информация, предъявляемая с целью формирования общественного мнения.
ПРОПАГАНДА
Пропаганда
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ПРОПАГАНДА
целенаправленное и политически мотивированное убеждающее воздействие на общественные группы, с помощью которого те или иные социально-политические идеи, взгляды и теории должны быть доведены до сознания каждого человека и оказать влияние на формирование его поведения в желательном для коммуникатора направлении.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
ПРОПАГАНДА
распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле – политическая или идеологическая деятельность с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. От простого информирования отличается высокой интенсивностью, повторяемостью и воздействием не только на сознание, но и на подсознание людей.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ПРОПАГАНДА
от лат. propaganda - распространение) - англ. propaganda; нем. Propaganda. 1. Система деятельности, направленной на распространение знаний, художественных ценностей и др. информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на соц. поведение людей. 2. Распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств. 3. Средство манипуляции массовым сознанием.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Пропаганда
propaganda), попытка формировать мнение, вызывать действия людей или манипулировать ими путем использования информации, убедительных доводов или лозунгов. П. может распространяться через печатные органы, радио, телевидение и рекламу, но в любом случае ей свойственно стремление контролировать ср-ва коммуникации и, т.о., воздействовать на мировоззрение. Все гос-ва в большей или меньшей степени занимаются пропагандистской деят-тью (как в своей стране, так и за рубежом), часто называемой ими обществ, информационными программами. Степень успешности П. зависит от свободы выражения альтернативных взглядов. Одно из обычных направлений П. — информация, создающая желательный образ пр-ва и об-ва, др. распространенное направление очернительные сведения, внушающие подозрения относительно намерений или действий др. гос-ва. Так, во время холодной войны (1946—90) сов. радиовещание, радиостанции Свободная Европа и Голос Америки активно создавали благоприятный образ собственного об-ва, очерняя противника. По мере развития глобальных коммуникационных систем П. превратилась в мощный полит, инструмент, что доказала, напр., война в Персидском заливе в 1991 г., когда обе стороны пытались через телевидение влиять на мировое обществ, мнение.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Пропаганда
(лат. propaganda – подлежащая распространению) Процесс распространения идей, ценностей, знаний и взглядов с целью формирования определенного общественного мнения и его внедрения в поведенческие установки. Одним из основоположников теории пропаганды считается Гарольд Лассуэлл. В своей монографии «Техника пропаганды в мировой войне» он подробно описал цели, задачи и стратегии пропаганды в Первой мировой войне, а также модель коммуникации, наиболее распространенную по сей день. На примере военной пропаганды ученый делает заключения о технологиях эффективного информационного воздействия, рабочих инструментах и способах организации пропагандистской деятельности: «Пропагандой можно действовать как оружием прямой атаки на нравственное состояние неприятеля, стараясь нарушить это состояние или же отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним страны». Ряд западных исследователей склоняется к идее о том, что пропаганда как некий механизм внушения и психологического воздействия в процессе общения людей возникает в человеческом обществе одновременно с появлением речевой коммуникации. Некоторые социологи усматривают первые проявления пропаганды в религиозных противоборствах XVII века. В отечественной науке пропаганда рассматривается как «деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государства». Поэтому, как отмечает П. С. Гуревич, «идеология и пропаганда как социальные явления возникают не в доклассовом обществе, не в средние века и не в период возвышения буржуазии как класса, а в эпоху становления раннеклассового общества, когда впервые складывается историческая потребность господствующих классов оправдать социальное неравенство, навязать массам общественные идеи, выражающие интересы этих классов». Сегодня термин «пропаганда» используется в основном в рамках описания общественно‑политических процессов и имеет в большинстве случаев негативную коннотацию. Однако отождествлять пропаганду и манипуляцию общественным сознанием не стоит, последняя может входить в систему пропаганды как элемент и является односторонне направленной коммуникацией. Пропаганда, напротив, представляет собой механизм двухсторонней коммуникации с целью формирования определенных ценностных установок в обществе. По своей сущности и целям пропаганда близка к политическому пиару.
Литература Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. Лассуэлл Г Д. Техника пропаганды в мировой войне / сокращ. пер. с англ. Н. М. Потапова. – М.‑Л.: Гос. изд‑во. Отд. военной лит., 1929.
Литература Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. Лассуэлл Г Д. Техника пропаганды в мировой войне / сокращ. пер. с англ. Н. М. Потапова. – М.‑Л.: Гос. изд‑во. Отд. военной лит., 1929.