РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ
развитая способность общественного человека осмысливать социальную действительность и самого себя в нравственных и вообще ценностных характеристиках. Действительность для нравственного разума – не уготованный порядок вещей, закрытая система, а открытый процесс, который требует от человека не только познания наличной ситуации, но и способности к ее критической оценке, к преобразованию и созиданию принципиально иных возможностей. В нравственном разуме синтезируется познавательная и социально-творческая, нравственная культура, что предполагает углубление и расширение личностного мира человека.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Разум нравственный
Розум моральний. Moral intelligence (reason). Способность индивида судить о социальных процессах и явлениях с позиции идеалов, социальных норм и ценностей. Учитывая, что все социальные процессы и явления являются результатом действия и взаимодействия социальных акторов, их субъективной деятельности, т. е. деятельности в качестве субъектов, то с необходимостью возникает требование ко всем тем, кто старается понять сущность происходящего, научиться диалектически соединять рациональные познавательные средства (а проще, законы и категории логики) и эмоционально-нравственные оценки. Умение в таком соединении – один из показателей культуры научного мышления: познания и критической оценки, что дает возможность более четко определить цель всякого социального, в том и числе социологического познания, а через это определить роль и нравственную позицию ученого в отношении к тому, что он познает, с какой целью он познает и понимает ли кто и как будет использовать результаты его научного поиска. Проблема Р. н. поставлена с антропологических позиций еще И. Кантом (Immanuel Kant), но решалась им с позиций антиномизма. Антиномизм Канта определялся, прежде всего, тем, что, действительно, логические и оценочные суждения – два ряда суждений, различающиеся по своей цели. В первых отражается сущность явлений и процессов, во вторых – отношение исследователя к данным явлениям и процессам. При чем вторые одновременно являются языком морали, моральными суждениями. Подобное различие собственно и создало двойственную ситуацию в науке и в частности в социологии. Так, в частности, М. Вебер (M. Weber) требовал свободы от оценок в экономической и социологической науке, что снимало ответственность с ученого за результаты его научного поиска, превращало его в безразличного исполнителя чужого заказа чужой воли. И оценки расставляет этот другой. Происходит разделение функций между заказчиком и исполнителем. Поэтому, скажем, марксистская социология всегда исходила из необходимости соединения познания и оценки, чем утверждала тезис К. Маркса о постепенном превращении чувств в чувства-теоретики, а это, в свою очередь, создавало возможность для разностороннего развития исследователя. Р. н., рассмотренный с таких позиций, – это критически мыслящая совесть, а совесть и разум собственно и есть важнейшие признаки духовной
культуры. См. также Свобода от оценочных суждений.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
71.60 кб

Разумное, научно-историческое основание христианской веры и христианских духовно-нравственных ценнос

Воскресенский Олег Владиславович
Автор статьи утверждает, что обучение учителей по курсу «Разумное, научно-историческое основание христианской веры» является необходимым элементом для качественного преподавания ими духовных и моральных ценностей в системе совреме