область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности используется, в частности, для определения возможности специалиста заниматься управленческой деятельностью.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
от греч. psyche - душа и diagnostikos - распознавание) - англ. psychodiagnostics; нем. Psychodiagnostik. Область психологии, разрабатывающая методы и методики выявления и измерения индивидуальных особенностей психики индивида, возможных отклонений, перспектив развития личности (тесты, анкеты, опросники и т. д.).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Психодиагностика
процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенностей психического развития. Психодиагностическая информация используется при решении вопросов профориентации и рационального трудоустройства, разработке индивидуальных программ реабилитации, при необходимости дифференцированной диагностики ряда заболеваний.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Психодиагностика
область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и прогнозирования развития личности. Методики психодиагностики (анкеты, выявляющие установки, отношения, предпочтения и т.д.; проективная техника; психофизиологические и психологические тесты) специализированы по областям применения: аномалии - норма, образовательно-возрастные уровни, учебная, профессиональная деятельность и др. Психодиагностика зародилась в Древнем Египте, Греции, Китае ( I I I тыс. до н.э.). Однако в самостоятельное научное направление она оформилась лишь в 1920-е гг. на основе трудов Г. Эббингауза, А. Бине, Ф. Гальтона и др. В это время активно создавались количественные методы оценки качества развития личности, анализа психологических характеристик человека (К.Г. Юнг, Г. Роршах и др.). В 1912 г. В. Штерном был разработан показатель умственного развития - коэффициент интеллекта (IQ), представляющий собой процентное отношение мыслительных способностей (умственный возраст) к фактическому возрасту. Выделяют четыре основные группы психодиагностических методик: малоформализованные, психофизиологические, проективные, тесты и опросники [117, 138].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
ПСИХОДИАГНОСТИКА
раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни. П. применяется в таких областях практики, как: 1) психотерапевтическая помощь и оказание консультационной помощи; 2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке); 3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека; 4) профориентация, консультация при подборе персонала; 5) судебная психиатрическая экспертиза; 6) организация воспитания и обучения; 7) анализ межличностных отношений и психологии личности. Главная цель П. — помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения П.
История П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей берет начало лишь с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были разработаны в 1884–1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных психологических функций. Следующий этап развития П. приходится на начало XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившим начало разработке методов П. умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, П. интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники — методики П. глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции, — метод свободных ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже — в 1940–60-е гг. — наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
Задачи П. решаются различными способами. Первый способ — наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ — наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками: они существенно трудоемки, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в П. были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого, к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.).
С.Ю. Танцюра
Лит.: Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
История П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей берет начало лишь с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были разработаны в 1884–1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных психологических функций. Следующий этап развития П. приходится на начало XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившим начало разработке методов П. умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, П. интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники — методики П. глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции, — метод свободных ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже — в 1940–60-е гг. — наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
Задачи П. решаются различными способами. Первый способ — наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ — наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками: они существенно трудоемки, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в П. были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого, к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.).
С.Ю. Танцюра
Лит.: Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.