РАЗУМ
РАЗУМ
англ. reason; нем. Vernunft. 1. Форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. 2. Творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Разум
Умственные способности, умственный опыт человеческой личности, предполагающий самосознание, «свободную волю», мыслительные и подсознательные процессы. Это — гипотетическая, а иногда и метафизическая конструкция, которая выражает холистическую способность, основанную на нейрофизиологических процессах мозга, но в сумме становящуюся все же чем-то большим благодаря возникающим свойствам. В философском плане существуют разногласия относительно способа выражения этих свойств. [9].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Разум (рациональность)
reason, rationality), способность выносить суждения и составлять умозаключения. Р. может быть либо теоретич., либо практич.: первый имеет своим предметом истинное знание, второй — истинное действие. Мыслительные процессы можно разделить на дедуктивные (дедукция) и индуктивные (индукция) в рамках формальной логики. Р. отличается от др. способностей, напр. восприятия и воображения. Одним из центр, вопросов философии является соотношение Р. и желания: по известному выражению Юма, практич. Р. способен быть лишь рабом страстей. Наличие Р. часто рассматривается как гл. отличие человека от др. представителей животного мира. Декарт называл человеческий Р. универсальным.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
РАЗУМ
mind) - умственные способности, умственный опыт человеческой личности, предполагающий самосознание, "свободную волю", мыслительные и подсознательные процессы. Это - гипотетическая, а иногда и метафизическая, конструкция, которая выражает холистическую способность, основанную на нейрофизиологических процессах мозга, но в сумме становящуюся все же чем-то большим благодаря возникающим свойствам. В философском плане существуют разногласия относительно способа выражения этих свойств. Наибольшие споры велись по вопросу об отношении между разумом и телом, о том, должны или не должны они осмысливаться как отдельные "нематериальный" и "материальный"
миры (см. Дуализм; Материализм). Связанные с этим дебаты (в психологии) ведутся вокруг доктрины бихевиоризма: может ли научная психология основываться только на анализе открытого поведения, а не результатов умственной деятельности. Однако доктрины, вроде философского материализма, отвергающие дуализм разума и тела, не обязательно ради многих целей объяснения опровергают "возчикающие свойства" разума. См. также стратификационная модель социальной деятельности и сознания.
миры (см. Дуализм; Материализм). Связанные с этим дебаты (в психологии) ведутся вокруг доктрины бихевиоризма: может ли научная психология основываться только на анализе открытого поведения, а не результатов умственной деятельности. Однако доктрины, вроде философского материализма, отвергающие дуализм разума и тела, не обязательно ради многих целей объяснения опровергают "возчикающие свойства" разума. См. также стратификационная модель социальной деятельности и сознания.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Разум
Розум. Reason. 1. Способность мыслить логически или высшая степень развития познавательной способности. Р. в духовной культуре обеспечивает возможность творческой деятельности на основе знания объективных законов развития и функционирования окружающего человека мира. Ориентация на Р., как категорию культуры, во многом определила характер духовного развития Европы и всего мира с семнадцатого века и практически до сегодняшнего дня. Особенность Р. – в его формальной и содержательной противоположности чувственному отношению к миру. Будучи формой логического, он создает возможность существования рационалистического (лишенного чувственной компоненты) социального действия, направленного на реализацию предварительно обоснованных, просчитанных и ориентированных на успех программ. Разумные действия рассматриваются как свободные, т. е. не навязанные другими, а только определенные знанием существующей необходимости. Такая трактовка Р. оправдана исторически, потому что при помощи него индивид как бы освобождался от предрассудков, спонтанных, определяемых только чувствами, волей и верой субъективных действий и согласовывал их с объективной необходимостью. Абсолютизация такой свободы в конце концов привела к дегуманизизации как социальных теорий, так и социальных действий. Крайней формой дегуманизации является, например, социалдарвинизм и другие концепции, неприятие которых, в свою очередь, привело к постепенной смене ориентаций ученых, т. е. их переориентации с категории Р. на относительно новые категории: “культура” и “социальная справедливость”. Социальная ориентация на разумное устройство социальной системы породила множество различных теорий как философского, так и собственно социологического плана. Наиболее выдающимися авторами, создавшими такие теории являются Р. Декарт (Rene Descartes), И. Кант (Immanuel Kant), Гегель (Georg Wilhelm Frederich Gegel) и многие другие – в философии, Сен-Симон (Cloude Henri de Saint-Simon), О. Конт (Auguste Comte) и М. Вебер (M. Weber) – в социологии. Как в философии, так и в социологии ориентация на разум как высшую творческую способность человека носит название “рационализм”. Интерпретация Р. в качестве исключительной способности образованных людей стала причиной выделения, например в России, особого социального слоя – интеллигенции. См. также Вера, Миф, Рационализация, Рационализация культурная, Рационализация культуры, Рационализм, Рациональность и Социальная справедливость.