Публицистика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Публицистика
От лат. Publicus - специфический род литературы, публицистика рассматривает актуальные проблемы жизни и деятельности общества, его культуру, политику, философию, экономику и др. Публицист - Журналист, пишущий по вопросам политики и общественной жизни. Так же публицистом называют Ученого специалиста по публичному праву.

Источник: Словарь журналистских терминов

Публицистика
жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки. Существует образное определение: публицистика – тень политики. Перефразируя высказывание К. Маркса, можно сказать, что публицистика является продуктом политики в той же мере, в каковой она сама создает эту политику. Без политики нет публицистика, как без публицистики не бывает цивилизованной политики. Имея ввиду известное изречение: если вы не хотите заниматься политикой, политика все равно займется вами, публицистика путем кропотливого анализа причинно-следственных взаимосвязей между самыми разными проявлениями социальной жизни, находит именно политического осмысления этих проявлений, место отдельно взятых в качестве примера событий и явлений в общих социальных процессах. Объект публицистики – политически освоенная действительность. Невзирая на макиавеллистские представления и несовместимости политики и морали, публицистика не просто систематизирует действительность в ее политических аспектах, но и рассматривает психологию политических феноменов, их философские, культурные и нравственные характеристики. Публицистика непрерывно навязывает власти напоминание о трех постулатах – правдивости, разумности и справедливости, на которых должна в идеале основываться в своих действиях власть. В этом смысле публицистика – занятие неблагодарное. Публицистический элемент может присутствовать практически в любых журналистских жанрах: интервью, беседе, комментарии, статье и т.д., в тех случаях, когда в публикациях присутствуют анализ и обобщение. Главным же критерием публицистичности всегда будет являться прежде всего неравнодушие автора публикации к предмету этой публикации, его гражданская позиция. В этом, пожалуй, главное отличие публицистики от аналитической журналистики.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Публицистика
(лат. publicus – общественный) Разновидность творческих произведений, служащих средством формирования общественных настроений и передачи общественно значимой информации, содержательно посвященных актуальным событиям текущей жизни и направленных на отражение реальности, на интерпретацию происходящего, на оказание влияния на конкретные аспекты существования и функционирования социальных институтов через обнародование отчетливой авторской позиции по обсуждаемым вопросам, темам, событиям жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов. Публицистическое творчество проявляется в различных форматах: в виде словесной, графической (изобразительной) публицистики (плакатное искусство и карикатура), в кинематографической, фото‑ и видеопродукции, в форме документальных фильмов и телевизионных программ и пр. Типологическими признаками публицистических произведений являются актуальность тематики материала и масштаб осмысления представленных в материале событий реальной жизни, социальной практики. В отечественной теории журналистики зафиксирована отчетливая связь данной разновидности творчества (ее целей и задач, а также функционального предназначения текстов и потенциальных эффектов воздействия) с предметно‑объектным полем публикаций, методологическими основаниями деятельности автора и выбранным им форматом сообщения. Функциональная доминанта публицистического текста и его целевая установка – формирование, активизация и вербализация общественного мнения, способствующего принятию решений по ключевым общественным проблемам. Потенциальные результаты воздействия публицистических текстов связаны с проявлением когнитивно‑аффективных и организационно‑практических эффектов, могут воплотиться в пробуждении реакций аудитории, общества, в налаживании общественных отношений и взаимодействий. Объектом публицистического творчества выступает актуальная социальная действительность и события прошлого, получившие важное социальное звучание, а предметом публицистического материала становятся всесторонне рассмотренные ситуации и события. Методологические основания публицистического творчества строятся на образном отражении реального социального пространства и отчетливой презентации авторской позиции по обсуждаемым проблемам, вопросам и событиям. Современное медиатизированное пространство сохраняет за собой потенциал публицистического воздействия, реализуя его с использованием новых форматов групповой и массовой коммуникации.
Литература Прохоров Е. П. Искусство публицистики. – М.: Сов. писатель, 1984. Ученова В. В. Публицистика и политика. – 2‑е изд. – М.: Политиздат, 1979. Ученова В. В. Три грани теории журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2009.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

К определению понятия «Публицистика»: дискуссионные проблемы

Лабин Александр Васильевич
Статья посвящена актуальной и остающейся дискуссионной проблеме, связанной с определением понятия «публицистика» и ее жанровой типологии.
Читать PDF
0.00 байт

Публицистика как особый вид творческой деятельности

Полонский А. В.
Читать PDF
212.85 кб

Лики журналистики (акопов А. И. Журналистика: научные работы, публицистика, очерки и зарисовки разны

Гежа Е. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Публицистика в аспекте межкультурной коммуникации:«Североамериканские сцены» Хосе Марти (Cтатья втор

Короченский А. П.
В статье рассмотрена роль публицистики Хосе Марти в инициировании межкультурного диалога в начальный период сближения стран Латинской Америки с США в конце XIX века
Читать PDF
0.00 байт

Современная телевизионная публицистика как социокультурный феномен (на примере телеканала «Культура»

Петрова Э.М.
Читать PDF
5.52 мб

Среда обитания (публицистика как форма политологии)

П. Н. Киричек
Читать PDF
0.00 байт

Интернет-публицистика: жанровый профиль

Тертычный Александр Алексеевич
Автор анализирует сущность современной интернет-публицистики в России. На материале представленных в Интернете публицистических произведений А. Колесникова, Д. Быкова, А. Навального, А. Проханова, М. Шевченко, М.
Читать PDF
225.79 кб

Публицистика И. Д. Сургучева периода первой русской революции (1905-1906 гг. )

Заморкин Алексей Борисович, Лепилкина Ольга Ивановна
В статье на примере публикаций в ставропольской общественно-политической газете «Северный Кавказ» определяется жанрово-тематическая специфика публицистики известного русского писателя и драматурга И. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Публицистика в эпоху Интернета

Фомичева И.Д.
Статья посвящена феномену, который можно определить как возрождение публицистики в век Интернета.
Читать PDF
0.00 байт

Публицистика в современных российских СМИ: рефлексия и практика

Тертычный Александр Алексеевич
В статье исследуется современное состояние публицистики, определяются ее высокая значимость в жизни общества и тенденции развития.
Читать PDF
0.00 байт

Публицистика младоконсерваторов в современном коммуникативном пространстве России

Андросенко Наталья Петровна
Статья посвящена такому явлению отечественной публицистики периода 2000-2010 гг., как младоконсерватизм, которое сильно изменило общественное сознание, серьезно повлияло на идеологический и информационный «мейнстрим».
Читать PDF
763.26 кб

ПУБЛИЦИСТИКА 2.0: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Загидуллина Марина Викторовна
Рассматривается как субстрат возникновения феномена публицистики 2.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Публицистика на телеэкране

    вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, в конфликте. Телепублицистика должна бы
  • Жанры публицистики

    Главные формы оперативной передачи информации. К жанрам публицистики относятся хроника, заметки, репортажи, отчеты, интервью, обзоры.