Репертуар коллективных действийРепетиция поведения

РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ

Найдено 1 определение:

РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ

методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности, предложенная в 1950-х американским психологом Джорджем А. Келли (1905-1967) для изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует свой жизненный опыт и окружающий мир. Техника Р.Р. (далее - ТРР) является также способом представления соответствующей информации.

ТРР используется в различных областях практической деятельности: психологии и психодиагностике, психиатрии, социологии, педагогике, рекламе, дизайне, политике, менеджменте, профконсультировании, лингвистике, истории, риторике и т.д.

Келли, для которого был характерен подчеркнуто субъектно-ориентированный подход к изучению личности, разрабатывал ТРР в рамках своей теории личностных конструктов ("Психология личных конструктов", 1955), философским и гносеологическим основанием которой является принцип "конструктивного альтернативизма": "Когда имеешь дело с миром, всегда есть альтернативные истолкования, доступные для выбора. Никто не должен загонять себя в угол, полностью уступать обстоятельствам или становиться жертвой своей биографии". Теория личностных конструктов Келли, иллюстрирующая когнитивное направление в изучении личности, основывается на убеждении в характерной для всех индивидов исследовательской активности: каждый человек - это исследователь, ученый, который не просто пассивно реагирует на поступающую извне информацию как на какой-то внешний раздражитель, а постоянно выдвигает на базе прошлого опыта собственные предположения о будущем, проверяет их в своей практической деятельности, формирует свою собственную картину мира. При таком подходе исследователи "уравниваются в правах" с испытуемыми и их диалог происходит именно на языке испытуемого.

Оригинальное название предложенного Келли метода исследования - "репертуарный тест ролевого конструкта" (role construct repertory test), сокращенно "Реп-тест". Репертуарный тест первоначально применялся как индивидуальный диагностический инструмент клинической психологии, он был в первую очередь предназначен для исследования ролей личности, прямым образом связанных с пониманием личностью мыслей и поступков других людей. "В той мере, в какой один человек истолковывает процессы истолкования другого, он может играть роль в социальном процессе, включающем этого другого человека".

Келли использовал список из 24 ролевых персонажей (учитель, жена, руководитель, отец, мать, счастливый человек, человек, которого вы жалеете, и т.д.), относящихся к семи группам ("Я", "семья", "отношения", "близкие", "авторитет", "ситуативные персонажи", "ценности").

ТРР (repertory grid) представляет собой немного модифицированную версию первоначального репертуарного теста: если при репертуарном тесте контакт между психологом и испытуемым является более личным, неформализованным, то при применении ТРР этот контакт в какой-то мере опосредуется и формализуется необходимостью заполнения специально подготовленной заранее матрицы. Решетка получила название "репертуарной" из-за ее первоначального назначения - исследования ролей личности. В ней нет однозначно названных объектов для оценивания и сравнения; испытуемому предоставляется инструкция, следуя которой он должен сам подобрать (из имеющегося у него "репертуара") известных ему конкретных лиц на "роли", обозначенные в решетке. В настоящее время РР применяется для исследования самых различных проблем, которые зачастую не имеют непосредственного отношения к ролям личности, однако название метода сохранилось.

ТРР не является тестом в обычном смысле слова, т.к. она не имеет основной целью сравнение оценок и реакций человека с какими-то групповыми данными (хотя это тоже возможно); она может пониматься как инструмент побуждения людей к экспликации их личной системы конструктов, лежащих в основе их субъективных оценок и предположений.

Конструкт - "способ истолкования мира" - это особое субъективное средство, "трафарет или шаблон", сконструированный самим человеком на основе собственного опыта, с помощью которого человек воспринимает свое окружение, создает целостный образ мира и определяет в нем свою линию поведения,"… будь она точно сформулированной или безотчетно отыгрываемой, выраженной словесно или совершенно безмолвной,… разумно аргументированной или почувствованной нутром". Основной постулат теории личности Келли заключается в следующем: "Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направлены по тем каналам, в русле которых он предугадывает события" ("каналы" здесь следует понимать как "конструкты"). Индивиды располагают целым "репертуаром конструктов", и "каждый человек по-своему, сообразно преследуемым интересам, развивает систему истолкования".

"Конструкты не следует смешивать с теми фактическими данными, персонализированными версиями которых они являются; конструкты представляют собой интерпретации этих фактов". Келли считает конструкт реально существующим, однако "его реальность не идентична реальности элементов, входящих в его контекст. С этими элементами конструкт связан отношениями репрезентативности, а не тождественности".

Конструкт всегда биполярен, он имеет два полюса (например, "черный - белый", "веселый - грустный", "с широким кругозором - ограниченный"). Келли вводит две функции конструкта как биполярного образования: обобщение (установление сходства) и противопоставления (установление контраста); соответственно этому конструкт имеет полюс сходства (эмерджентный) и полюс контраста (имплицитный). Другими словами, конструкт - это основание, по которому объекты сходны либо отличны между собой, "референтная ось, основной параметр оценки".

Основные характеристики конструктов: 1) Диапазон пригодности конструкта, включающий в себя все объекты, к которым испытуемый может его применить [за игнорирование диапазона пригодности часто критикуют некоторые другие методы исследования, например, метод семантического дифференциала ]; классическим случаем расширения диапазона пригодности является поэзия. 2) Фокус пригодности конструкта - круг вопросов, для трактовки которых конструкт является максимально полезным. 3) Контекст конструкта, состоящий из всех объектов, к которым конструкт применяется испытуемым. 4) Степень проницаемости (или открытости) конструкта ("непроницаемым называется конструкт, который строится на строго определенном контексте и не допускает включения дополнительных элементов"; проницаемый конструкт, соответственно, допускает добавления новых элементов). 5) Жесткость фиксации объектов (констеллятивный конструкт строго связан с другими конструктами, фиксирует область принадлежности относящихся к нему объектов; пропозициональный конструкт неоднозначно связывает свои объекты с другими конструктами, допускает в зависимости от контекста множество вариантов конкретных связей; предопределяющий конструкт, который "заранее отводит своим элементам место исключительно в собственной области"). 6) Вербальная выразительность (вербальный конструкт можно выразить словами; в качестве невербальных конструктов могут быть использованы жесты, выражения лица и т.п.). 7) Экспликация (в идеале конструкты должны выявляться в процессе исследования, а не навязываться испытуемому извне). 8) Конструкт можно представить как в виде дискретной оппозиции, так и в виде шкалы. 9) Индивидуальность (конструкты строятся личностью на основании ее собственного уникального опыта). Вследствие того, что человек живет не обособленно, многие конструкты у разных людей могут быть схожи. Однако в любом случае конструкт не задается извне, а строится самим человеком. Согласно теории Келли, различия между людьми коренятся в различной интерпретации ими окружающего мира.10) Гипотетический характер ("проверка конструкта - это его испытание последующими событиями").

В общем виде Р.Р. представляет собой матрицу (таблицу), определенным образом организованную, которая заполняется или самим испытуемым, или исследователем в процессе структурированного интервью. В большинстве случаев выявляемые конструкты представлены в виде строк, а объекты (элементы, стимулы, понятия) оценивания - в виде столбцов. Выявление личностных конструктов испытуемого является основной целью ТРР.

В качестве элементов часто используются люди, предметы, события, виды деятельности, и выражаются они чаще всего существительными ("сестра", "любимый учитель", "Маргарет Тэтчер", "самый умный человек, которого вы знаете лично", "стиральный порошок Х" и т.д.). Список может включать различное количество элементов (в среднем 10-20).

Рекомендации по отбору элементов для ТРР: 1) Элементы должны быть релевантными конструктам, т.е. они должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов. 2) Отдельная решетка должна содержать конструкты, относящиеся к гомогенной (однородной) области (если исследователя интересует несколько областей сразу, то лучше строить несколько отдельных решеток; анализ отношений между подсистемами конструктов проводить после основной процедуры). Рекомендуется не смешивать классы элементов (людей и вещи, вещи и действия), лучше включать в решетку однотипные элементы одного уровня сложности. 3) Нужно учитывать, что один и тот же объект может быть и элементом, и одним из полюсов конструкта (например, "отец" как элемент и "отец - не отец" как шкала похожести-непохожести на отца). 4) Элементы должны репрезентировать интересующую исследователя область в полной мере, чрезмерное суживание области приводит к выявлению менее значимых конструктов, которые имеют отношение только к конкретному набору элементов. Элементы должны быть значимыми в контексте интересующей исследователя проблемы. Для адекватного отбора элементов целесообразно применять другие методы исследования - например, экспертный опрос, контент-анализ. 5) Предпочтительнее равномерное распределение элементов с точки зрения оценки: желательно, чтобы в списке были равномерно представлены как положительно, так и отрицательно оцениваемые элементы. 6) Элементы должны быть понятны и знакомы испытуемому. 7) Элементы не должны быть подвидами других элементов (некорректно включать в один список элемент, который описывает, например, целый класс каких-нибудь продуктов, и элемент - просто название конкретной марки этого продукта). 8) Элементы должны быть точными и конкретными: расплывчатые описания (например, "переговоры"), абстрактные элементы ("идеальный руководитель") и слишком конкретные ("написание ежедневного отчета") нежелательны. 9) Если элементы в Р.Р. представлены людьми, то необходимо, чтобы испытуемый был в состоянии подставить имена конкретных знакомых ему людей в этот ролевой список. 10) Элементы не должны быть оценочными (если обратное не предполагается изначально); при необходимости следует очень тщательно подбирать прилагательные или наречия при формулировке элементов, т.к. описания элементов легко приобретают оценочный оттенок. 11) Нужно четко различать сами элементы и свойства элементов; последние могут оказаться конструктами, которые выявятся в процессе заполнения ТРР.

Способы отбора элементов для ТРР: 1) Исследователь предлагает испытуемому заданный список элементов (основной недостаток: неосведомленность испытуемого о тех или иных элементах). 2) Список элементов составляется самим испытуемым по просьбе исследователя после того, как был обговорен класс желаемых элементов (основной недостаток: в списке могут оказаться только известные и/или положительно оцениваемые испытуемым элементы, элементы могут не отвечать задачам исследования). 3) Исследователем готовится примерный список вопросов, затрагивающих как положительные, так и отрицательные элементы, ответы на которые приведут к желаемому набору элементов (основной недостаток: занимает больше времени и является более трудоемким). 4) Совместное использование способов 1-3. 5) Для ролевой Р.Р. можно использовать список элементов, созданный на основе тех или иных типологий личности (предполагается, что проверенная психологическая теория личности достаточно полно представляет круг общения любого человека и может считаться репрезентативной).

При заполнении ролевого списка испытуемому следует напомнить о том, что любое лицо может упоминаться в ролевом списке только один раз.

Используются следующие основные методы выявления конструктов:

1. Триады. А) Метод минимального контекста. Конструкты выявляются следующим образом: испытуемого спрашивают, чем два из трех элементов, отмеченных кружками в первой строке, "сходны между собой и тем самым отличны от третьего элемента". Испытуемого просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум элементам, которые сходны между собой. Затем ему предлагается озвучить или написать в отведенной для этого графе слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти элементы сходны между собой; затем выясняется и записывается противоположный полюс конструкта. После этого испытуемый отмечает в этой же строке галочкой (либо оценивает по шкале конструкта, либо ранжирует) все другие элементы, обладающие указанной им характеристикой. Аналогично заполняются оставшиеся строки решетки. Б) Метод полного контекста. Все элементы выписываются на карточках и раскладываются перед испытуемым. Его просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем по мере добавления последующих карточек испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и первые две карточки. В) Последовательный метод. Аналогично методу минимального контекста, однако триады выбираются с соблюдением следующего правила: каждый раз в триаде только один элемент заменяется новым. Г) Метод самоидентификации. Также аналогично методу минимального контекста, за исключением того, что в каждую триаду включается элемент "Я сам". Д) Метод ролевой персонификации. Отбор триад аналогичен методу самоидентификации, однако испытуемому предлагается иной порядок выявления конструктов: "Представьте, что вы втроем проводите вечер. Как будут развиваться события?…" В вводных вопросах можно использовать самые разные ситуации и условия.

2. Диады. Было выяснено, что наиболее явные контрасты выявляются в том случае, когда испытуемого просят назвать полюс, противоположный полюсу сходства, а не в том случае, когда его просят определить, чем третий человек в триаде отличается от двух других. Например, можно использовать метод "лестницы": конструкты выявляются любым обычным способом и испытуемого просят сказать, к какому полюсу каждого конструкта он предпочел бы отнести себя. Инструкция может быть такой: "Вы предпочли у данного конструкта именно этот полюс. Почему вы предпочли оказаться здесь, а не там? Каковы преимущества этого полюса по сравнению с другим?" Ответ испытуемого позволяет определить новый конструкт, более высокого уровня.

3. Другие методы. А) Метод построения пирамиды. Исследователь просит испытуемого подумать про известного ему приятного человека и описать его. Когда испытуемый называет какую-нибудь характеристику, исследователь просит указать противоположное этой характеристике качество. Б) Метод самохарактеризации (фиксированной роли). Испытуемого просят описать какого-нибудь "условного" человека, выполняющего определенную роль или обладающего определенным качеством, от имени его друга. В) Проективные методики, свободные сочинения и др.

Количество триад, предъявляемых испытуемому, зависит от цели исследования. Процедуру выявления конструктов следует прекращать либо тогда, когда исследователь получил всю интересующую его информацию, либо когда испытуемый начинает настойчиво повторять конструкты или придумывать им новые названия.

При применении наиболее популярных методов триад для выявления достаточного числа конструктов используется в среднем 15-25 триад. Наиболее простой способ подготовки триад - это задавать их случайным образом. Однако можно применить и целенаправленный отбор. Например, в первоначальном Реп-тесте Келли триады элементов были обоснованы и соответствовали одному из 22 классов (например, "класс ценностей", "класс семьи", "класс хорошего отношения", "класс потребностей" и т.д.).

В ТРР могут использоваться различные виды репертуарных решеток. Наиболее часто используемыми из них являются следующие: 1) Ранговая решетка - после выявления конструкта испытуемого просят проранжировать все элементы от одного полюса конструкта к другому. Ранговая решетка снимает проблему несимметричности конструкта. При этом возможны два порядка процедуры ранжирования: сначала выявить все конструкты и после этого заполнить решетку, или оценивать каждый элемент по только что полученному конструкту. 2) Оценочная решетка - испытуемый оценивает каждый элемент по определенным образом градуированной шкале выявленного конструкта. Процедура оценки похожа на семантический дифференциал , количество делений шкалы может быть разным. Оценочная решетка позволяет выявить неинформативные конструкты и конструкты с асимметричным распределением элементов. Так же как и при использовании ранговой решетки, в результате оценивания образуется двумерная матрица данных. Аналогично ранговой решетке возможны два порядка оценивания. 3) Импликативная решетка (Хинкл) - в ней нет элементов в традиционном смысле, но в качестве подразумеваемого элемента используется "Я сам" испытуемого. После вызывания конструктов испытуемому задают такой вопрос: "Представьте себе, что Вы изменились по данному конструкту. По каким из оставшихся конструктов Вы тоже изменитесь?". Процедура повторяется для каждого конструкта. В результате исследователь получает возможность построить иерархию конструктов. 4) Решетка сопротивления изменениям (Хинкл) - испытуемому предлагают пару конструктов, и после того, как он выбрал предпочитаемый полюс по каждому из них, его спрашивают, по какому из этих конструктов он предпочел бы измениться. 5) Решетка зависимости, или репертуарный тест ситуационных возможностей (Келли) - элементы берутся из ролевого списка (конкретные лица выбираются из числа знакомых испытуемого), а в качестве конструктов используются различные стрессовые ситуации. Испытуемому предлагается указать, к кому бы он обратился за помощью в каждой из приведенных ситуаций.

Требования к выявлению конструктов и их характеристикам: 1) Необходимо выявлять уже сложившиеся конструкты. 2) Конструкты должны быть выявлены по единой стандартной процедуре. 3) Желательна применимость конструктов ко всем элементам (иначе могут быть трудности при анализе данных), т.е. выявленные конструкты должны быть проницаемыми. Если же все-таки выявлен конструкт, по которому какой-либо элемент не может быть оценен, то соответствующая ячейка выделяется определенным образом. 4) Конструкты не должны быть излишне проницаемыми ("они оба мужчины"), ситуационными ("они оба из одного города"), избыточно непроницаемыми ("преподаватель языка" - "преподаватель литературы"), поверхностными ("у них у обеих светлые волосы"), неопределенными ("у них у обоих все хорошо"). 5) Вербальное описание конструктов должно объяснять идею, заложенную в конструкте. 6) Всегда нужно учитывать контекст конструкта, т.к. именно в контексте конструкт обладает значением. 7) Важно решить, разрешать ли испытуемому использовать повторяющиеся конструкты (значимость для испытуемого повторяющихся конструктов может быть выше неповторяющихся). 8) Важно однозначно определять оба полюса конструкта; если выявляется конструкт, полюса которого на первый взгляд не связаны, то необходимо определить, возможно ли такой конструкт разбить на большее количество конструктов. 9) При исследовании ролевых конструктов испытуемый должен быть в состоянии разместить себя самого на осях конструктов. 10) Иногда необходимо использовать заданные конструкты, которые помогают заострить внимание испытуемого на важных, с точки зрения исследователя, аспектах ( Семантический дифференциал). Однако большинство приверженцев ТРР предостерегают от чрезмерного увлечения заданными конструктами: "Конструкт невозможно задать…Задать можно лишь вербальные наименования, к которым испытуемые привяжут свои собственные конструкты". 11) Ограничение или исключение недифференцирующих конструктов, т.е. тех конструктов, по которым почти все оцениваемые элементы относятся испытуемым к одному и тому же полюсу (например, "все честные за исключением нескольких"). 12) Исключение дублирующих конструктов (например, "добрые - злые" и "доброжелательные -недоброжелательные". Если оценки по этим конструктам полностью или почти полностью совпадают, то один из этих конструктов следует исключить.

Основные методы и способы количественного анализа данных, полученных с помощью ТРР: 1) Для анализа единичных решеток используются подсчет частот и совпадений, контент-анализ, факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование. 2) Для сравнения и анализа нескольких Р.Р., когда несколько человек, независимо друг от друга, заполнили решетки, касающиеся изучения проблемы в одной и той же области, используются следующие методы: а) сцепление решеток, имеющих общие элементы, и обработка такой одной "расширенной" решетки конструктов; б) сравнение решеток, имеющих одинаковые элементы и конструкты, позволяющее выявить степень согласованности и различия восприятия тех или иных объектов или явлений; в) аналогично второму способу, однако из исходных решеток удаляются наиболее отличающиеся друг от друга элементы и конструкты, тем самым акцент делается только на согласованности. Сравнение и совместный анализ групп Р.Р. применяется для анализа экспертных оценок.

Качественная интерпретация результатов ТРР включает анализ: 1) количества и разнообразия выявленных конструктов, 2) содержания и характеристик конструктов, 3) связь элементов с конструктами и между собой.

Результаты, полученные при анализе Р.Р., можно разделить на две основные группы: 1) Содержательно-смысловые характеристики (например, интерпретация главных компонент, сравнение элементов, расчет "дистанции" между ними и т.п.). 2) Формально-структурные характеристики системы личностных конструктов.

Система личностных конструктов ("геометрия психологического пространтсва") обладает следующими характеристиками: 1) Когнитивная дифференцированность: количество составляющих единиц и их качество ("жесткость" и "рыхлость" конструктов), их разветвленность (монолитность или фрагментарность), связь (артикуляция) между конструктами и степень ее интенсивности, конфликты (двойственные отношения между конструктами). 2) Иерархичная организация: конструкты могут быть суперординатными, т.е. конструктами высокого уровня общности, и субординатными, т.е. конструктами подчиненными, обобщаемыми другими конструктами; ядро системы образуют базисные, наиболее значимые, личностные конструкты человека; некоторые конструкты могут быть независимыми.

Система личностных конструктов каждого человека уникальна и развивается в течение всей жизни. Исследователями отмечается зависимость между когнитивной дифференцированностью системы личностных конструктов и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов. "Когнитивно сложный" человек имеет четко дифференцированные конструкты, умеет четко отличать себя от других, способен прогнозировать поведение других, его оценка других строится по многим категориям. Различия между конструктами у "когнитивно простого" человека неясны, он не всегда четко отделяет себя от других людей, не способен прогнозировать свое поведение и поведение других людей, его восприятие окружения основывается на малом количестве критериев.

Некоторыми исследователями были предприняты попытки найти на базе ТРР устойчивые индивидуальные параметры, которым можно было бы придать статус пожизненных индексов. Однако исследования показали, что решетки постоянно меняются. Утверждение Келли о том, что направления "психологического пространства" меняются в зависимости от контекста, оправдалось. Такой вывод указывает на необходимость пересмотра понятия надежности и валидности по отношению к ТРР. "Ценность решетки должна … определяться не ее "высокой" или "низкой" надежностью, а возможностью с ее помощью исследовать и уточнять проблемы".

С применением ТРР связан ряд проблем: 1) Человек может не быть склонным обсуждать с исследователем свои базовые конструкты. 2) В процессе исследования возможно обнаружение противоречивых базовых конструктов, которые могут оказать определенное травматическое воздействие на сознание испытуемого; рекомендуется по возможности избегать выявления базовых конструктов. 3) Различия в однозначности понимания и употребления разными людьми (в том числе испытуемого и исследователя) одних и тех же слов. 4) Люди могут иметь сходные конструкты почти на всех уровнях иерархии и все-таки конструировать совершенно различные результаты. 5) Конструкты не всегда можно адекватно вербализировать. 6) Невозможность полноценного использования ТРР при массовых опросах.

Авторы, чьи работы по применению ТРР доступны на русском языке: Ф. Франселла и Д. Баннистер, В.И. Похилько, В. Стюарт, А.Г. Шмелев, Л. Хьелл и Д. Зиглер и др.

М.В. Язневич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — 0

Найдено научныех статей по теме РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — 0

Найдено книг по теме РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — 0

Найдено презентаций по теме РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — 0

Найдено рефератов по теме РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — 0