ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
англ. psychology of labour; нем. Arbeitspsychologie. Отрасль психологии, изучающая псих, деятельность и личность индивида в процессе труда.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, предметом которой являются психологические особенности разных видов трудовой деятельности, их зависимость от конкретных условий производства, орудий труда, методов трудового обучения и психологических свойств личности работников. Поэтому объектом П. т. является не только трудовая деятельность, но и личность работника (его профессиональный опыт и способности), физические и социальные условия трудовой деятельности, а также орудия труда и метод трудового обучения.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Психология труда
Наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект п. т. – деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы. Современная п. т. отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, в которых человек попеременно и
независимо выступает сначала как производитель, а затем как потребитель. С позиций п. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны так же, как условия труда и воспроизводства рабочей силы.
независимо выступает сначала как производитель, а затем как потребитель. С позиций п. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны так же, как условия труда и воспроизводства рабочей силы.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, предмет к-рой это психологич. особености различн. видов трудовой зависимости от обществ.-историч. и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов трудового обучения и психологич. Личностей трудящихся. Поэтому объектом П.т. является не только сама трудовая деятельность, но и личность работника (его профессиональная направленность и опыт, способности поизвание), физич. и соц. условия деятельности, прежде всего коллектив, в к-ром она осуществляется, а также орудия труда и методы вдового обучения. Пт. стала оформляться как наука в конце XIX в. под влиянием роста промышленности. За рубежом она вначале развивалась в русле тейлоризма (первые опыты Ф. Тейлора по психологии труда относятся к 1882 г.). В 1903 г. она была названа В. Штерном психотехникой. В России ее начал разрабатывать И. М. Сеченов. Его работы дожили основу не только физиологии труда, но и П.т. В настоящее время П.т. рассматривается (наряду с физиологией и гигиеной труда) как неотъемлемая часть эргономики. Лит.: Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970; Гарбер Е.И. Введение в психологию труда. Саратов, 1978: Лоос В.Г. Промышленная психология. Киев, 1980; Фи-лппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989. К.К. Платонов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль психологии, изучающая закономерности трудовой деятельности, научной организации труда, профессионального отбора и профессиональной ориентации, стимулирования и мотивации труда, отношения работников к труду, деловых и межличностных отношений в процессе труда. Объект П. т. — трудовая деятельность человека как субъекта.
П. т. формируется на рубеже XIX—XX вв. в связи с появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к работнику, занятому в конвейерном произ-ве (Ф.Мюнстерберг). Наиболее интенсивное развитие новая научная дисциплина получила в первой половине XX в. в США.
Анализ различий в производительности труда работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привел к мысли о существовании индивидуальных различий в проф. способностях. Были созданы специализированные тесты для проф. отбора, вскрыты различия в проф. склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать те или иные профессии. Возникли субдисциплины П. т. — проф. ориентация и профессиональная консультация. Появление первой связано с созданием кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Были предприняты исследования закономерностей развития проф. навыков и качеств, важных для различных видов труда. Важную область П. т. составили изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением и суточным ритмом, обоснование оптимальных режимов труда, в которых производительность и качество работы минимально колебались на протяжении рабочего цикла. Выявлялись факторы, влияющие на работоспособность: характер выполняемых операций, монотонность и опасность труда, необычные и экстремальные условия работы. В этой области П. т. тесно связана с физиологией труда и эргономикой — отраслью науки, изучающей работу человека с приборами и машинами. Довольно скоро П. т. вышла за рамки своего первоначального объекта — «человек—рабочее место», когда обнаружилось, что организация труда может дать больший эффект, чем его интенсификация. Было обнаружено и влияние неформальных отношений между работниками на производительность труда (Хотторнский эксперимент, 1927 г.).
В СССР в 20-е гг. Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС выдвинул принцип всестороннего изучения трудовой деятельности человека (А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, М. И. Виноградов, А. Д. Слоним, Н. А. Бернштейн). Еще до Хотторнских экспериментов педагогические опыты С. Макаренко обнаружили влияние коллективных норм и отношений на производительность труда. Сталинские репрессии остановили развитие П. т. в стране, и новый этап ее развития приходится на начало 60-х гг. Исследования по П. т. велись в Институте психологии АН СССР, НИИ труда, в ряде университетов (ЛГУ, МГУ). Работы В. И. Зинченко, Г. М. Зараковского, Б. Ф. Ломова стали базой для создания в рамках П. т. различных дисциплин и разработки новых методов. В частности, ведутся исследования в области космической психологии, инженерной психологии и автоматизации производства, где объектом исследований оказались сложные психич. процессы восприятия и переработки информации, принятия решений. Ведутся и социально-психологические исследования разных типов взаимодействия в трудовых коллективах (А. И. Донцов, М. И. Бобнева, Н. В. Гришина и др.).
Методы П. т.: наблюдение (как вариант — участие психолога в процессе труда); измерение различных параметров процесса труда; алгоритмический способ описания трудовой деятельности; анализ продуктов трудовой деятельности, ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; экспериментально — психологич. и физиологич. пробы в ходе работы; опросы; тестирование; лабораторные эксперименты; натурные эксперименты, когда вносятся разнообразные изменения в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы, условия труда (напр., функциональная музыка, разные способы размещения работников, связанных последовательностью операций). Анализируется влияние этих изменений на характер труда, психологич. и физиологич. состояние работника.
См. также: Манчестерские исследования промышленной организации, Психологический климат в организации, Хотторн-ский эксперимент.
Лит.: История советской психологии труда. Тексты / Под ред. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М.: МГУ, 1983; Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1998; Основы инженерной психологии / Под ред. Б. М. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986; Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. — М.: «Радикс», 1995; Argyle М. Psychology of Work. — New York, 1997.
И. Ловцова, С. Г. Климова
П. т. формируется на рубеже XIX—XX вв. в связи с появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к работнику, занятому в конвейерном произ-ве (Ф.Мюнстерберг). Наиболее интенсивное развитие новая научная дисциплина получила в первой половине XX в. в США.
Анализ различий в производительности труда работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привел к мысли о существовании индивидуальных различий в проф. способностях. Были созданы специализированные тесты для проф. отбора, вскрыты различия в проф. склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать те или иные профессии. Возникли субдисциплины П. т. — проф. ориентация и профессиональная консультация. Появление первой связано с созданием кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Были предприняты исследования закономерностей развития проф. навыков и качеств, важных для различных видов труда. Важную область П. т. составили изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением и суточным ритмом, обоснование оптимальных режимов труда, в которых производительность и качество работы минимально колебались на протяжении рабочего цикла. Выявлялись факторы, влияющие на работоспособность: характер выполняемых операций, монотонность и опасность труда, необычные и экстремальные условия работы. В этой области П. т. тесно связана с физиологией труда и эргономикой — отраслью науки, изучающей работу человека с приборами и машинами. Довольно скоро П. т. вышла за рамки своего первоначального объекта — «человек—рабочее место», когда обнаружилось, что организация труда может дать больший эффект, чем его интенсификация. Было обнаружено и влияние неформальных отношений между работниками на производительность труда (Хотторнский эксперимент, 1927 г.).
В СССР в 20-е гг. Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС выдвинул принцип всестороннего изучения трудовой деятельности человека (А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, М. И. Виноградов, А. Д. Слоним, Н. А. Бернштейн). Еще до Хотторнских экспериментов педагогические опыты С. Макаренко обнаружили влияние коллективных норм и отношений на производительность труда. Сталинские репрессии остановили развитие П. т. в стране, и новый этап ее развития приходится на начало 60-х гг. Исследования по П. т. велись в Институте психологии АН СССР, НИИ труда, в ряде университетов (ЛГУ, МГУ). Работы В. И. Зинченко, Г. М. Зараковского, Б. Ф. Ломова стали базой для создания в рамках П. т. различных дисциплин и разработки новых методов. В частности, ведутся исследования в области космической психологии, инженерной психологии и автоматизации производства, где объектом исследований оказались сложные психич. процессы восприятия и переработки информации, принятия решений. Ведутся и социально-психологические исследования разных типов взаимодействия в трудовых коллективах (А. И. Донцов, М. И. Бобнева, Н. В. Гришина и др.).
Методы П. т.: наблюдение (как вариант — участие психолога в процессе труда); измерение различных параметров процесса труда; алгоритмический способ описания трудовой деятельности; анализ продуктов трудовой деятельности, ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; экспериментально — психологич. и физиологич. пробы в ходе работы; опросы; тестирование; лабораторные эксперименты; натурные эксперименты, когда вносятся разнообразные изменения в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы, условия труда (напр., функциональная музыка, разные способы размещения работников, связанных последовательностью операций). Анализируется влияние этих изменений на характер труда, психологич. и физиологич. состояние работника.
См. также: Манчестерские исследования промышленной организации, Психологический климат в организации, Хотторн-ский эксперимент.
Лит.: История советской психологии труда. Тексты / Под ред. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М.: МГУ, 1983; Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1998; Основы инженерной психологии / Под ред. Б. М. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986; Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. — М.: «Радикс», 1995; Argyle М. Psychology of Work. — New York, 1997.
И. Ловцова, С. Г. Климова
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.