Речевой этикет

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Речевой этикет
система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в тональности и стилистике ситуативно адекватных. Соблюдение соответствующих норм речевого этикета чрезвычайно важно для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Речевой этикет
Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. Русский речевой этикет достаточно строго регулирует употребление форм «ты» и «вы», обращение по имени и отчеству или фамилии: так, взрослый, обращаясь к ребенку, употребляет форму «ты», ребенок может употреблять эту форму по отношению ко взрослым только при общении с близкими родственниками; подчиненный, обращаясь к начальнику в официальной ситуации, называет его по имени и отчеству и т. п.

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

речевой этикет
speech etiquette. - Совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний; регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. Речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. См. вежливость, максимы Грайса, социальная дифференциация речевого этикета.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Речевой этикет
стереотипные правила речевого поведения, речевой вежливости, принятые в определенном социуме (а также его стратах) в определенную эпоху. Обусловлен культурно-этнически, социально, исторически. Может иметь различный уровень регламентации, обязательности. Использование тех или иных формул речевого этикета зависит от социального статуса, социальных ролей коммуникантов в обществе, их неформальных взаимоотношений, ситуации общения, коммуникативных стратегий говорящих, владения ими общепринятыми формулами РЭ, вхождения в определенные страты общества (крестьянин, рабочий, представитель привилегированных слоев, интеллигент, студент и т.д.).
Преимущественно касается способов оформления обращения к собеседнику, приветствий, поддержания коммуникации, прекращения общения, прощания. Включает, помимо собственно языковых элементов, паралингвистические средства, сопровождающие речевые высказывания, - мимику, жесты, положения и движения тела, расстояние между коммуникантами и ДР. РЭ имеет национальный характер: разные этносы различаются своими правилами приветствия, прощания, пожеланий здравствовать и т.д. В речевых этикетах отражается социально-иерархическое устройство общества, предопределяющее типы этикетных формул. Напр., в японском обществе сохранились пережитки феодально патриархальных отношений, развито подчеркнуто уважительное отношение к старшим, к вышестоящим на иерархической лестнице, к мужчинам. Это отражается в формах обращения: указанные позиции (старше - младше, выше - ниже, мужчина женщина) предопределяют выбор форм обращения. При этом социальные отношения между членами общества передаются не только лексически, но и грамматически, находят отражение и в структуре конструируемого предложения. В процессе коммуникации японец будет стараться не сказать собеседнику “нет” или не отказать ему прямо. С точки зрения японского речевого этикета все делается так, чтобы не испортить настроение собеседнику. Ср. противопоставление местоимений «ты» и «Вы» в русском и западноевропейском этикетах, нашедшее отражение в стихотворении А.С. Пушкина: Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! Ср.: коммуникация, социальная роль, социальный статус, социокультурная компетенция, социолингвистическая компетенция. Мовленневий етикет. Speech etiquette.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.58 кб

Речевой этикет

Мордовина Л. В.
Основное предназначение языка быть средством коммуникации, средством сообщения мыслей об окружающей действительности, а также средством накопления и хранения таких мыслей, знаний.
Читать PDF
239.67 кб

Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

Курочкина Ирина Николаевна
Что такое «речевой этикет»? Известно, что этикет это порядок поведения, принятый в обществе.
Читать PDF
240.34 кб

Речевой этикет как основа эффективного общения

Коленец Оксана Викторовна
Статья посвящена вопросам развития речевой культуры учеников. Автор обобщает имеющиеся подходы к формированию коммуникативных навыков и предлагает пути решения возникающих проблем на основе введения специальной дисциплины.
Читать PDF
324.80 кб

Речевой этикет врача глазами иностранных студентов

Пустошило Е.П., Исаева Л.Э.
Необходимость формирования навыков использования средств речевого этикета в профессиональной коммуникации не вызывает сомнения. Представляют также интерес требования к общению в медицинской сфере представителей разных культур.
Читать PDF
111.54 кб

Трансформации русского речевого этикета: обращения

Ефремов Валерий Анатольевич
Под речевым этикетом традиционно понимают социально заданные правила речевого поведения людей в соответствии с их статусом, ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения.
Читать PDF
151.34 кб

Речевой этикет и работа над ним в начальных классах

Фомина Н. В.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас людям.
Читать PDF
432.61 кб

Методика формирования умений речевого этикета младших школьников

Зырянова Екатерина Алексеевна
В статье представлена методика формирования умений речевого этикета младших школьников включающая в себя научное обеспечение, функции, этапы и условия
Читать PDF
133.76 кб

Мультимедийная среда обучения речевому этикету носителей языка и инофонов

Архангельская А. Л., Каменева О. В.
В статье интерпретируются результаты апробации интернет-ресурса «Речевой этикет в ситуациях и заданиях» и электронного пособия «Академия речевого этикета» применительно к области обучения русскому языку как неродному и как иностра
Читать PDF
316.03 кб

Формирование речевого этикета гимназистов при изучении иностранных языков

Минкина Ирина Александровна, Капичникова Ольга Борисовна
Статья раскрывает основные положения актуальной и обсуждаемой в педагогических кругах проблемы результативности образования. Результативность образования проявляется в грамотности, образованности, культуре, менталитете обучаемых.
Читать PDF
812.63 кб

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лагойкина М.Г.
Материал статьи включает задания на определение умений речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
306.62 кб

Теоретико методическая основа формирования речевого этикета младших школьников

Зырянова Екатерина Алексеевна, Никитина Елена Юрьевна
В статье рассматривается теоретико методическая основа формирования речевого этикета младших школьников в качестве которой авторы видят синтез поликультурного (общенаучный уровень), лингводидактического (конкретно научный уровень)
Читать PDF
634.49 кб

Уроки совершенствования коммуникативных умений в системе обучения речевому этикету

Коренева Анастасия Вячеславовна
Статья посвящена вопросам обучения школьников речевому этикету. Рассматриваются особенности уроков совершенствования коммуникативных умений по речевому этикету. Предлагаются методические разработки учебных занятий.
Читать PDF
277.67 кб

Об актуальности формирования речевых этикетных норм делового общения у студентов вузов

Осина Елена Вячеславовна
Единое информационное пространство, образовавшееся в современной России, ставит перед высшей школой задачи в подготовке специалистов, владеющих речевым этикетом иноязычного делового общения как средством международных коммуникаций
Читать PDF
295.56 кб

Невербальные компоненты речевого этикета как феномен психолого-педагогических исследований

Минкина Ирина Александровна
Статья посвящена проблеме невербальных компонентов речевого этикета, рассматриваемых в психолого-педагогических исследованиях. Представлены сущностные и содержательные характеристики данных компонентов.
Читать PDF
217.77 кб

Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников

Щербашина Инна Владимировна
В статье предпринята попытка определить теоретические и методические основы формирования норм речевого этикета у младших школьников, установить перечень элементарных форм речевого этикета для усвоения учащимися начальной школы, ра

Похожие термины:

  • формула речевого этикета

    speech etiquette formula. - «Готовый блок» речевого выражения, соответствующий определенной коммуникативной ситуации (приветствие, прощание, благодарность и т.п.) и определенному коммуникативному стилю. не и
  • социальная дифференциация речевого этикета

    лат. differentia ‘различие’. - Различие явлений речевого этикета в зависимости от социального статуса участников коммуникации: а) от социальных ролей, которые принимают на себя участники коммуникации,