; нем. фр. progressisme; Соц. качество индивида, группы, процесса или явления, выражающееся в предрасположенности к прогрессу.
  • ПРОГРЕССИВНЫЕ И ВЫРОЖДАЮЩИЕСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ

    progressive and generating scientific research programmes) - см. Фальсификационизм.
  • ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

    англ. progressive matrices, Raven; нем. Progressionsrnatrix von Raven. Совокупность тестов на наглядное мышление по аналогии, каждая задача к-рых состоит из двух частей: основного рисунка (геометрического узора) с пробелом и
  • Прогрессивный билингвизм

    Вид социального билингвизма, характеризующегося увеличением количества людей, усваивающих второй язык и говорящих на нем.
  • Прогрессивный

    В физической антропологии, прогрессивный - относительный термин, употребляемый как антоним примитивного; прогрессивные черты представляют собой эволюционно измененные (причем значительно) черт
  • Пространственной прогрессии закон

    сформулирован Тириаром. Звучит так: "от государств-городов через государства-территории к государствам-континентам". Географическая динамика политической истории неумолимо ведет к увеличению ма
  • ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

    Теоретическая модель роста населения, отражающая режим его расширенного воспроизводства.
  • ПРОГРЕССИЯ

    англ. progression; нем. Progression. В математике - ряд увеличивающихся или уменьшающихся чисел, в к-ром разность или отношение между соседними числами сохраняет постоянную величину. Различают П. арифметическ