РаввинРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ

РАВЕНСТВО

Найдено 4 определения термина РАВЕНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

РАВЕНСТВО

англ. equality; нем. Gleichheit. 1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству и т. п.). 2. В математике - формула, служащая записью утверждения, что два выражения равны. 3. Отношение взаимной заменимости объектов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Равенство

принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; (3) равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею “свободы выбора” не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству. (4) фактическое равенство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов

РАВЕНСТВО

equality) - состояние пребывания равным в определенном отношении. Хотя согласно некоторым религиозным доктринам все люди в некотором смысле равны от рождения, большинство социологических дискуссий сосредоточилось на вопросах социального контекста. Отсутствие равенства - неравенство - жизненно важный элемент в исследованиях социальной стратификации и класса.

Вслед за Великой французской революцией и ростом либеральных демократий термин обычно интерпретировался с точки зрения равенства между индивидуумами или гражданами в ряде аспектов. Исходя из либеральной демократии, все личности равны перед законом и имеют политическое равенство, воплощаемое в конституционных правах на справедливый суд, возможность занимать посты в политических ведомствах, иметь честную процедуру выборов независимо от социального происхождения (см. также Права граждан). Однако либерально-демократическая заинтересованность в индивидуальном равенстве не учитывает неравное распределение дохода и богатства, что подрывает все остальное, ибо обладатели материальных ресурсов имеют преимущества перед другими гражданами. Социологи сочли это плодотворной проблемой для эмпирического исследования и показали, каким образом материальные ресурсы воздействуют на жизненные возможности людей, в частности, на успехи детей в системе образования (см. Равенство возможностей) и на доступ к законному представительству. В Великобритании государство всеобщего благоденствия, как нередко считают, поддерживает равенство, а социальная политика многими рассматривалась в качестве эгалитарной. Гранд (1982) выделяет пять таких моделей в контексте социальной политики:

равенство в государственных расходах, посредством которого каждый получает одинаковый размер помощи;

равенство в конечных доходах, где государственные ресурсы направляются наиболее нуждающимся;

равенство пользования, то есть каждый получает одинаковые услуги, хотя они могут быть дороже в одной части страны по сравнению с другой;

равенство возможностей;

равенство результата, при котором ресурсы обеспечиваются так, чтобы все были равны после предоставления услуг.

Это понятие - одно из наиболее разработанных социалистическими идеологами.

Хотя государство всеобщего благоденствия воспринимается как эгалитарное, эмпирическое исследование показало, что в главных областях - обеспечение жильем, здравоохранением, образованием, персональные социальные услуги и поддержание дохода - неравенство сохранялось, а в некоторых случаях фактически увеличилось.

В 1970-1980-х гг. ряд западных либеральных демократий - Великобритания и США - избрали правительства, разделяющие убеждение в том, что эгалитарные цели благосостояния расточительны и несправедливы. См. также Руссо; Справедливость.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

РАВЕНСТВО

EQUALITY) Принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей или онтологическое равенство; (2) равенство возможностей достижения желаемых целей; (3) равенство условий, при котором условия жизни уравниваются законодательным путем; (4) равенство результатов. Первый тип, онтологическое равенство, обычно связывается с религиозными убеждениями. Например, в христианстве существует доктрина равенства всех людей, основанная на представлении о Боге как Отце всего человечества. Однако в результате секуляризации такие убеждения стали более проблематичными. Идея равенства возможностей (второй тип) является наследием Французской революции; она заключается в том, что все позиции в обществе должны быть открыты и заниматься посредством конкурентной системы на основе образовательных достижений и личного таланта. Такая форма равенства требует использования универсалистских критериев отбора людей для занятия позиций в обществе и подчеркивает значение достижительской мотивации. Согласно принципу равенства возможностей, основанному на аналогии между обществом и конкурентной борьбой, все люди независимо от расы, гендера или возраста имеют право участвовать в таком состязании. Критики использования данного стандарта равенства, утверждают, что вследствие различий в культурном капитале многие люди включаются в конкуренцию, заранее обладая множеством преимуществ. Этот довод часто использовался в Британии в 1960-е гг. против принципа конкурсного отбора детей для обучения в средних школах-гимназиях (grammar-school education). Утверждалось, что практика такого отбора укрепляет существующее неравенство: дети из семей среднего класса уже обладают многими культурными преимуществами перед детьми из семей рабочего класса. Иногда высказывается мысль о том, что для обеспечения более фундаментального равенства должно существовать равенство условий (третий тип), устанавливаемое посредством законодательства в области социального обеспечения и образования и компенсирующее неблагоприятное социальное положение некоторых групп населения. Способствующая социальной мобильности позитивная дискриминация в пользу групп, составляющих меньшинство, была бы еще одним примером изменений, направленных на установление равенства условий. Радикальные критики современного общества считают, что отстаивание идеи равенства возможностей — это позиция либерализма, а обеспечение равенства условий является формой изменения, нацеленного скорее на реформу, а не на уничтожение существующей системы неравенства. Радикальные возражения против этих двух форм равенства заключаются также в том, что аналогия между обществом и конкуренцией сама по себе отражает господствующую идеологию, как, например, в случае с социальным дарвинизмом XIX в., рассматривавшим общество с точки зрения борьбы за выживание. В противовес этим метафорам социалисты отстаивали идею равенства результатов (четвертый тип), достигаемого посредством осуществления программы политической и экономической революции, устраняющей социальные причины неравенства. Цель социализма заключалась в уничтожении неравенства, конечной причиной которого является частная собственность на средства производства, и в удовлетворении человеческих потребностей независимо от случайностей рождения (таких, как пол). Каждый из рассматриваемых типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Например, утверждается, что достижение полного равенства невозможно потому, что это требует социализации детей вне семьи с тем, чтобы свести к минимуму наследование культурных преимуществ; уничтожения всех форм наследования собственности, запрещения конкуренции и достижения; а также универсальной программы обучения, способствующей формированию ценностей сотрудничества и альтруизма. Критики ссылаются на опыт эмпирических исследований, показывающий, что радикальные попытки обеспечить долговременное равенство людей (израильские киббуцы, религиозные общины, гражданские коммуны, крестьянские и коммунистические революции) не имели успеха, поскольку неравенство класса, статуса, власти и авторитета никогда не может быть устранено полностью. Утверждается также, что равенство условий и равенство результатов не обязательно желательны, поскольку эти типы равенства противоречат таким ценностям, как личная свобода и индивидуализм. Например, в Британии часто говорится о том, что родители имеют право выбирать частное образование для своих детей и что правительству не следует препятствовать — во имя равенства возможностей или условий — свободе выбора людей в этом отношении. В противовес этому утверждалось, что привилегированные социальные группы используют идеологию, такую, как идеология «свободы выбора», не для защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему неравенству. Хотя социологи отдавали много сил и энергии исследованию неравенства, условия обеспечения равенства и развитие эгалитарных социальных движений оставались вне поля зрения основных социологических направлений и школ. Значение, которое придается идее равенства в настоящее время, является продуктом эгалитарных идеологий (таких, как социализм), результатом распространения социальных прав вследствие развития института гражданства, разрушения статусных иерархий в процессе урбанизации и развития массового потребления как аспекта массового общества. В Британии важную роль в достижении большего равенства возможностей и условий сыграло государство всеобщего благосостояния. Эти социальные изменения в значительной степени основывались на реализации правительством страны экономических идей и рекомендаций Дж.М. Кейнса (1883-1946). Начиная с периода экономического спада середины 1970-х гг. правительство перешло от кейнсианства к политике сокращения государственных расходов на социальное обеспечение с целью содействия частным инвестициям и увеличению прибыльности производства. Результатом был рост неравенства в обществе и большая терпимость к нему (по крайней мере со стороны правительства). См. также: Двойственное сознание; Демократия; Жизненные шансы; Индустриальная демократия; Индустриальное общество; Капитализм; Каста; Класс; Классовой структуры образы; Коммуна; Конкуренция; Культурная депривация; Маршалл; Образовательные достижения; Прогресс; Распределение доходов и состояний; Сословия; Справедливость; Стратификация; Школьное знание. Лит.: Tawney (1931); Turner (1986b)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Найдено схем по теме РАВЕНСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме РАВЕНСТВО — 0

Найдено книг по теме РАВЕНСТВО — 0

Найдено презентаций по теме РАВЕНСТВО — 0

Найдено рефератов по теме РАВЕНСТВО — 0