Рефлексивная культура

Найдено 1 определение
Рефлексивная культура
это организация рефлексивных процессов в ходе анализа деятельности, подчиненная критериям интеллектуального и ценностного типов. Поскольку критериальная база интеллектуального типа, а отчасти и ценностного типа, разрабатывается в методологии, то специалист для овладения рефлексивной культурой в той или иной степени должен пройти методологическую подготовку. Общим контекстом прохождения пути овладения рефлексивной культурой является приобретение качеств, стимулируемых всеми формами культуры. Однако целенаправленный характер присвоения рефлексивной культуры возникает, с одной стороны, при осознании особой ценности совмещения и различения двух сторон любой деятельности - достижения цели, получения желаемого или требуемого результата, с одной стороны, и анализа действий, коррекции способа действий, неслучайности и ответственности за любые трансформации действий, с другой стороны. Другим источником и мотивирующим фактором рефлексивной культуры является обращение к критериям организации рефлексивных процессов. В качестве критериев выступают как концепции, теории, понятия, категории, так и идеалы, ценности, стратегии, макроцели. Способности, вырабатываемые в процессе применения критериев, являются специфичными для рефлексивной культуры специалиста. Технология и техника опосредованного рефлексивного процесса включает в себя этапы осознавания необходимости в средствах, критериях, негативного отношения к ним, обусловленное сопротивлением прежних способностей и предпочтений, преодоления негативного отношения при достижении успехов и активного использования средств, критериев. В зависимости от уровня рефлексивной культуры эти средства применяются либо реконструктивно и воспроизводяще, либо с внесением модификаций, оправданность которых предполагает особые формы дополнительного обоснования. Высшие формы профессионализма непосредственно опираются на применение рефлексивной культуры. Итак, РК. состоит в использовании критериев как средств организации рефлексивных процессов, высшими типами которых выступают, с одной стороны концепции, понятия, категории (интеллектуальные средства) и, с другой стороны, идеалы, ценности (духовные ценности). Поскольку эти критерии являются абстрактными (обобщенными) средствами рефлексии, сами процессы проходят путь качественных трансформаций, следствием которых является эффект «насыщенности сущностью» и неслучайности процессов, надежности получаемых результатов.

Источник: Методологический словарь для управленцев

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.76 кб

Методика формирования рефлексивной культуры студентов

Руденко Александра Владиславовна
В статье раскрывается сущность методики формирования рефлексивной культуры у студентов вуза. Представленная методика включает в себя педагогические технологии, ориентированные на личность студента, его возможности и способности.
Читать PDF
99.01 кб

Технологии формирования рефлексивной культуры учителя

Елисеев В.
Читать PDF
101.17 кб

Рефлексивность культурных форм и проблемы образования

Шеманов Алексей Юрьевич
Читать PDF
413.65 кб

Рефлексивное мышление как ядро культурной компетентности

Антонова Л.Е.
В статье дана характеристика спора как механизма формирования рефлексивного мышления будущего специалиста, раскрываются принципы и опыт реализации проектной технологии профессионального образования как культурного процесса.
Читать PDF
233.70 кб

Рефлексивная культура педагога: способы ее выявления и развития

Браже Тереза Георгиевна
В статье показана рефлексивная культура педагога как условие его развития как профессионала и личности
Читать PDF
1.01 мб

Культура рефлексивного партнёрства в контексте срединной культуры

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна
Культура рефлексивного партнёрства в контексте срединной культуры связана с умением индивида дифференцировать логику инверсий и логику медиации, критически и творчески преодолевать в своем мышлении влияние бинаризма, выходить за р
Читать PDF
85.77 кб

Деятельность учреждений культуры в развитии рефлексивного сознания

Топольская Евгения Анатольевна
В статье рассматривается, что деятельность учреждений культуры, и ее осмысление должно быть направлено на развитие нового сознания молодежи, а именно рефлексивного сознания.
Читать PDF
316.74 кб

Рефлексивный аспект формирования культуры общения будущих инженеров

Дрокина Светлана Владимировна
Педагогическое управление процессом формирования культуры общения студентов представляет собой процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Читать PDF
1.12 мб

Развитие рефлексивного сознания студентов вузов культуры и искусств

Топольская Евгения Анатольевна
В статье рассматривается развитие рефлексивного сознания студентов вузов культуры и искусств.
Читать PDF
185.85 кб

Особенности рефлексивного мышления студентов вузов культуры и искусств

Топольская Евгения Анатольевна
В статье рассматриваются особенности рефлексивного мышления студентов вузов культуры и искусств.
Читать PDF
387.10 кб

Рефлексивность идентификации личности в художественной культуре ХХ века

Астахов Олег
Сложность самоопределения личности в условиях современной культуры порождает высокую степень ее рефлексивной активности.
Читать PDF
475.55 кб

Рефлексивное и категориальное измерения соотношения диалектики и культуры

Лысый В.П., Костенко В.Г.
В статье рассматривается соотношение диалектики и культуры с двух сторон: как со стороны диалектики, так и со стороны культуры, то есть рефлексивно.
Читать PDF
251.55 кб

Проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога

Конюшенко Светлана Михайловна
Читать PDF
224.18 кб

Развитие рефлексивной культуры учителя средствами образовательных технологий

Бондаренко Наталья Александровна, Дудчик Светлана Викторовна, Кнорре Елена Юрьевна
Одним из основных условий профессионального роста педагога является развитие его рефлексивной культуры.
Читать PDF
366.91 кб

Рефлексивные представления некоторых особенностей культуры России, Индии и США

Басимов М. М., Хромов А. Б., Дюби Бэнки , Моррисон Дороти