РЕФЛЕКСИВНОСТЬ
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ
англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек-рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ
reflexivity) - 1. Способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии. 2. (Особенно в этнометодологии и символическом интеракционизме) идея о том, что наши повседневные практические объяснения не только рефлексивны и самоотносительны, но также социально создаваемы объясняемой ситуацией. В таком представлении рефлексивность является способностью, которой обладают социальные акторы и которая является решающим отличием человеческих акторов от животных.
Особенность рефлексивных социальных объяснений и теорий всех типов заключается в том, что они могут также действовать в направлении воспроизведения или преобразования тех социальных ситуаций, к которым обращаются.
Особенность рефлексивных социальных объяснений и теорий всех типов заключается в том, что они могут также действовать в направлении воспроизведения или преобразования тех социальных ситуаций, к которым обращаются.
Источник: Большой толковый социологический словарь
рефлексивность
1) по Дж. Миду – способность акторов бессознательно ставить себя на место других и действовать так, как они; 2) по Э. Гидденсу: Р. «следует понимать не просто как «самосознание», но как наблюдаемое свойство и характерную особенность движущегося потока социальной жизни». Благодаря Р. знания обретают характер динамического фактора, который способствует постоянной трансформации как социальных институтов, так и моделей поведения индивидов. В итоге возникает не виданная ранее «рефлексивная реальность», способная к самотворению и самоорганизации. Соответственно, появились рефлексивные социальные формы, которые ранее вообще не существовали и даже не имеют корней в прошлом, к ним, в частности, относится Р. самости и тела. Р. может принимать исторически специфические формы; 3) по М. Арчер - посредник между структурой и деятельностью акторов, ведущий к «переопределению и переструктурированию конфликта, гражданственности и гражданского общества», стимулированию еще большего разнообразия, соответственно, индивиды вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим инновациям, к открывающимся дополнительным сферам деятельности, что, по существу, ведет к радикальным изменениям жизнедеятельности людей. При этом социолог выделяет три типа Р.: коммуникативную Р., автономную Р., метарефлексивность; 4) по У. Беку – выбор людьми своей идентичности. При этом Р. неравномерно распространена среди различных социальных классов. - Литература: Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003; Giddens, A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990; Archer, M.S. Structure, Agency and Internal Conversation. Cambridge: Cambridge University Press, 2003; From High Modernity to Nescent Globalization: The New Reflexive Imperative and Transformations of Civil Society // The 8th European Sociological Association Conference. Conflict, Citizenship and Civil Society. Programme. 3rd – 6th September 2007. Glasgow Caledonian University; Beck, U., Giddens, A. and Lash, S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Stanford, CA: Stanford, University Press, 1994.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.