РАДКЛИФФ-БРАУН АЛЬФРЕД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАДКЛИФФ-БРАУН АЛЬФРЕД

(1881-1955) - англ. этнограф, один из создателей "соц. антропологии" как теоретич. дисциплины, изучающей "примитивные" человеческие об-ва в их целостности, глава формально-структурного крыла англ. антро-пологич. функционализма. Соч.: A Natural Science Of Society. Glencoe, 1948; Structure And Function In Primitive Society. L., 1952. А.Д. Ковалев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РАДКЛИФФ-БРАУН АЛЬФРЕД
Radcliff-Brown, Alfred) (1881-1955) - английский структурал-функционалистский антрополог. Главная работа - "Структура и функция в первобытном обществе" (1952). Вместе с Малиновским он ратовал за отдание предпочтения анализу социальной структуры, исходя из культуры. Испытав сильное влияние Конта и Дюркгейма, он защищал версию антропологии, которую назвал "сравнительной социологией". Полевые исследования, проведенные на Андаманских островах и в Австралии, внесли существенный вклад в изучение родства. Хотя его позитивизм и функционализм ныне считаются устаревшими, влияние ученого на поколения британских антропологов, в том числе в процессе преподавания во многих институтах, было огромным.

Источник: Большой толковый социологический словарь

РАДКЛИФФ-БРАУН АЛЬФРЕД

1881-1955) - британский антрополог, создатель структурно-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования Королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейском университете (1926-1931). Профессор и глава кафедры социальной антропологии в Оксфорде (1937-1946). Основные сочинения: "Андаманские островитяне" (1922); "Социальная структура" (1949); "Структура и функция в примитивном обществе" (1952); "Метод в социальной антропологии" (1958) и др.
В 1920-х Р.-Б. был сторонником функционалистского подхода Малиновского . Неудовлетворенность его возможностями побудила Р.-Б. ввести в контекст функционального анализа понятие "структура". Последнюю он определял как "сложную сеть реально существующих социальных отношений". Понимание структуры как набора невидимых отношений, производящих видимый результат на поверхности общества в формах институциализированного поведения, была позаимствована Р.-Б. из естественных наук, прежде всего из атомной физики. Каждое общество, по Р.-Б., вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. Социализация посредством этих моделей вырабатывает сходные формы поведения среди множества людей. Благодаря этому каждый индивидуум обнаруживает себя в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений и исполняет предписанную ему социальную роль.
Структура, по Р.-Б., включает в себя три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это "структура сама по себе", которая может быть обнаружена в социальных ролях как в узлах сети отношений, конституирующих общество. Видимые аспекты социальной структуры подобны анатомии живых существ. Однако реальная структура состоит из невидимых отношений, которая, по Р.-Б., пребывает в статическом состоянии. Во-вторых, это "функция", понятием которой Р.-Б. пользовался для того, чтобы показать структуру в действии. "Функция" определялась им как социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на поддержание существования социальной структуры. В-третьих, это "изменения" или "социальная эволюция", которые, по Р.-Б., являются не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие, например, демографические процессы рождения и смерти.
Важной научной заслугой Р.-Б. стала институциализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Ее он определял как "науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах". Цель антропологии Р.-Б. видел в обнаружении общих законов социального и культурного развития человечества. Антропологию он подразделял на три части: археологию, биологическую антропологию и этнологию, под которой понимал сравнительно-историческое изучение отдельных народов. Такой подход к пониманию антропологии характерен в целом и для ее современного состояния.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • РАДКЛИФФ-БРАУН Альфред Реджиналд

    (17.01.1881, Бирмингем — 24.10.1955, Лондон) — англ. этнограф, один из создателей «социальной антропологии» как теоретич. дисциплины на базе сравнительного изучения на месте «примитивных» человеческих общ