ПРОЛЕТАРИАТ
ПРОЛЕТАРИАТ
PROLETARIAT) В том смысле, в каком это понятие используется в социологии, оно эквивалентно понятию рабочего класса. См. также: Буржуазия; Маркс.
Источник: Социологический словарь
ПРОЛЕТАРИАТ
от лат. proktarius - неимущие) - англ. proletariat; нем. Proletariat. Соц. класс, лишенный собственности на средства производства, единственным источником существования к-рого является продажа собственной рабочей силы.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПРОЛЕТАРИАТ
proletariat) - 1. (Марксизм) класс неимущих чернорабочих, который живет, продавая свою рабочую силу капиталистам в обмен на заработную плату. Условие найма "эксплуататорское", поскольку создаваемая рабочими стоимость увеличивает богатство и власть буржуазии, но наносит ущерб их собственным интересам (см. Прибавочная стоимость; Эксплуатация (и присвоение). Таким образом, пролетариат осмысливается в антагонистическом отношении к буржуазии, а его эксплуатация и угнетение неизбежны. 2. (В более широком значении в социологии) рабочий класс. См. также Пролетаризация; Класс.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Пролетариат
(от лат. proletarius – букв. производящий потомство (от лат. proles – потомок, ребенок); по Сервию Туллию пролетарий – римский гражданин, принадлежащий к неимущему и неподатному сословию, но юридически свободный). Пролетаріат. Proletariat. Согласно К. Марксу – рабочий класс, класс наемных работников, не имеющих в собственности средств производства, единственным источником существования которого является продажа своей рабочей силы на рынке труда, приводящей к ее эксплуатации капиталом. Развитие крупного производства объективно приводит к росту численности, организованности и солидарности рабочего класса, к формированию классового самосознания, т. е. осознанию своих интересов и постепенное превращение П. “из класса в себе” в “класс для себя” как условия уничтожения всякой эксплуатации.
ПРОЛЕТАРИАТ
от лат. proletarius - принадлежащий к неимущему слою граждан в Др. Риме) - обществ. класс, характеризующийся отсутствием какой бы то ни было частной собственности на средства производства и продажей собственной рабочей силы за заработную плату. Возникает в условиях разложения и кризиса феодального об-ва в рез-те разорения мелких производителей - крестьян и ремесленников, их пролетаризации. В капиталистич. об-ве П. становится наиболее многочисленным трудящимся и эксплуатируемым классом, антагонистом буржуазии (см.). Развитие крупного капиталистич. производства - предпосылка высокой организованности П., его единства, общности интересов. Научно-технич. прогресс в рамках капитализма, эволюция капиталистич. обществ. отношений ведут к глубокому расслоению П., поляризации интересов различн. его групп. Жизненный уровень П. в индустриально развитых странах существенно повышается в рез-те подъема экономики и успехов демократич. движений. Возникают новые формы связи П. со средствами производства через участие в доходах, акционерном капитале и др. В современных условиях термин "пролетариат" иногда используется как синоним термина "рабочий класс", но чаще - как обобщающий для обозначения сложной совокупности его разнородных слоев и отрядов, для подчеркивания историч. преемственности и единства его интересов. В современной социологии этот термин применяется редко. Лит.: Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПРОЛЕТАРИАТ
нем. proletariat от лат. proletarius - обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также - рабочий класс) - социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу.
В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в "средний класс" буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." .
Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей ( Демократический капитализм, Открытое общество); б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" ( Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм); в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. ( Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков.
А.А. Грицанов
В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в "средний класс" буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." .
Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей ( Демократический капитализм, Открытое общество); б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" ( Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм); в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. ( Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия