ПСИХОАНАЛИЗ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Психоанализ
psychoanalysis). Методика психотерапии, изобретенная Зигмундом Фрейдом. Слово “психоанализ” обычно используется в интеллектуальной системе психологической теории, созданной Фрейдом.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ПСИХОАНАЛИЗ
от греч. psyche - душа и analisis - разложение, расчленение) - англ. psychoanalyze; нем. Psychoanalyse. 1. Созданные 3. Фрейдом и развитые его последователями методы лечения неврозов и психол. теория, основанные на изучении бессознательных псих, процессов, мотивации, динамики побуждений, структуры личности. П. использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. с целью выявления вытесненных представлений и их устранения. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПСИХОАНАЛИЗ
1. Клинич. метод диагностики и объяснения невротич. состояний человека, основоположник - Зигмунд Фрейд. 2. Теория психич. бессознательного 3. Фрейда, на основе к-рой он разработал концепцию личности, имеющую, по его мнению, "те же измерения, что и область психологии". Согласно этой концепции, психич. структура человека представлена тремя основными компонентами. Ид - иррациональная, биологически обусловленная, "темная" и "недоступная" часть психики, составляющая ее бессознательное и неудержимо толкающая человека на удовлетворение его инстинктивных потребностей, страстей и т. п. Эго - бывшая часть Ид, к-рая под влиянием внешней действительности стала тем, "что может быть названо разумом и здравым смыслом" (Фрейд). Супер-Эго представляет собой часть Эго, в к-рой отражены нормы и запреты об-ва. Психич. жизнь человека протекает в постоянной борьбе между Ид, Эго и Супер-Эго, рез-том к-рой является либо подавление разрушительных для личности и об-ва влечений Ид, либо их бессознательная трансформация в приемлемые для об-ва формы. С соц. т. зр. такое понимание личности означает утверждение неизбежности конфронтации человека и об-ва, в к-рой об-во независимо от его соц.-экономич. и политич. природы всегда выступает как враждебная человеку сила. В 1920 г. Фрейд ввел в свою теорию понятия инстинктов смерти (Танатос) и жизни (Эрос). Инстинкт смерти находит свое выражение в бессознательном стремлении человека к самоуничтожению, однако в противоборстве Танатоса и Эроса это стремление трансформируется в агрессивность, направленную против др. людей. Тем самым Фрейдом постулировались неизбежные, биологич. обусловленные отношения враждебности между людьми. Лит.: Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989; его же. Психология бессознательного. М., 1990; Юнг К. Психологические типы. М., 1995; Московичи С. Век толп. М., 1996; Психоанализ и культура. М., 1996; Fornary F. Psychoanalysis of war. N.Y., 1974. C.K. Рощин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПСИХОАНАЛИЗ
psychoanalysis) - теория и метод рассмотрения душевного заболевания посредством исследования подсознательного и понимания динамики личности. Разработаны Фрейдом в конце 19-го столетия в процессе работы с пациентами, имеющими эмоциональные расстройства, вроде истерии. Фрейд, в частности, использовал методы свободной ассоциации и интерпретации снов для изучения подсознательного. Наряду с работой и произведениями самого Фрейда, важное место в рамках психоанализа (как терапии, так и более широкой теории) занимает целый ряд школ и направлений мысли (см. Неофрейдисты; Школа объектных отношений).
Психоанализ является длительным терапевтическим процессом, занимающим иногда несколько лет, а врач должен пройти курс психоанализа, прежде чем будет признан квалифицированным для занятия им. Цель состоит в том, чтобы добиться полного понимания того, как развивается поведение в результате прошлого опыта, особенно раннего детства. Это привносится в сознание и сопоставляется, ведя к катарсису - выпуску энергии - и в итоге личность становится свободнее, менее ограниченной необходимостью контролировать энергию идентичности или оперировать под сверхстрогими требованиями Суперэго ("Сверх-Я").
В психиатрической практике даже 100 лет спустя метод считается наиболее полезным для невротических расстройств у пациентов, которые стимулируются к выздоровлению. Да и хорошая подготовка врачей, похоже, вносит вклад в положительный результат. Метод иногда критиковался за отсутствие лучшего средства для восстановления, чем только время (Эйсенк, 1961), за продолжительность и дороговизну.
В качестве более широкой психосоциальной теории психоанализ имел большое (хотя и спорное) влияние в социологии и в социальной теории в целом (например, Маркузе, структуралистские теоретики ткпалакана, психоистория). В последние годы психоаналитические теории пользовались особым влиянием в феминизме и феминистской теории, хотя и являются переработкой фрейдовской теории, особенно в части сомнений относительно значения символики фаллоса и проблемы, которую это представляет для истинно феминистской психоаналитической теории (см. Ходороу; Сиксу; Кристева).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Психоанализ
psychoanalysis), теория возникновения и лечения душевных расстройств, называемых неврозами, а также общая теория личности и ее эмоционального развития, почти целиком созданная Фрейдом. Терапия, равноправная часть его метода, применяется в течение длительного периода и состоит в исследовании взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики (с помощью свободной ассоциации мыслей) с послед, выявлением подавленных страхов и конфликтов.Теория П. сыграла огромную роль в науке и культуре 20 в. П. отводит центр, место инстинктивным (инстинкт) влечениям и влиянию на них социализации (психосексуальное развитие). Особое внимание П. уделяет инстинктам и эмоциям, к-рые скрыты в бессознательном и оказывают глубокое влияние на мышление и поведение. Фрейд полагал, что инстинкты с детства определяются физ. влечением и являются в широком смысле сексуальными. Впоследствии, однако, он предположил, что наряду с сексуальными инстинктами мы обладаем еще инстинктами разрушения. Австр.-англ. психоаналитик Мелани Кляйн (1882— 1960) придала идеям thanatos (смерть) и eras (любовь) дальнейшее развитие; выводы, полученные ею на основе работы с детьми, явились, вероятно, самым значит, вкладом в П. после Фрейда. В то же время антрополог Малиновский показал, что сексуальные инстинкты не могут служить универсальной х-кой развития человека. В работе Я и Оно (1923) Фрейд выделил три инстанции личности: Эго (Я), Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид (Оно) бессознательно и содержит первичные эмоции и влечения. Супер-Эго (Сверх-Я) заключает в себе идеалы и моральные ценности. Эго (Я) находится между ними, стремясь примирить их требования и ограничения реального миpa; здесь же помещается сознание, но его защитные механизмы не относятся к сознательным процессам. Позднейшие теории неофрейдизма придавали большее значение развитию Я и меньшее — бессознательному и сексуальной мотивации (Юнг отрицал гл. роль последней). Теория П., вне сомнения наиб, универсальная в психологии, содержит, однако, фундаментальные концептуальные слабости. Мн. ее утверждения невозможно проверить экспериментально, а те, что были проверены, далеко не всегда подтверждались. Психоаналитическая терапия менее эффективна, чем нек-рые прикладные формы психотерапии, бихевиоральная терапия и др. методы психиатрии.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПСИХОАНАЛИЗ
(нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. П. расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
— Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями.
— Эти влечения преимущественно бессознательны.
— Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов.
— Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства.
— Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и т.д.
— Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).
Современный П. в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин “П.” также обозначает метод исследования детского развития.
Классический П. Фрейда — специфический тип терапии, при котором “анализант” (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций, как правило, включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Теория П. критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что П. является псевдонаукой, однако он довольно часто практикуется в настоящее время. П. также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Овчаренко В.И. Англо-русский психоаналитический словарь. Т. 1, 2.
М., 2003; Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина. М.: Класс, 2000.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Психоанализ
теоретические представления о развитии индивида, основанные на том, что ранние переживания человека взаимодействуют с «основной человеческой природой» при формировании взрослой ЛИЧНОСТИ. Психоанализ одновременно объясняет развитие личности и терапевтический процесс при лечении невротических расстройств. Психоаналитическая теория подчеркивает бессознательные аспекты индивида, т. е. такие аспекты личности, которые человеком не осознаются, но оказывают влияние на поведение, мысли и чувства. В 1895 г. Фрейд и Брейер ввели концепцию бессознательного как активной силы, содержащей основные инстинкты, конфликты и неприятный материал, при этом сам человек не догадывается о существовании бессознательного. Этот непринимаемый материал тем не менее оказывает мощное влияние на деятельность человека, на способы взаимодействия с окружающим миром. В 1900 г. Фрейд представил ключевые концепции психоанализа: структуру психики, детскую сексуальность, защитные механизмы, подавление, осмысленность необъяснимого поведения.
Структура психики. Ид является самой примитивной частью личности и совершенно не осознается. Это основная структура, с которой ребенок рождается; она не контролирует его действия, а ищет удовлетворения основных инстинктов: голода, жажды и полового инстинкта. Эго начинает развиваться вскоре после рождения, по мере того как ребенок взаимодействует с окружающим миром. Эго – центр контроля, одновременно сознательный и бессознательный. Эго руководствуется реальностью и пытается удовлетворить потребности, зарождающиеся в ид, за счет взаимодействия с окружением человека; любовь и работа – социально приемлемые способы удовлетворения потребностей ид в сексе и агрессии. Суперэго – это «внутренний судья», т. е. интернализованная система ценностей, доставшаяся от родителей и общества. В соответствии с этими правилами суперэго «наказывает и награждает».
Детская сексуальность. В рамках психоанализа развитие ид и суперэго идет совместно с прохождением в раннем возрасте ряда этапов, так называемых стадий психосексуального развития. Биологические факторы взаимодействуют со средовыми, такими как родительское воспитание, определяя здоровое или иное взросление. Здоровое психосексуальное развитие предполагает оптимальное вознаграждение и контроль на оральной стадии (0-12 месяцев), анальной стадии (12-30 месяцев), фаллической стадии (30 месяцев-5 лет), латентной стадии (5-12 лет) и генитальной стадии (подростковый возраст). На протяжении этих стадий у мальчиков и девочек возникает сексуальное влечение к родителю противоположного пола с желанием заменить родителя своего пола. Фрейд назвал это эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Сторонники психоанализа считают, что разрешение этих конфликтов и прохождение через психосексуальные стадии развития – сложный процесс, затрагивающий сознание, бессознательное, с сильными желаниями, страхами, тревогами и опасениями. Конфликты в конце концов разрешаются. Ребенок идентифицируется с родителем своего пола.
Защитные механизмы. Для защиты эго от тревоги индивид может использовать ряд стратегий, которые называются защитными механизмами. В рамках психоанализа выделяют два основных защитных механизма, регрессию и фиксацию, которые взаимосвязаны. Если ребенок испытывает слишком мало или слишком много наслаждения на одной из стадий психосексуального развития, он может на ней фиксироваться; иначе говоря, тревога в последующей жизни может быть устранена (от нее можно защититься) путем регрессии на эту стадию детства.
Вытеснение. Механизм защиты эго, при котором эго вытесняет неприятные импульсы, мысли, чувства, воспоминания в бессознательное. Это ослабляет тревогу и защищает образ Я. Процесс этот бессознательный, отличный от подавления, сознательного избегания тревожного материала. Психоаналитики считают, что остаточные сексуальные чувства к родителям вытесняются, когда мальчики и девочки проходят заключительные стадии психосексуального развития. Предполагают, что эго использует энергию ид для блокирования (вытеснения) тревожного материала.
Осмысленность материала. Психоанализ ведет свое начало из биологического детерминизма, т. е. предположения о причинности всех видов поведения и наличия в них смысла для человека. Причина может быть вытеснена глубоко в бессознательное, однако действия, поведение, мысли и чувства направляются бессознательными инстинктами ид и вытесненным материалом. Предполагается, что кажущееся необъяснимым поведение можно понять и объяснить. Чтобы найти причину, требуется длительный анализ.
ПСИХОТЕРАПИЯ. Психоанализ как терапия основан на технике свободных ассоциаций. Пациент говорит все, что приходит на ум, психоаналитик просит сообщать обо всех мыслях, появляющихся связно или спонтанно. Цель состоит в том, чтобы пациент осознал суть своего НЕВРОЗА, исследуя содержание бессознательного через анализ мыслей, фантазий, снов, оговорок, ошибок, убеждений и установок. Психоаналитик может интерпретировать материал, хотя это не обязательно, однако основная предпосылка лечения состоит в том, что проблемное поведение можно объяснить за счет событий из прошлой жизни пациента. Таким образом, благодаря психоанализу удается вскрыть мотив, лежащий в основе поведения. По мнению Айзенка, в процессе столь длительного лечения симптомы могут пройти сами собой. Рассмотрев ряд свидетельств за и против психотерапии, Грегори пришел к выводу, что, согласно статистике, «психотерапия в целом работает, а ее действие нельзя полностью объяснить за счет неспецифических эффектов, в частности пробуждения надежды и спонтанного исцеления».
С самого своего появления психоанализ имел как горячих сторонников, так и противников. Сторонники феминистских подходов к ПСИХОЛОГИИ критикуют периодизацию психосексуального развития, признавая тем не менее значимость ранних переживаний. (См. ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.) Многие ставят под сомнение возможность объяснить любое человеческое поведение исходя из сексуальных и агрессивных инстинктов. Психоанализ оказал сильное влияние на подготовку и деятельность социальных работников в послевоенное время; внастоящее время на смену пришли более прагматичные подходы к личным и социальным проблемам, хотя психоанализ по-прежнему пользуется популярностью в западной ПСИХИАТРИИ.
Психоаналитический подход в социальной работе. Практика социальной работы показала, что многие психоаналитические концепции оказались весьма жизнеспособными и эффективными не только в стенах кабинета психоаналитика, но и в реальной полевой социальной работе. Основными идеями психодинамического подхода, релевантными для социальной работы данной ориентации, являются следующие:
- психологические защиты (проекции, идентификация с агрессором, отрицание реальности и пр.);
- сопротивление изменениям;
- амбивалентность (наличие желаний и контржеланий у клиента);
- разделение воображаемого и реального эго (splitting);
- позиции относительно объекта (М. Кляйн): «паранойяльная» и «депрессивная»;
- развитие способности заботиться, беспокоиться (3. Фрейд, Д. Винникотт);
- перенос и контрперенос;
- процесс рефлексии;
- проживание опыта (working through), а не позиция «или/или»;
- разработка ключевых проблем клиента;
- понимание, а не вмешательство;
- разрешение дилемм клиентом (например, доверие – зависимость, послушание – автономность, соревновательность – сотрудничество, изменение – утрата);
- возвращение к точкам фиксации в развитии (особенно в работе с детьми).
Практически все эти идеи были выдвинуты и разработаны 3. Фрейдом и развиты его последователями; на практике же их широко использовали не только психоаналитики и психотерапевты, но и социальные работники, повсеместно имевшие дело с такими распространенными феноменами работы бессознательного, как материнская депривация у ребенка, симбиотические отношения, психологические зависимости, саморазрушающее поведение, острые поведенческие защитные реакции, агрессия (по отношению к близким, например), проблемы власти в семье (ревность, например), поведение нарциссических личностей и т. п.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ПСИХОАНАЛИЗ
понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие "П." он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896. Предыстория возникновения П. начиналась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом И. Брейером при лечении случая истории молодой девушки в 1880-1882. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим "отреагированием" больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.
История возникновения П. началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза приходит новая техника, основанная на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катартического метода к П. сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются "главными составными частями учения о психоанализе".
Развитие П. сопровождалось вторжением психоаналитический идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие П. стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе 20 ст., что превратилось в многозначное и неопределенное. Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры. Неопределенность в трактовке понятия П. отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты Фрейдом. Однако не только этим объясняется многосмысленность данного понятия. Дело в том, что в работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения П. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание П. как такового. В различных работах Фрейда встречаются следующие определения П.: П. - часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном; П. - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать П.; это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; П., не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием; это один из видов самопознания; П. - искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний; он - нечто среднее между медициной и философией; это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни; и, наконец, П. - метод лечения нервнобольных. Таким образом, диапазон трактовок П. у Фрейда довольно обширен.
Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении названия П., что и было сделано им в энциклопедической статье "Психоанализ" и "теория либидо". В этой статье он подчеркнул, что П. называется: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию; 2) основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; 3) возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину. Если за исходное определение взять данную Фрейдом какую-то одну трактовку, то тем самым ускользает почва для адекватного понимания П. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор среди различных исследователей ведутся дискуссии по поводу трактовки значения, смысла и определения П. Является ли П. наукой, способной к объективному изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой герменевтику, т.е. искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры? Или П. - это один из методов лечения, используемых в психотерапии? Ответы на поставленные таким образом вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассматривается психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. Например, вопрос о научном статусе П. остается проблематичным, несмотря на все усилия опытным путем подтвердить или опровергнуть различные психоаналитические идеи и концепции. Одни исследователи считают, что П. является такой же естественной наукой, как, скажем, химия или физика. Другие заявляют о том, что П. не отвечает требованиям науки и представляет собой не что иное, как миф, интеллектуальное заблуждение одаренного воображением человека, каким был Фрейд. Вопрос об эффективности П. как метода лечения психических расстройств также остается открытым. Его сторонники убеждены, что П. является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Его противники считают, что П. - дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления. Приходится считаться с реальным фактом многозначности определения П. как его сторонниками и противниками, так и самим его основателем. Однако это не должно служить помехой для выявления специфики П.
Прежде всего важно иметь в виду, что основной предпосылкой П. является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики. Он исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая тем самым внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания "дурных" влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к "бегству в болезнь", к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни. В теории П. нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, на основе которых сделаны следующие умозаключения: в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер или областей - бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, т. е. прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявление в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я , олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и некоторые другие; психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую) и экономическом (количественном распределении психической энергии или катектировании либидо) видении психических процессов.
В клинической практике П. ориентирован на устранение невротических симптомов, включающее в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, "потребности быть больным и страдающим", возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии. Используя различные аналогии, Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга, воздействием ортопеда или влиянием воспитателя. В понимании Фрейда в своей терапевтической деятельности психоаналитик по-разному служит пациенту: в качестве авторитета и заместителей его родителей; в качестве учителя и воспитателя; и, если ему удается поднять психические процессы в Я больного до нормального уровня, преобразовать бессознательное и подавленное в пред-сознательный материал и таким образом вернуть его во власть Я пациента, то в качестве аналитика он сделает для него все возможное. Стратегия психоаналитического лечения базируется на том, что, по выражению Фрейда, "врач-аналитик и ослабленное Я его пациента, основываясь на реальном внешнем мире, должны объединиться против неприятеля - инстинктивных требований Оно и сознательных требований Сверх-Я".
По мере развития теории и практики П. менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и др.), преобладающих влечений у больных и их структуры характера. Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом из различных источников, включая информацию, предоставляемую пациентом и его свободными ассоциациями, почерпнутую из анализа его сновидений и ошибочных действий (промахов), выявленную на основе того, что обнаруживается в его переносах. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом и было забыто и то, что неосознанно происходит в нем в настоящее время, т.е. "здесь и сейчас". Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала, изложению своих конструкций и объяснению того и другого пациенту в подходящее время и в нужный момент, т. е. не ранее того, как тот оказывается готов к восприятию их, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что пациент прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с количеством энергии сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.
При определении, рассмотрении и оценке П. не следует упускать из виду рекомендации, данные в свое время Фрейдом. По его собственным словам, П. возник как терапия. Но он рекомендовал использовать П. не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые П. дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности, Говоря о связях, Фрейд подразумевал те из них, которые П. вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека и в разнообразных сферах знания, включая философию, социологию, мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Неслучайно ему самому принадлежат работы, не имеющие прямого отношения психоаналитической терапии. К их числу относятся такие публикации, как "Остроумие и его отношение к бессознательному", "Бред и сны в "Градиве" В. Иенсена", "Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве", "Тотем и табу", "Массовая психология и анализ человеческого Я" , "Будущее одной иллюзии", "Достоевский и отцеубийство", "Недовольство культурой" , "Человек Моисей и монотеистическая религия" и др. Не стоит упускать из виду и то, что Фрейд проводил различие между научным и прикладным (используемом в медицине и за ее пределами) П., неоднократно высказывал опасения по поводу того, что со временем П. может превратиться "в служанку психиатрии", и выступал за "самоценность психоанализа и его независимость от медицинского применения". также: Фрейд, Юнг, Фромм, Сверх-Я, Шизоанализ, "Эго", "Анатомия человеческой деструктивности" (Фромм), Бегство от свободы, "Будущее одной иллюзии" (Фрейд), "Иметь или быть" (Фромм), "Неудовлетворенность культурой" (Фрейд), "Психология масс и анализ человеческого Я" (Фрейд), "Человек для себя" (Фромм), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (Фрейд), "Я и Оно" (Фрейд), Салливан, Хорни.
В.М. Лейбин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
119.81 кб

97. 01. 031. Психоанализ и науки о человеке /РАН. Ин-т философии. Под ред. Автономовой Н. С. И Степи

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
237.06 кб

Коммуникативный психоанализ как фактор эффективности информационной политики

Дякону Виталий Аурелович
Читать PDF
436.53 кб

Психоанализ в России

Гуревич Павел Семёнович, Руднева Елена Георгиевна
В статье прослеживается исторический путь российского психоанализа.
Читать PDF
146.42 кб

Травмы социальной памяти и психоанализ

Романовская Евгения Васильевна
Исследуя проблемы памяти, учёные обращают внимание на так называемые травмы (субъекта, личности, сознания, памяти).
Читать PDF
407.50 кб

Психоанализ в философии и в литературе Вьетнама

Ле Тхи Тует
Автор отмечает, что во Вьетнаме пока недостаточно широко известен психоанализ, и установление степени его влияния на вьетнамское общество представляет определенные трудности.
Читать PDF
135.83 кб

Кафедра психоанализа и бизнес-консультирования. Психоанализ и бизнес Химера? Да!

Россохин А. В.
Читать PDF
242.50 кб

Концепция человека М. Шелера и психоанализ

Барахоев Вячеслав Анатольевич
Читать PDF
158.82 кб

Буддизм, психоанализ и юнгианство: перспективы развития межкультурного диалога

Сидорова Е. Г.
Читать PDF
509.21 кб

98. 02. 006. Вулфенштейн Э. Психоанализ вполитической теории. Wolfenstein E. psychoanalysis in polit

Брандес М. Э.
Читать PDF
9.16 мб

«Комплекс французского лейтенанта» в культуре: психоанализ, идентификация, постмодернизм

Кириллова Ольга Алексеевна
Статья посвящена описанию стратегий конструирования идентичности в литературе постмодернизма на примере романистики Джона Фаулза. Эти стратегии описаны в терминах психоанализа как «социальные шедевры» по Жаку Лакану.
Читать PDF
259.85 кб

Авангард, психоанализ и pr-креатив: перформативное творчество в дискурсе интегрированных коммуникаци

Шукуров Дмитрий Леонидович, Красильникова Мария Юрьевна
В данной статье представлен теоретический обзор вопросов, связанных с изучением креативного потенциала авангардной эстетики и поэтики в контексте развития современных интегрированных коммуникаций (связи с общественностью, реклама,
Читать PDF
624.72 кб

99. 03. 041. Паркер Я. Дискурсивная психология и психоанализ. Parker I. discourse analysis and psych

Якимома Е. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Психоанализ медиатекста

    (psychoanalysis of mediatexts, псiхааналiз медыятэкста) — специфическое понимание контента в НМ, ориентированное на субъективизм, личностную окрашенность текста при его создании и восприятии, маркированную ка
  • ДИСПЕРСИОННАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА

    лат. dispersus - рассеянный, рассыпанный) - специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психо
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА РУБЕЖОМ

    основана на выводимой из психоанализа З. Фрейда концепции жизненного пути личности, чьи мотивы поведения, характеристики сознания и сами действия определены как атавистикой прошлых поколений, та
  • ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ

    включает соц.-фи-лос. и социологич. идеи и концепции 3. Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов, нек-рые социологич. теории, в к-рых значителен удельный вес фрейдистских компонентов, и конкретные социолог
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

    в социологии направление, включающее в себя социально-филос. и социол. идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (Неофрейдизм), нек-рые социол. теории, в к-рых значителен удельный вес фрей