РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
(от лат. reális - вещественный) - методологическая установка, сформировавшаяся во второй половине XIX в. (Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис), согласно к-рой социальной реальностью являются только надындивидуальные целостности - общество и отдельные его институты, несводимые к взаимодействию конкретных индивидов, приобретающим, наоборот, определенные социальные качества, приобщаясь к надындивидуальным социальным целостностям (см.: Социологизм). Р.с. как методологическая установка противопоставляется номинализму социологическому.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

РЕАЛИЗМ социологический
одно из двух основополагающих общетеоретических и методологических воззрений, противоборствующих в зап. социальной философии и социологии, согласно к-рому об-во в целом, равно как и отд. социальные ин-ты (гос-во, семья и т. д.), выступает как самостоятельная сущность, своего рода субстанция, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов; противостоит социологическому номинализму, вообще отказывающемуся признавать за реальность как об-во, так и социальные ин-ты, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. Понятие «Р. с.» (как и полярно противоположное ему — «социол. номинализм») образовано по аналогии с понятием реализма в средневековой философии, где оно было связано с представлением о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от единичных вещей, к-рым, т. обр., отказывалось в истинной реальности. Точно так же и для сторонников Р. с. истинными носителями социальной реальности явл. над- или сверхиндивидуальные целостности (об-во, гос-во, народ, семья и т. п.), а не конкретные («эмпирические») индивиды; не надындивидуальные целостности получают свое кач-во социальности от конкретного взаимодействия индивидов, наоборот, эти последние обретают социальное кач-во, приобщаясь к сверхиндивидуальным формам.
К числу представителей Р. с, к-рый имел место как на почве позитивистской, так и на почве антипозитивистской социологии, относятся, с одной стороны, Спенсер, биоорганическая школа, некрые социал-дарвинисты (напр., Гумплович), Дюркгейм и его последователи, а с др.— Теннис, LU панн, Фрайер и др. Среди сторонников Р. с. можно выделить крайнюю и умеренную тенденции. Для представителей первой из них. к-рых больше всего было среди сторонников гегельянски (и неогегельянски) ориентированной социологии, характерно более радикальное противопоставление социальной реальности конкретным индивидам, предстающим как нечто совершенно случайное, как бессущностная материя формирующих ее социальных «тотальностей». Для представителей второй тенденции, к к-рым отчасти можно отнести даже Конта (хотя он и стремился отвести упрек в Р. с), специфично стремление, рассматривая об-во как «высшую действительность» (и даже — по представлению Конта и Дюркгейма — как «высшее существо»), учитывать связь, сопрягающую об-во и индивидов. В целом Р. с, как и социол. номинализм, можно считать лишь идеальным типом опред. социол. подхода, никогда не выполняемого в исследовании целиком и полностью, однако весьма полезного при историко-теоретической классификации различ. методологических устремлений в зап. социологии.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
одно из двух основополагающих общетеоретич. И методологич. воззрений, противоборствующих в соц. философии и социологии, согласно к-рому об-во в целом, равно как и отдельные соц. ин-ты (гос-во, семья и т. д.), выступает как самостоятельная реальность, несводимая к взаимодействий отдельных индивидов; противостоит номинальному социологическому (см.), отказывающем/й самостоятельной реальности как об-ву, так и соц. ин-там, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. Понятие Р.с. образовано по аналогии с понятием реализма в средневековой философии где оно было связано с утверждением о реальном существовании абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) независимо от единичных вещей, к-рым таким образом отказывалось в истинной реальности. Точно таким же образом для Р.с. индивиды не являются носителями соц. реальности в подлинном смысле - таким носителем сторонники Р.с. считают об-во в целом (и соответственно гос-во, народ, семья и т. п. надындивидуальные соц. целостности), в нем усматривая субстанциальный источник социальности. К числу представителей Р.с, к-рый имел место на почве как позитивистской социологии (см. Позитивизм в социологии), так и антипозитивистской (см. Антипозитивизм в социологии), можно отнести, с одной стороны, Г. Спенсера, биоорганич. школу, нек-рых социал-дарвинистов (напр., Л. Гумпловича), Э. Дюркгейма и его последователей, а с др. - Ф. Тенниса, О. Шпанна, X. Фрайера и др. Как и среди средневековых философов-"реалистов", среди сторонников Р.с. можно выделить крайнюю и умеренную тенденции. Для представителей крайнего Р.с, к-рых больше всего было среди гегельянски (и неогегельянски) ориентированных социологов, характерен радикальный отрыв соц. реальности от индивидов. Для представителей умеренного Р.с, к к-рым отчасти можно отнести даже О. Конта (хотя он и стремился отвести упрек в Р.с), специфично стремление рассматривать об-во как "высшую действительность" (и даже как высшее существо" - в представлении Конта и Дюркгейма), более конкретно учитывать связь, сопрягающую об-во и индивидов. Впрочем, в рус. англ. социологич. позитивизма удалось дост несколько большего, чем в рамках французского, к-рому не всегда удавалось избежать крайностей Р.с. Однако последовательно удерживаться на позициях Р.с. никому не удавалось точно так же, как и на позициях средневекового филос. "реализма". Подобно социологич. номинализму, к-рый неизбежно должен был в ряде существенных случаев пользоваться допущениях бывают сторонники этого последнего постоянно оказываются необходимостью использовать аргументы номиналистич. характера. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
205.17 кб

Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

Подвойский Д.Г.
Читать PDF
301.51 кб

ДИХОТОМИЯ "СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ - НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ" И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Качанов Юрий Львович
В статье оппозиция «социологический конструктивизм научный реализм » анализируется как одно из конституирующих социологическую теорию различий.