а) гибкий, непредвзятый, основанный на фактах способ мышления и поведения; б) целенаправленный, трезвый расчет наиболее эффективных путей выполнения отдельной задачи.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Рациональность
Источник: Словарь справочник по социальной работе
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
англ. rationality; нем. Rationalitat. 1. Соответствие, обоснованность, целесообразность, противоположность иррациональности. 2. В философии науки - высший аутентичный тип сознания и деятельности. 3. Осознание реального факта, переход от по-лагания реального к собственно познанию реального.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
эффективная деятельность по достижению поставленных целей, т. е. соответствие поставленным целям. Выделяют: Р. материальная - рациональность для чего-то, для достижения определенной цели (по Веберу)\ Р. содержательная - рациональность, руководствующаяся ценностными критериями, лежащими за пределами меркантильного расчета; Р. формальная - рациональность как самоцель, взятая сама по себе. Ее принцип - производство ради производства, а человек при этом - лишь средство.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
рациональность
1) по Ю. Хабермасу – в современном обществе происходит уничтожение барьеров, разрушающих коммуникацию, что позволяет открыто и свободно распространять конкурирующие идеи - это в итоге позволяет постигать суть мироздания; 2) Дж. Коулмену - существует потенциальный конфликт между Р. отдельно взятого актора и Р. других акторов. - Литература: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003; Coleman, J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1990.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Рациональность
Раціональність. Rationality. Характеристика идей и убеждений, отличающихся последовательностью, непротиворечивостью и совместимостью с опытом. В западной гносеологии и социологии существует тенденция различия истинности и рациональности. Иррациональными считаются идеи и убеждения, отличающиеся ложностью и непоследовательностью, не подтверждающиеся экспериментально и не поддающиеся наблюдению. На идее различия истинности и рациональности базируется методология прагматизма и функционализма, т. е. способа познания (описания и объяснения) социально-рациональных действий, т. е. таких, которые ориентированы именно на рациональные идеи и убеждения. Однако функциональная особенность Р. раскрывается не в ее соотношении с истинностью, а в соотношении с иррациональностью. Основой для их различия служат данные культурной антропологии и в частности тот факт, что с научной точки зрения мифологические и религиозные представления являются иррациональными, хотя на практике выполняют определенные социальные функции, а, значит, и рациональны. Признание их рациональными “обосновывается” согласием в ценностях в рамках определенной культуры, т. е. в рамках определенного культурного контекста. Так, ставшее “классическим” утверждение “все русские – медведи” или “русский медведь” символизирует приписанную модель поведения и, хотя с позиций логики является абсурдным, но в рамках определенного культурного контекста рационально и не только потому, что для древних русичей медведь был тотемным животным, а именно потому, что тем, кто так считает, дает возможнлость для определенных ориентаций. При этом, совсем не обращается внимание на по сути мифологический характер такого утверждения. Другими словами, для адекватного объяснения необходима правильная трансляция или перевод в иную знаково-смысловую систему. И все же такой подход фактически уничтожает различие между рациональным и иррациональным, а функционально-рациональное становится фактически истинным. См. также Культурный контекст.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
RATIONALITY) Важно различать истинность убеждений и их рациональность. Последняя касается оснований, на которых люди придерживаются своих убеждений. Рациональными считаются убеждения последовательные, непротиворечивые и совместимые с опытом. Иррационально иметь убеждения, о которых известно, что они ложны, непоследовательны и противоречивы. Часто утверждается, что примером рациональности par excellence является наука, предполагающая систематическую проверку положений посредством наблюдения, эксперимента и логического рассуждения. Понятие рациональности сопряжено со значительными проблемами, особенно это касается его использования в антропологии и сравнительной социологии. Антропологи XIX в. обычно считали, что магия и религия иррациональны, и рассматривали их как продукт дологического (pre-logical) мышления. Однако вряд ли можно допустить, что когда-либо могло существовать общество, в котором господствовали бы иррациональные убеждения, поскольку само существование языка предполагает наличие логических норм (отрицания, тождества и непротиворечия). В обществе должно существовать согласие относительно того, что определенные термины последовательно используются для обозначения определенных предметов, и что, например, противоположностью «вверх» является «вниз». Современные антропологи утверждают, что (1) убеждения, которые представляются абсурдными (такие, как «все близнецы — птицы»), на самом деле являются разумными, если они помещены в соответствующий культурный контекст; (2) понимание иных убеждений является, таким образом, делом правильного перевода (translation); (3) религиозные убеждения являются экспрессивными и символическими, а не информативными и обладающими буквальным смыслом; поэтому они скорее не-рациональны, а не иррациональны. Критики такого рода взглядов утверждали, что, если основываться на этих трех критериях, ни одно убеждение не может рассматриваться как иррациональное. В современной социологии влияние постмодернизма привело к усилению скептицизма относительно возможности транссоциального согласия относительно универсальных критериев рациональности. См. также: Геллнер; Понимание иных систем убеждений; Рационализм; Рационального выбора теория.
Источник: Социологический словарь
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
rationality) - 1. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. В таком определении инструментальной рациональности не нужны попытки оценивать рациональность самих целей. Согласно концепции рациональности, экономические акторы стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. Концепция часто выступает основой теоретических построений в политэкономии, многие из которых оперируют на базе идеализированных моделей (см. Идеальные типы). Дополнительно о рациональной деятельности см. Формальная и независимая рациональность; Типы социальной деятельности. 2. Знания и убеждения, установленные с научной точки зрения или на какой-то иной основе, считающейся "рациональной". Это соответствует значению 1, но "рациональность" в данном смысле поднимает более широкие проблемы, чем инструментальная эффективность, пример чему обширные философские дебаты (см. Эпистемология; Онтология; Наука; Рационализм).
Другие важные споры в этой области касаются так называемого примитивного менталитета. Согласно Леви-Брюлю (1923), хотя мифология и верования в доиндустриальном, донаучном обществе могут иметь когнитивную ценность, они отражают уровни "дологического" менталитета. Есть и альтернативное суждение, согласно которому мифы и верования в таких обществах являются "рациональными" в том контексте, в каком они встречаются (см. Уинн; Магия; Релятивизм).
Довольно отличающаяся точка зрения состоит в том, что многие действия, которые на первый взгляд кажутся "иррациональными", при более близком рассмотрении обладают "латентными функциями" (см. Явные и латентные функции). Например, "консерватизм" многих людей в обществах "третьего мира", которые могли извлекать экономическую выгоду от наличия большого числа детей, особенно в старые времена. В более широком смысле "нерациональные верования", в основном религия, способны выполнять общие социальные функции, в частности, обеспечивая социальную интеграцию (см. также Функционалистская теория религии). Такие верования иногда расцениваются как суммирование накопленной институциональной рациональности, возможно, связанной с проблемой выживания. Наоборот, действия, которые кажутся "рациональными" с узкой точки зрения непосредственной инструментальной рациональности (например, сокращение бразильских влажных лесов) могут рассматриваться как "нерациональные" с более широкой точки зрения.
Все эти соображения подсказывают, что идея "рациональности" часто трудно определима. Хотя рациональность в самом простом смысле 1 зачастую устанавливается без труда, направленность на цели только изредка можно полностью предопределить (например, с точки зрения стоимости, пригодности и т.д.), и у акторов не оказывается иной другой значимой информации, даже когда она потенциально доступна (см. Теория игр; Теории рационального выбора; Удовлетворение; Ограниченная рациональность).
Другие важные споры в этой области касаются так называемого примитивного менталитета. Согласно Леви-Брюлю (1923), хотя мифология и верования в доиндустриальном, донаучном обществе могут иметь когнитивную ценность, они отражают уровни "дологического" менталитета. Есть и альтернативное суждение, согласно которому мифы и верования в таких обществах являются "рациональными" в том контексте, в каком они встречаются (см. Уинн; Магия; Релятивизм).
Довольно отличающаяся точка зрения состоит в том, что многие действия, которые на первый взгляд кажутся "иррациональными", при более близком рассмотрении обладают "латентными функциями" (см. Явные и латентные функции). Например, "консерватизм" многих людей в обществах "третьего мира", которые могли извлекать экономическую выгоду от наличия большого числа детей, особенно в старые времена. В более широком смысле "нерациональные верования", в основном религия, способны выполнять общие социальные функции, в частности, обеспечивая социальную интеграцию (см. также Функционалистская теория религии). Такие верования иногда расцениваются как суммирование накопленной институциональной рациональности, возможно, связанной с проблемой выживания. Наоборот, действия, которые кажутся "рациональными" с узкой точки зрения непосредственной инструментальной рациональности (например, сокращение бразильских влажных лесов) могут рассматриваться как "нерациональные" с более широкой точки зрения.
Все эти соображения подсказывают, что идея "рациональности" часто трудно определима. Хотя рациональность в самом простом смысле 1 зачастую устанавливается без труда, направленность на цели только изредка можно полностью предопределить (например, с точки зрения стоимости, пригодности и т.д.), и у акторов не оказывается иной другой значимой информации, даже когда она потенциально доступна (см. Теория игр; Теории рационального выбора; Удовлетворение; Ограниченная рациональность).
Источник: Большой толковый социологический словарь