РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ)
англ. race-antropologic school (anthroposociologie); нем. Rassisch - anthropologische Schule (Anthro-posoziologie). Разновидность биол. направления в социологии (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен, Ф. Гальтон, О. Аммон и др.), обосновывающая расовое неравенство и переносящая на человеческое общество биол. законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривающая соц. жизнь и культуру как продукт расово-антро-пологических факторов. Р.-а. ш. рассматривает соц. поведение людей - как целиком или преимущественно детерминированное биол. наследственностью, а расовые смешения - как вредные для обществ, и культ, развития.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РАСОВО - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
реакционное течение в западной социологии второй половины 19 - нач. 20 в.в. Основные положения Р-а.ш. сводятся к следующим: социальная жизнь и культура -продукт расово - антропологических факторов; расы не равны между собой, что обуславливает первенство, «превосходство», «неполноценность», «опасность создаваемых ими культурных ценностей»; социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью; расовые смешения вредны для общественного и культурного развития. Возникновение Р. - а.ш. связано с концепциями Гобино. Другой представитель школы - Х.Чемберлен, отвергая фатализм и пессимизм Гобино, призывал к возрождению «арийского духа», благодаря чему стал одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Расово-антропологическая школа
реакционное течение в западной социологии второй половины XIX-начала XX в.; разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли. Основные положения этой школы сводятся к следующим: социальная жизнь и культура являются результатом действия расово-антропологических факторов; расы, т.е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются основными субъектами социально-исторических процессов; расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и других способностей; расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития; социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью. Взгляды этой школы разделяли Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен, Т.В. де Лапуж, О. Амон, Л. Вольтман.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
реакционное течение в зап. социологии второй половины 19 — начала 20 в.; разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли. Осн. положения Р.-а. ш. сводятся к следующим: 1) социальная жизнь и культура явл. рез-том действия расово-антропологических факторов; 2) расы, т. е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, явл. осн. субъектами социально-исторических процессов; 3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и др. способностей; 4) расовые смешения вредны с т. зр. социального и культурного развития; 5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью. Возникновение Р.-а. ш. связано с концепциями Гобино. Др. представитель этого направления — X. Чемберлен, отвергая фатализм и пессимизм Гобино, призывал к возрождению мифического «арийского духа». В соч. «Основы девятнадцатого столетия» (1899) он представил поверхностный и тенденциозный обзор европ. истории, высшим «достижением» к-рой объявил создание «тевтонской» культуры. В третьем рейхе эти концепции обеспечили X. Чемберлену титул «народного мыслителя». Одной из разновидностей Р.-а. ш. была т. наз. «антропосоциология», представленная О. Аммоном (Германия) и Ж. В. де Лапужем (Франция). В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных, содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной т. наз. головного указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине).
Присущая «антропосоциологии» связь расизма с концепциями социального дарвинизма была характерна и для работ Вольтмана, к-рый, в отличие от «антропосоциологов», отрицал расовые основы социальной иерархии и провозглашал себя сторонником социализма. Будучи одним из ранних идеологов национал-социализма, Вольтман грубо фальсифицировал исторические факты, приписывая важнейшие достижения мировой культуры влиянию «германской расы». Идеологические функции концепций Р.-а. ш. состояли в обосновании привилегий господствующего класса и империалистической экспансии. В научной социологии концепции Р.-а. ш. рассматриваются гл. обр. как рационализация расовых и этнических предрассудков, как социальные мифы, пагубно влияющие на развитие об-ва и культуры. Тем не менее на Западе время от времени предпринимаются попытки возрождения тех или иных положений Р.-а. ш. в форме тенденциозных истолкований данных антропологии, генетики, психологии, истории и др. наук.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
разновидность биологического направления в социологии второй половины 19 - начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино . Основным трудом Гобино, в котором были заложены теоретические направления Р.-А.Ш., явилась книга "О неравенстве человеческих рас" (1839-1840). В этой работе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существования господствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества.
По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно ее германская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам. Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая раса постепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативное влияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию. Другими известными представителями Р.-А.Ш. являются Ж. Лапуж (Франция), Х. Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания), Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др. Чемберлен в своих работах призывал к возрождению "арийского духа" и явился одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви Р.-А.Ш., как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, относящихся к Р.-А.Ш., можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии. Это представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на "высшие" и "низшие"; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы "высших" и "низших" рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества. Концепции Р.-А.Ш. оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества. Хотя идеи Р.-А.Ш. и подвергаются резкой критике, отдельные ее положения еще оказывают влияние на интерпретацию данных антропологии, этнопсихологии и других наук, изучающих специфику расовой культуры современного общества.
Е.А. Кечина

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины:

  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ

    течение в зап. социологии 2-ой половины XIX - нач. XX вв. Основные положения Ш.р.-а. сводятся к следующим: соц. жизнь и культура - продукт расово-антропологич. факторов; расы не равны между собой, что обусл