ПУБЛИКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Публика
(от лат. publicus – общественный). Публіка. Public. 1. Общность, созданная коммуникатором. 2. Неформальная группа с минимальными контактами между ее членами, имеющими общие интересы.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ПУБЛИКА
формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте. Публика воспринимает информацию с точки зрения этих общих интересов.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

ПУБЛИКА
от лат. publicus - общественный) - англ. public; нем. Publikum. Формально не организованная группа, члены к-рой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с т. зр. этих интересов воспринимает П. информацию.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПУБЛИКА
(от лат. publicus) - формально не организованная группа, члены к-рой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте (напр., лица, находящиеся где-либо в качестве зрителей, слушателей, посетителей, читателей). Публика воспринимает информацию с точки зрения этих общих интересов.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПУБЛИКА
социально-психологическая общность потребителей различных видов культуры и предметов искусства, связанных между собой и с художниками многообразными отношениями по поводу искусства и через него: неотъемлемое звено функционирования культурных ценностей в обществе, благодаря которому и посредством которого реализуются основные социальные функции культуры.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Публика
Регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий «публичного пространства» (Арендт), «публичной сферы» и «общественного мнения». Если Ханна Арендт мыслит публику группой людей, видящих друг друга (как на греческой агоре), то, развивая ее идеи, Хабермас делает акцент не столько на видимости членов публики друг для друга, сколько на их слышимости друг для друга, возможной благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации. Для Арендт в описании публики важны пространственные метафоры, такие как «пространство появления», «город и его стены». Хабермас предпочитает описывать ее как виртуальную общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и формированием общности тех, кто читает, пишет и интерпретирует. Если Х. Арендт констатирует упадок публичной сферы в условиях модерности, то Ю. Хабермас отмечает возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности — публики частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшего свое мнение автора. Отметим, что в тот или иной период развития каждого общества для формирования и функционирования публики важен тип общества (например, характеристики общины дореволюционного села, где публикой можно считать участников общинного схода; особенности колхозного собрания времен сталинской коллективизации; черты участвующих в собрании членов садового товарищества 1990-х гг. В каждом случае уровни информированности, грамотности и полноты участия, «погружения» в нормативно-правовую систему и др. — разные). Публику характеризует сплоченность и смысловая основа принятия решений. Публика формируется по сферам жизни: театральная, читающая, гуляющая вечером по центральным улицам города, приходящая на представления фонтанов, зрители в музыкальном театре, на спектакле, в филармонии, посетители библиотек и др. Состояния упадка и подъема публичности возможны в таких сегментах, как традиционное чтение литературы, посещение спектаклей, концертов. Всем известны периды митинговых выступлений с высказыванием своих мыслей (в постперестроечной России), «кухонные» политические дебаты, рассказывание анекдотов в 1930-е, в 1970-е годы в СССР. Публика в разные периоды общественного развития формируется и вступает в коммуникацию неодинаково. Это может делаться даже по сценарию: подготовка партийного собрания с известным содержанием выступлений участников (своеобразное распределение ролей); выступления участников телепередач, приглашенных в студии на передачи «Пусть говорят», «Поединок» и др. Это — тоже публика. И нельзя сказать, что нет прямого взаимодействия телезрителей и участников передач, если возможны звонки в студию. Для Арендт публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга. Тем самым публичность для нее связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей. Это составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга. Напротив, Ю. Хабермас мыслит публичную сферу как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями. [21].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ПУБЛИКА
регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий "публичного пространства" (Арендт - ) и "публичной сферы", или "публичности" и "общественного мнения" (приведены основные варианты перевода на другие языки разработанного Хабермасом понятия die Offentlichkeit).
Между этими концепциями есть три ключевых отличия. Во-первых, если Арендт мыслит П. как группу людей, видящих друг друга (как на греческой агоре), то, развивая ее идеи, Хабермас делает акцент не столько на видимости членов П. друг для друга, сколько на их слышимости друг для друга, возможной благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации. Для Арендт в описании П. важны пространственные метафоры (такие как "пространство появления", "город и его стены"). Хабермас предпочитает описывать ее как виртуальную общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и образована общностью тех, кто читает, пишет и интерпретирует. Во-вторых, если Арендт констатирует упадок публичной сферы в условиях модерности, то Хабермас отмечает возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности - П. частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшего свое мнение автора. В-третьих, для Арендт публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга. Тем самым публичность для нее связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей, что составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга. Напротив, Хабермас мыслит публичную сферу как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями. В понимании Хабермаса публичная сфера десубстанциализируется.
Нарастание сложностей осуществления принципов представительной демократии в Европе и Северной Америке привело в начале 20 ст. к критическому пересмотру понятия "П.", ярким выражением чего явилась работа У. Липмана "Публика-фантом". В полемике с этим элитистским и пессимистическим трудом Д. Дьюи в работе "Публика и ее проблемы", также признавая "утрату П.", попытался сформулировать концепцию радикальной демократии, согласно которой индивиды могут быть конституированы в качестве демократических граждан, если будут возрождены ранние американские демократические идеалы. Исследователи отмечают в связи с этим сильные ностальгические настроения, свойственные многим работам, посвященным П. и организованным вокруг следующего тропа: некогда публичная сфера существовала во всем своем цвете, сегодня, когда вкус к коллективному обсуждению и участию утрачен, она искажена и ослаблена. Для Арендт предметом ностальгии был дух античной агоры, для Дьюи - публичные собрания в городах Новой Англии в 18-19 вв., для Хабермаса - европейские кофейни. П. (независимые граждане) сама править не может, она может лишь контролировать действие административной власти, правительственных институтов и направлять их в необходимом направлении.
Хабермас подразделяет "сильную", институциональную, и "слабую", неформальную, П. Первая - организованная, формальная - наделена прерогативами принятия и достижения решений. Вторая - неорганизованная, неформальная - есть "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая новые проблемы, которые нуждаются в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Поэтому основные черты "слабой" П. - открытость, спонтанность, плюрализм. Публичная сфера понимается поздним Хабермасом как открытая сеть перекрывающихся "субкультурных П.", имеющих подвижные временные, социальные, субстанциальные границы. В пределах гарантированных конституционными правами, структуры такой плюралистической сферы развиваются более или менее спонтанно. Течения публичной коммуникации направляются масс-медиа и проходят через различные П., неформально развивающиеся внутри организаций (Хабермас). Поэтому публичная сфера, с одной стороны, не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности, а с другой стороны, не может составлять единую и недифференцированную аудиторию. Публичная сфера состоит из множества подсфер, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом множеством нитей. Существование некоторых из них обусловлено географическими факторами (национальные, региональные, городские границы). В основе возникновения других может лежать интерес к определенной теме (социальной или образовательной политике, искусству или религии, науке или кинематографу и т.д.). Одни виды П. (дискуссии между собравшимися в кафе) более спонтанны, чем другие (добровольные объединения, читатели периодических изданий, участники общественных движений). П. отличаются также и по масштабу: от постоянных взаимодействий лицом-к-лицу до абстрактной публичной сферы, порожденной масс-медиа. Публичная сфера всегда есть, по выражению А. Феррара, публика публик. Коммуникативные потоки не подлежат регуляции с помощью четко фиксированных процедур, поэтому публичная сфера неограничена и гибка, представляя собою существенный ресурс для тематизации новых потребностей. Публичная сфера, согласно Хабермасу, есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения. Подобно жизненному миру в целом, публичная сфера воспроизводится через коммуникативное действие, для которого достаточно владения родным языком. В основе участия в ней лежит общая постижимость повседневной коммуникативной практики. С жизненным миром - "резервуаром простых взаимодействий", откуда происходит публичная сфера, она связана иначе, нежели составляющие его основные подсистемы, такие как религия, система образования, семья (главные функции которых - воспроизводить жизненный мир). Повседневное использование языка для коммуникации создает социальное пространство. Публичная сфера связана с жизненным миром как отражение социального пространства. Если для традиционных обществ были характерны замкнутые метафоры социального пространства (форум, арена, сцена), то для сложных современных обществ есть смысл говорить о создаваемом электронными масс-медиа виртуальном социальном пространстве, расширяющем для каждого потенциального участника возможность вмешательства в процессы коммуникации. Публичную сферу можно определить поэтому как виртуальное пространство, в котором выделяются и обсуждаются общественно значимые темы и формируется общественное мнение. Поскольку публичная сфера не существует ни в формальных, системных контекстах, ни в приватных, - к примеру, семейных связях, ей необходима организационная поддержка. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом - сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов.
Хабермас выделяет три основных типа участников публичной сферы. Участники первого типа приходят в нее "извне": из организованных и формально структурированных контекстом в поисках главного ресурса, которым располагает публичная сфера - влияния. В этом случае публичная сфера инструментально используется членами политических партий, разного рода лоббистами, членами парламента или правительства. Участники второго типа пополняют публичную сферу "изнутри", ратуя за те или иные общественные интересы, институциональные реформы, новые права, отстаивая те или иные коллективные идентичности. Наконец, третий тип - журналисты, деятели масс-медиа, которые контролируют отбор тем, текстов и авторов, циркулирующих в публичной сфере.
Публичный разум - понятие, введенное Д. Роулсом в работе "Политический либерализм" (1993), близкое понятию дискурсивной сферы, состоящей из т.наз. публичного знания, то есть общих оснований, на которых принимаются общие решения и ограничивающих "территорию", в пределах которой возможно публичное убеждение. Публичный разум не тождествен "перекрывающемуся консенсусу", отличаясь от (единожды) достигнутого совпадения мнений динамичностью, способностью порождать новые консенсусы. Подчинение суждений индивида доводам публичного разума продиктовано уважением к социальным идеалам (в этом смысле публичный разум есть переформулировка темы "общего блага").
Публичный разговор - понятие, с помощью которого ученица Хабермаса С. Бенхабиб пытается оттенить существо постиндустриальной "новой публики" - не обладающей никаким местом в пространстве, потому что локализована сразу во множестве мест и в пределе включающей в себя бесконечное количество голосов. "Членство" в ней означает лишь отправку и получение электронных сообщений. В отличие от тех аналитиков, которые связывают будущее демократии с электронными медиа, Бенхабиб фиксирует следующее противоречие между резко возросшим доступом к публичным средствам коммуникации и ослаблением качества публичных дебатов. Публичная сфера сегодня - сфера нарциссической самопрезентации ( Нарциссизм).
Граница между интимностью и публичностью в современную эпоху стерта. Р. Барт называет эту "публичность приватного" "новой общественной ценностью", подчеркивая, что "взрыв приватного на публике", то есть публичное потребление приватного, есть процесс глубоко амбивалентный. С одной стороны, он отрицает границу между двумя категориями, с другой стороны, он от нее существенно зависит. В итоге граница постоянно переопределяется. Публичность и интимность, общественное и частное, публичное и приватное взаимозависимы, составляют бинарную оппозицию. С возникновением государственных институтов модерности и становлением капиталистической экономики термин "приватное" стал относиться к широкому кругу феноменов: во-первых, к домашнему хозяйству, во-вторых, к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления, в-третьих, к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках гражданского общества. Бинарная оппозиция "приватное/публичное" в последние три десятилетия подверглась серьезной критике со стороны феминистских авторов, настаивающих на ее пересмотре. Если в начале этого перосмысления речь по преимуществу шла о расширении участия женщин в жизни публичной сферы, то впоследствии внимание исследователей переключилось на защиту privacy в условиях роста государственной и негосударственной бюрократии в современных обществах. Приватное определяется как те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других, то есть не то, что исключают публичные институты, но то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания (А. Янг).
Е.Г. Трубина

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
623.27 кб

Театр и сельская публика: история и современность

Куличкова Илья Валерьевич
В статье рассматривается взаимодействие театрального искусства и сельского зрителя.
Читать PDF
270.47 кб

Атрибутивные признаки целевой аудитории (публика, толпа, массы) в маркетинге культуры

Алмакучуков Кенешбек Мукашевич, Мусатов Борис Владимирович
Проблематика экономического функционирования культуры занимает одно из центральных мест в теории и методологии маркетинга культуры.
Читать PDF
266.30 кб

Нормированный показатель публикационной активности, учитывающий количество соавторов научных публика

Марвин Сергей Владимирович
Проанализирована величина, равная среднему числу научных публикаций конкретного вида по конкретной или собирательной тематике, приходящихся на одного автора за пятилетний период.
Читать PDF
456.19 кб

Народ, публика, масса как собирательные группы жизни социума

Позднякова Д. Н.
Public growth is a particular part of classification of collective groups.
Читать PDF
981.08 кб

. 95. 03. 030. Тард г. Публика и толпа. С. -П. 1899. Фрагменты

Читать PDF
225.74 кб

2019.01.001. РОММЕТВЕЙТ К., УАЙН Б. ТЕХНОНАУКА, ВООБРАЖАЕМАЯ ПУБЛИКА И ВООБРАЖАЕМОЕ ПУБЛИКОЙ. ROMMET

Белялетдинов Р.Р., Виноградова Т.В.
Читать PDF
290.04 кб

Публика в фокусе истории и теории коммуникации

Хренов Николай Андреевич
Предлагается проект исследования публики в контексте истории культуры и в частности истории коммуникации.
Читать PDF
506.42 кб

Публика театра как эстетическая категория

Куличков Илья Львович
Статья посвящена исследованию одного из аспектов духовной культуры общества, а именно культуры театральной.
Читать PDF
41.78 мб

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПУБЛИКА: РАЗРУШАЯ СТЕРЕОТИПЫ

Ушкарев Александр Анатольевич
Старая как мир проблема отношений театра со зрителем в современной рыночной парадигме приобретает особое звучание. Но что мы знаем о театральном зрителе сегодня?
Читать PDF
298.66 кб

2013. 01. 003. Коулмен С. , Росс К. Медиа и публика: «Они» и «Мы» в медиадискурсе. Coleman S. , Ross

Травкина И. Ю.
Читать PDF
450.81 кб

Приоритетные медико-биологические исследования в Чувашии по данным наукометрического анализа публика

Сапожников Сергей Павлович, Голенков Андрей Васильевич
Представлена краткая история медико-биологических исследований в Чувашии с конца XIX в. до настоящего времени.
Читать PDF
252.83 кб

2016.04.019. ДЖОРДАНО С. НОВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАУКИ, ЭТИКА И "ПРАВИЛЬНАЯ" ПУБЛИКА. GIORDANO S. NEW

Виноградова Т.В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РОССТАТА

    официальные информационно-аналитические материалы, статистические сборники и бюллетени; гл. роль в организации публикаций данных официальной статистической информации, распространении и взаим
  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССТАТА

    публикации, подготавливаемые терр. органами Росстата (ТОГС) в рамках Федерального плана статистических работ. Подготовка официальных статистических публ. (в печатном и электронном видах) осущест
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

    способ доведения до потребителей статистической информации в виде изданной типографским способом печатной продукции, прошедшей редакционно-издательскую обработку и имеющей выходные сведения,
  • ПУБЛИКАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ

    официальные статистические сб. и бюллетени, издаваемые Росстатом. Росстат в соответствии с Положением о Федеральной службе гос. статистики занимается подготовкой, выпуском и распространением оф