Психолингвистика медиатекста

Найдено 1 определение
Психолингвистика медиатекста
(psycholinguistics of mediatexts, псiхалiнгвiстыка медыятэкста) стратегия исследований сообщений СМИ и НМ, разрабатываемая и реализуемая в рамках психолингвистики для выявления и изучения речевых механизмов в психике индивида, связанных с производством смыслов и значений как в процессе создания текста, так и его интерпретации. Данный подход опирается на традиционные принципы и установки классической лингвистики и психолингвистики, ориентированной на исследование процессов формирования речи, ее восприятия и применения в коммуникации в непосредственной взаимосвязи с системой языка. Несмотря на то что сама психолингвистика как научная дисциплина была создана относительно недавно (понятие «психолингвистика» предложили в 1954 году американские ученые Ч. Осгуд (C. E. Osgood) и Т. Себеок (T.A. Sebeok), близкие к ее проблематике идеи еще в 1930-е гг. разрабатывал советский психолог Л. С. Выготский. Схожими проблемами занимались и А. А. Леонтьев, заложивший основы психологической теории речевой деятельности, А. Р. Лурия, который разработал главные принципы нейролингвистики, а также Н. И. Жинкин, С. Д. Кацнельсон и др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью теоретически обосновать возможность решения целого комплекса практических и прикладных задач, поскольку чисто лингвистический подход к анализу текста без учета особенностей речевого поведения субъекта высказывания оказался недостаточным. В частности, попытка объединения принципов прикладной психологии и структурной лингвистики оказалась весьма продуктивна при анализе проблем речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности СМИ. Начиная с 1970-80-х гг., в американских и европейских исследованиях все в большей степени стали учитываться психологические и социальные факторы речевой деятельности, а анализ эффективности влияния текстов сообщений СМИ стал включать в себя такие экспериментальные методы, как ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и др. (работы Т. Харли (T. Harley), У. Левелта (W. Levelt)). В современной ситуации интерес исследователей фокусируется на особенностях общения с учетом все большего распространения мобильных средств коммуникации и НМ, что радикально изменило повседневные формы взаимодействия социальных акторов. Так, при необходимости более детального рассмотрения психологических особенностей использования языковых подсистем в интернет-коммуникации используют ся такие психолингвистические методики, как фоносемантический анализ эмоциональной нагрузки текста, методика семантического шкалирования, перефразирования текста, предикативного анализа текстов (Т. М. Дридзе) и др. Они ориентированы на выявление и объяснение специфики восприятия текстов, понимания смысла сообщений, транслируемых в сети, их рецепции, интерпретации, переосмысления и т. п. В целом их объединяет стремление проследить, как особенности процесса восприятия текстов сообщений (обусловленные биографическими, морфологическими и ситуативными параметрами) определяют саму возможность понимания. Под влиянием как внешних (создание сетевого гипертекста), так и внутренних (установка на его понимание) причин рассматриваются такие проблемы, как: возможность обоснования общих теоретических моделей порождения и восприятия речи в интернет-комуникации (например особенности неформального общения в чатах или блогах); изучение вероятностной структуры речевых процессов при взаимодействии сразу нескольких пользователей (например в режиме онлайн-конференции); возникновение вербальных ассоциаций в рамках сложившихся или динамично меняющихся «словарей» ассоциативных норм, характерных для различных сообществ; изучение факторов распознавания речи и внедрения программ устного общения для последующего преобразования в письменный текст (с учетом корректировки при кодовом переключении из одного формата общения в другой) и т. п.
Литература Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. Слобин, Д., Грин, Дж., Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976 Тарасов, Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М.: Наука, 1987. Harley, T. Talking the talk: Language, psychology and science. Hove: Psychology Press, 2009. Levelt, W. J. M. A History of Psycholinguistics: the pre-Chomskyan era. Part 1. Oxford: Oxford University Press, 2013. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016