Расизм

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Расизм
положение, при котором группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации или жестокому угнетению.

Источник: Социология.

РАСИЗМ
1) идеология неравенства рас. 2) социальный порядок, норма, согласно которой группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации или угнетению.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

РАСИЗМ
англ. racialism; нем. Rassismus. Теория и практика, в основе к-рых лежат положения о физической и псих, неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

расизм
racism. - Превосходство одной расы над другой, сопровождающееся предрассудками. Расизм может быть использован для оправдания дискриминации или геноцида (например, известные факты геноцида в нацистской Германии). См. национализм, шовинизм.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Расизм (racism)
Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

РАСИЗМ
антинаучное учение о неравноценности человеческих рас, об отличиях между ними в умственном развитии, в способности мыслить и неизбежности подчинения «высшими расами» «низших». Большой вклад в защиту научного утверждения равенства людей независимо от расы и цвета кожи внес известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846 -1888 гг.). Он впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа, обосновал внутрирасовые отличия групп людей и сделал вывод, что никаких «низших рас» не существует.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

Расизм
Идеология, ставящая определенную расу и/или этнические группы выше других, а также оправдывающая контроль и экономическое доминирование над другими расами и/или этническими группами на основе физических или культурных признаков. Расизм можно определить как доктрину или веру в расовое превосходство, выражающуюся в том, что данная раса определяет интеллектуальные и культурные ценности, а также моральные постулаты. Расизм включает расовые предубеждения и расовую дискриминацию. см. также расовая дискриминация, ксенофобия

Источник: Справочник по терминологии в области миграции

РАСИЗМ
совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые неспособны. К созданию даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А. Гобино объявил арийцев «высшей расой»; в дальнейшем расизм переплетается с социал -дарвинизмом, мальтузианством.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Расизм
Концепция, согласно которой одна раса превосходит другие.
мировоззрение, согласно которому представители разных рас неравноценны по психическим, интеллектуальным, физическим и(или) прочим существенным признакам. Расисты выделяют "высшие" и "низшие" расы. Антропология доказала несостоятельность расистских "теорий" еще в XIX веке, однако он продолжает владеть умами людей. Расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому, связан с врожденными психологическими системами распознавания "свой-чужой", закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов окружающих людей своей группы. Расизм и расоведение - не синонимы(!).

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

РАСИЗМ
RACISM) Этот термин можно определить как детерминацию действий, установок и политики убеждениями о расовых характеристиках людей. Расизм может быть (1) открытым и индивидуальным, включающим индивидуальные акты притеснения подчиненных расовых групп или индивидов, и (2) скрытым и институциональным, предполагающим структурные отношения подчинения и угнетения между социальными группами. Если индивидуальный расизм складывается из преднамеренных действий, то расизм институциональный связан с непреднамеренными последствиями системы расового неравенства. Расизм может сопровождаться использованием явных или неявных расистских теорий, стремящихся к объяснению и оправданию социального неравенства, основанного на расовой принадлежности. См. также: Многосоставные общества; Предубеждение; Стереотипы; Этническая группа.

Источник: Социологический словарь

Расизм
(от франц. race – род, племя, порода). Расизм. Racism (racialism). 1. Политическая, культурная или бытовая (или комплексная) дискриминация представителей не доминирующего этноса, основанная на теоретических или культурно-бытовых представлениях относительно вредности смешения рас как с точки зрения биологической природы человека, так и с точки зрения перспектив социально-культурного развития общества. 2. Теория и практика межрасового общения людей, основанная на представлениях о физической, психической и культурной неравноценности рас. Различают открытый и скрытый Р. Открытый проявляется в форме непосредственных действий индивидов или групп, направленных на притеснение, представителей расового меньшинства. Скрытый Р. представляет собой институализированную форму расового притеснения, внешне как бы независимую от реальных намерений индивидов или групп, участвующих в этом в силу своего статуса или социальной роли.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Расизм
racism), концепция, в основу к-рой положены представления об обусловленности способностей человека принадлежностью к расе или этнической группе; часто служила обоснованием превосходства одной расы или группы над др. и предубеждения или даже ненависти по отношению к к.-л. из них. Нередко расе приписывалась опред. культура, и неприятие отд. обычаев использовалось для осуждения всех ее представителей в целом. Р. часто составлял подоплеку полит, и эконом, решений, к-рые вели к мировым войнам и конфликтам. Нек-рые идеологии, напр. фашизм, брали его на вооружение. Крайнее проявление Р. — нем. нацизм; убеждение, что светловолосые нордические, или герм., народы стоят неизмеримо выше евреев и др. неарийцев, привело в период нацистского правления (1933—45) к гибели (геноцид) миллионов евреев, славян и цыган Европы. Идеология апартеида также основана на Р. В тех странах, где Р. не запрещен законом, отд. этнич. группы ограничены в возможностях получить образование или работу.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Расизм
идеология, построенная на негативной категоризации определенной группы (групп) через представления о том, что внешние физические характеристики ее членов значимым образом связаны с их ментальными, моральными, социальными, культурными и прочими качествами. Конструирование доминирующим обществом расовых групп, состоящее в наделении отличающихся физических черт их носителей социальными значениями, неминуемо приводит к дискриминации этих групп в экономической, социальной, политической сферах. «Расизм всегда институционален, поскольку является плодом социального, а не индивидуального творчества» (Р. Майлз, М. Браун). На основе расистской идеологии может строиться политика реакционных партий, организаций и движений (националсоциализм в нацистской Германии, КуКлукс Клан в США, апартеид в ЮАР, разного рода Народные партии и фронты в ряде европейских стран и др.). Бытовой р. представляет собой набор предрассудков и негативных установок в отношении представителей тех или иных расовых групп; проявляется, в том числе, в агрессивных насильственных действиях, погромах и т. п. Др социол. наук Н. Г. Скворцов.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

РАСИЗМ

РАСИЗМ, реакционная идеология, совокупность антинауч. концепций, основу к-рых составляют положения о якобы физич. и психич. неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Р. стремится навязать утверждение об ´исконном´ разделении людей на высшие и низшие расы, из к-рых первые объявляются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые неспособны к созданию и даже усвоению ´высокой культуры´ и обречены на эксплуатацию. В сер. 19 в. зап.-европ. расисты объявили ´высшей расой´ арийцев (см. Расово-антропологическая школа). В дальнейшем Р. переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, О. Аммон в Германии). Расистские концепции пытались обосновать превосходство наследственных свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезность искусственного подбора брачных пар для улучшения расы и необходимость принудительной стерилизации лиц, к-рые будут признаны ´генетически неполноценными´. Расистская идеология получила широкое распространение в фаш. Германии, США. Р. стал офиц. доктриной фашизма. В совр. капиталистич. странах (особенно в ЮАР, США, Израиле) идеи Р. активно пропагандируются и осуществляются на практике, используются для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, а во мн. случаях и геноцида. С Р. смыкается сионизм. Р. тесно связан с наиболее реакц. направлениями в бурж. демографич. мысли, такими как мальтузианство и концепции геополитики.

Г. М. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

РАСИЗМ
racism or racialism) - совокупность убеждений, идеологий и социальных процессов, направленная на дискриминацию других из-за их предполагаемой принадлежности к "расовой" группе (см. Раса; Этнос). Термин использовался в разнообразных описаниях системы мысли и доктрин, оправдывающих биологическое превосходство одной социальной группы и порождающих расовую дискриминацию и угнетение. Понятие расизма полностью пересмотрено Робертом Майлзом ("Расизм", 1989).
Такие авторы, как Микаэль Бэнтон ("Идея расы", 1977), считают расизм доктриной, которая утверждает устойчивые биологические различия между группами, состоящими в отношениях превосходства и подчиненного положения. Другие авторы, вроде Джона Рекса ("Раса и этнос", 1986), Мартина Баркера ("Новый расизм", 1981) и Роберта Майлза (Указ. соч.), по-разному доказывали сущность расизма - убеждение в наличии связи между принадлежностью к социально созданной категории и обладанием определенными характеристиками, причем различия от других категорий могут быть культурными, религиозными, историческими и не обязательно биологическими или псевдобиологическими.
В Европе разновидности расистской идеологии применялись для оправдания колониальной эксплуатации, агрессии против наций и притеснения групп меньшинств. Согласно Бэнтону, их объединяют следующие суждения. Различия в поведении и строении индивидуумов следует объяснять как:
(а) выражение врожденных основополагающих биологических типов постоянного вида;
(б) различия в культурах человечества.
Таким образом подчеркивается превосходство европейцев вообще и "арийцев" в частности и оправдываются трения между нациями и индивидуумами иных типов.
Расизм играл ключевую роль в возникновении и господстве германского фашизма. Немецкой нации как "чистой расе" предписывалось уничтожение евреев, находящихся на более низкой биологической ступени, если она желала сохраниться. Этот злобный и грубый расизм привел к истреблению приблизительно шести миллионов евреев (см. Холокост).
Майлз утверждает: "Понятие расизма должно использоваться по отношению к широкому спектру работ в русле идеологии, приписывающей значения некоторым фенотипичным и/или генетическим характеристикам человека с целью создания системы классификации и дополнительные (негативно оцениваемые) характеристики людям, относимым к данным категориям. Этот важный процесс - основа для создания иерархии групп и для установления критериев, чтобы включать и исключать группы людей в процессе распределения ресурсов и услуг".

Источник: Большой толковый социологический словарь

Расизм
идеи, установки, поведение и политика, дискриминирующие этнические группы, нации и другие социальные образования, в которых дискриминация объясняется с позиций биологического превосходства господствующей группы (см. также ДИСКРИМИНАЦИЯ).
Расизм проявляется в личных убеждениях, официальной политике, обдуманно или по умолчанию (институционный расизм). По-видимому, он основан на ряде представлений: во-первых, существование отчетливых расовых групп; во-вторых, различия между расовыми группами в культуре и поведении обусловлены биологическими факторами; в-третьих, с помощью этих биологических факторов можно доказать превосходство белых европейцев, особенно арийцев. Корни расизма просматриваются в колониальной политике, так как колониальные власти нуждались в обосновании культурной и экономической эксплуатации и угнетении других этнических групп по всему миру. Известен широкий спектр расистских убеждений, от патернализма до геноцида. Таким образом, расизм представляет собой изобретение белых европейцев. Конфликты между представителями разных наций и народностей были чрезвычайно распространены на протяжении истории и сопровождались предвзятым отношением представителей враждующих групп друг к другу. От обычной предвзятости расизм отличают ссылки на биологические факторы. Попытки выделить отдельные расы не получили научного подтверждения, хотя расистские взгляды по-прежнему популярны в Европе и странах с многочисленным европейским населением. Понятие «раса» теперь используют редко, предпочитая говорить «этническая группа».
Некоторые считают, что понятие «расизм» применимо только к темнокожему населению, другие проявления дискриминации включают антисемитизм, устойчивые установки в отношении других народов, например ирландцев. Обращение гитлеровцев с евреями строилось на представлении о неполноценности евреев. Известны многочисленные шутки про ирландцев, в которых последние предстают неумными, особенно в сравнении с белыми англосаксами. Если расизм – это представление о биологической неполноценности, то антисемитизм и предубежденность в отношении ирландцев также можно считать проявлениями расизма. Явные внешние отличия темнокожего населения провоцируют повседневный расизм, несколько отличный от отношения к евреям и ирландцам, хотя эти явления имеют общие корни.
В контексте социального обеспечения расизм принимает множество форм, включая личный и институционный расизм. Расизм, например, проявляется в том, что ответственность за него возлагают только на темнокожих работников. Безусловно, за проявления расизма несут ответственность все работники, особенно европейского происхождения, поскольку именно они фактически навязывают свою культуру, в которой и зародился расизм. Расизм проявляется и в том, что игнорируются потребности других культур или когда расизм со стороны клиентов не встречает должного отпора. Распространенной формой расизма является одинаковое отношение ко всем клиентам, без учета разных стартовых условий, в том числе в связи с расистскими проявлениями. (См. также АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА, ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

РАСИЗМ
психология, идеология и социальная практика, основывающиеся на представлениях и идеях о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости и необходимости господства «высших» рас над «низшими». Политическая практика Р. преследует цель физического разделения народов по расовому признаку, прямого подавления и угнетения тех из них, которые в силу сложившихся условий оказались в положении слаборазвитых и неполноправных. Расовая дискриминация проявляется в ограничении элементарных гражданских прав и преследовании лиц по мотивам расовой принадлежности. Р. может быть открытым и конкретным в виде отдельных актов притеснения подчиненных расовых групп или индивидов и скрытым и институциональным, подразумевающим структурные отношения подчинения между социальными группами и институциализированное угнетение. Если практика открытого индивидуализированного Р. складывается из преднамеренных действий, то Р. институциональный связан с непреднамеренными последствиями системы расового неравенства. Р. может поддерживаться с помощью явных и неявных расистских теорий, стремящихся к объяснению и оправданию социального неравенства, основанного на расовой принадлежности. Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации. Этим расисты пытаются оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую, грабительскую, неоколониалистскую политику в отношении народов других стран. Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониалистской политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов. Как откровенная реакционная идеология Р. выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры — низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки. В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Жозефом Гобино печально знаменитой книге «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой работе автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам, проявляющимся в способности к развитию и усвоению культуры другого народа. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту — «арийскую расу»; желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии. Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего для оправдания этнического и расового угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.
Многолетние британские расовые предрассудки, несмотря на наличие противоположных направлений мысли, превратились к концу XIX в. в составную часть британской культуры. На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс». Не только люди, но и целые расы и народы не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон.
В «расовых теориях» принято считать, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая — на два порядка, а черная — на три порядка. В XX в. идеология Р. получила дальнейшее развитие и практическое осуществление. В гитлеровской Германии Р. был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им Второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев, сербов, чехов и людей др. национальностей. В современных условиях идеологи Р., на словах отказываясь от некоторых постулатов биорасизма, проповедуют концепцию т. н. психорасизма — о якобы психологической неподготовленности отсталых народов к самостоятельному развитию. Р. по-прежнему используется для обоснования расовой дискриминации, сегрегации или даже геноцида народов. В США теория и практика Р. направлены против негритянского населения страны, индейцев, выходцев из Латинской Америки. В связи со значительным притоком в Западную Европу иммигрантов из африканских стран здесь также в последние годы стал заметным явлением Р.
Р. является прямым вызовом мировой прогрессивной общественности. Мировое сообщество официально осудило практику Р. В 1965 г. была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В соответствии с Конвенцией караемыми по закону преступлениями объявлены всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование. В Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Запрещается ограничение прав граждан по указанным признакам, пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие расовую или национальную ненависть и вражду. См.: Расовая группа. Расоведение. Расовый состав населения России. Расы человека.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

РАСИЗМ
(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.
Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.
Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).
Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).
Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.
Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.
Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).
В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.
Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.
Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.
В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).
Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.
Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.
Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.
ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.
Против расизма. М., 1966.
Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.
Расы и общество. М., 1982.
Расы и расизм: история и современность. М., 1991.
Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.
Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.
Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.
Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.
Race, Science and Society. P. 1972.
Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.
La science face au racisme. P., 1986.
Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.
С.Я.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
930.45 кб

98. 01. 002. Бадер Ф. -М. Расизм, этничность, гражданство. Социологические и философские размышления

Гирко Л. В.
Читать PDF
547.82 кб

96. 04. 027. Буков В. Д. Этнизация и расизм. Bukow W. -D. ethnizitat und Rassismus // integration al

Гирко Л. В.
Читать PDF
138.19 кб

2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза)

Рахманов А. Б.
Читать PDF
464.83 кб

96. 04. 028. Герра Р. А. Расизм и самообман. Herra R. A. Rassismus und Selbstbetrug // Dialektik. -

Гирко Л. В.
Читать PDF
94.61 кб

2002. 04. 015. Гарсиядж. Л. А. Расизм и расистский дис-курс. Garcia J. L. A. racism and the racial d

Сокулер З. А.
Читать PDF
356.05 кб

Расизм под маской этнического плюрализма: идеология новых правых во Франции и Германии

Эйсфелд Райнер
Статья посвящена анализу идеологии так называемых новых правых в Европе (ЕНП), которая имеет оттенок ксенофобии и нацелена на преодоление либерализма и наследия Просвещения.
Читать PDF
102.53 кб

2000. 03. 040. Тесфахани М. Миграция, расизм и изменение состава мигрантов. Tesfahuney M. imag(in)in

Былов В. Г.
Читать PDF
417.18 кб

«Культурный расизм» в современной Германии

Антонов Александр Евгеньевич
В данной статье рассматривается проблема роста антиисламских настроений в ФРГ. Целью работы стало комплексное исследование этого вопроса.
Читать PDF
1.83 мб

Психология всего: что сострадание, расизм и отношения полов говорят о природе человека

Блум Пол
Перевод лекции профессора Пола Блума «Психология всего», где на примерах исследований сострадания, расизма и отношения полов объясняются внутренние основы человеческой природы.
Читать PDF
108.82 кб

2005. 02. 020. Расизаде А. Азербайджан после Гейдара Алиева. Rasizade A. Azerbaijan after Heydar Ali

Кузнецова С. И.
Читать PDF
122.59 кб

2004. 02. 027. Расизаде А. Азербайджан после десятилетия независимости: меньше нефти, больше взяток

Кузнецова С. И.
Читать PDF
357.13 кб

МАЛАХОВ В.С. "СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАСИЗМА" И ДРУГИЕ СТАТЬИ. М.: МОДЕСТ КОЛЕРОВ И "ДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

Паченков Олег Вячеславович

Похожие термины:

  • Индивидуальный расизм

    форма РАСИЗМА, когда один человек несправедливо обращается с другим человеком из-за его этнического происхождения. Виновные в проявлениях индивидуального расизма полагают, что другие люди (темно
  • расизм в языке

    racism in language. - Дискриминационный язык и дискурс, имеющий отношение к определенным группам людей, отличающихся по цвету кожи и географическому местожительству. См. политкорректность.