РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕCКАЯ ШКОЛАРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Найдено 3 определения термина РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ)

англ. race-antropologic school (anthroposociologie); нем. Rassisch - anthropologische Schule (Anthro-posoziologie). Разновидность биол. направления в социологии (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен, Ф. Гальтон, О. Аммон и др.), обосновывающая расовое неравенство и переносящая на человеческое общество биол. законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривающая соц. жизнь и культуру как продукт расово-антро-пологических факторов. Р.-а. ш. рассматривает соц. поведение людей - как целиком или преимущественно детерминированное биол. наследственностью, а расовые смешения - как вредные для обществ, и культ, развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РАСОВО - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

реакционное течение в западной социологии второй половины 19 - нач. 20 в.в. Основные положения Р-а.ш. сводятся к следующим: социальная жизнь и культура -продукт расово - антропологических факторов; расы не равны между собой, что обуславливает первенство, «превосходство», «неполноценность», «опасность создаваемых ими культурных ценностей»; социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью; расовые смешения вредны для общественного и культурного развития. Возникновение Р. - а.ш. связано с концепциями Гобино. Другой представитель школы - Х.Чемберлен, отвергая фатализм и пессимизм Гобино, призывал к возрождению «арийского духа», благодаря чему стал одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по биосоциологии

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

разновидность биологического направления в социологии второй половины 19 - начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино . Основным трудом Гобино, в котором были заложены теоретические направления Р.-А.Ш., явилась книга "О неравенстве человеческих рас" (1839-1840). В этой работе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существования господствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества.

По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно ее германская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам. Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая раса постепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативное влияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию. Другими известными представителями Р.-А.Ш. являются Ж. Лапуж (Франция), Х. Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания), Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др. Чемберлен в своих работах призывал к возрождению "арийского духа" и явился одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви Р.-А.Ш., как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, относящихся к Р.-А.Ш., можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии. Это представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на "высшие" и "низшие"; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы "высших" и "низших" рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества. Концепции Р.-А.Ш. оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества. Хотя идеи Р.-А.Ш. и подвергаются резкой критике, отдельные ее положения еще оказывают влияние на интерпретацию данных антропологии, этнопсихологии и других наук, изучающих специфику расовой культуры современного общества.

Е.А. Кечина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0