regional policy), программы центр, пр-ва, направленные на регулирование социально-эконом. развития регионов. Такая политика может быть позитивной и негативной. Позитивная Р.п. стремится поощрять региональное развитие, привлекая капиталовложения с помощью таких ср-в, как налоговые стимулы, безвозмездная помощь и либерализация контроля над частным сектором в опред. р-нах; негативная Р.п., напротив, ограничивает этот процесс в более богатых р-нах, напр., вводя там строгий контроль. Р.п. в гос. секторе обычно касается развития инфраструктуры, напр., дорог и коммуникаций, но может быть также связана с более крупными проектами, такими, как перенос столицы из одного города в др. В Швеции, Канаде и Ирландии Р.п. имеет прежде всего социальную направленность — в частности, пр-ва предусматривают стимулы для переселенцев в др. регионы.
Региональная политика
Региональная политика
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Региональная политика
составная часть государственного регулирования — комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Главная цель региональной политики — сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Методы проведения региональной политики: выделение “нуждающихся” районов, “реанимация” депрессивных районов, “стимулирующая” политика, “компенсирующая” политика. (“Нуждающимися” считаются те, районы, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику). Меры региональной политики: прямая финансовая помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры, размещение государственных заказов, политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Источник: География населения. Словарь терминов.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
составная часть политики государства и др. органов власти; специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем в соответствии с намеченной стратегией развития. Государственное регулирование территориального развития осуществляется всегда и всюду. Целенаправленное регулирование территориального развития есть объективная функция практически всех государств мира, и если государство не осуществляет такого регулирования, то это означает лишь, что либо проблем такого регулирования просто не существует (напр,, в Ватикане или Сан-Марино), либо государство не озабочено своим настоящим и будущим, либо оно бессильно. Объективной предпосылкой становления Р. п. являются структурная неоднозначность, неоднородность национального пространства в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, политическом аспектах. Все это вынуждает любые практические действия внутренней (а иногда и внешней) политики предпринимать с учетом пространственной структуры, особенностей ее частей — регионов.
Многочисленны и качественно различны объекты государственного регулирования регионального развития. Имеются различные регионы — единицы административно-территориального деления (области, края, штаты, провинции и т. п.) единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе), в федеративном государстве — субъекты федерации. Функции управления и степень самостоятельности регионов неодинаковы в различных странах и зависят от государственного устройства. Нередко (а в федеративных государствах — всегда) объекты Р. п. закреплены в конституциях,
В сфере Р. п. внешне четко выделяются два географических полюса: «центр-периферия», т.е. имеет право на существование как государственная (федеральная) Р. п., так и политика, осуществляемая локальными, местными сообществами в форме самоуправления и региональными органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц. В связи с этим региональный уровень управления делится на собственно политику регионального развития, а для более низкого иерархического уровня — на политику общинного развития. Противоречия между «центром» и «периферией», а также между регионами (которые выступают как конкуренты при регионализации федерального бюджета) — главным образом в сфере государственного управления, и решаются они, как правило, путем компромиссов между национальными и региональными интересами, если эти интересы не совпадают. В ходе разрешения противоречий регионы часто объединяются в ассоциации либо по территориальному принципу, либо по сходству интересов. Методы реализации целей Р. п. различны: экономические (субсидии и дотации, налоговая и таможенная политика, формирование свободных экономических зон и пр.), административные и др., включая подготовку и подбор кадров. В государствах с полиэтническим населением особое значение имеет правильный учет этнополитической обстановки и этнического фактора вообще. См.: Регион, Региональная политика в Российской Федерации. Региональные конфликты.
Многочисленны и качественно различны объекты государственного регулирования регионального развития. Имеются различные регионы — единицы административно-территориального деления (области, края, штаты, провинции и т. п.) единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе), в федеративном государстве — субъекты федерации. Функции управления и степень самостоятельности регионов неодинаковы в различных странах и зависят от государственного устройства. Нередко (а в федеративных государствах — всегда) объекты Р. п. закреплены в конституциях,
В сфере Р. п. внешне четко выделяются два географических полюса: «центр-периферия», т.е. имеет право на существование как государственная (федеральная) Р. п., так и политика, осуществляемая локальными, местными сообществами в форме самоуправления и региональными органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц. В связи с этим региональный уровень управления делится на собственно политику регионального развития, а для более низкого иерархического уровня — на политику общинного развития. Противоречия между «центром» и «периферией», а также между регионами (которые выступают как конкуренты при регионализации федерального бюджета) — главным образом в сфере государственного управления, и решаются они, как правило, путем компромиссов между национальными и региональными интересами, если эти интересы не совпадают. В ходе разрешения противоречий регионы часто объединяются в ассоциации либо по территориальному принципу, либо по сходству интересов. Методы реализации целей Р. п. различны: экономические (субсидии и дотации, налоговая и таможенная политика, формирование свободных экономических зон и пр.), административные и др., включая подготовку и подбор кадров. В государствах с полиэтническим населением особое значение имеет правильный учет этнополитической обстановки и этнического фактора вообще. См.: Регион, Региональная политика в Российской Федерации. Региональные конфликты.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.