РИСМЕН Давид

Найдено 1 определение
РИСМЕН Давид
(22.09. 1909, Филадельфия) — амер. исследователь, представитель либерального крыла психоаналитической ориентации в социологии. Автор пользующихся широкой известностью социол. и социально-психологических работ. Значит, внимание уделял анализу «социальных характеров», что, подобно Райху и Фромму, считал одним из ключевых пунктов, позволяющих понять социальную реальность и социальные процессы. Р. описывает три осн. типа характеров, соответствующих трем типам обществ, устройства. Первый тип — «традиционно-ориентированный», консервативный, приверженный обычаям и традициям, устоявшимся образцам поведения, конформный (Конформизм социальный) по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип — «изнутриориентированная» личность — характерен для периода развития индустр. об-ва, к-рому свойственна социальная атомизация, обусловленная ослаблением силы традиций, внутригрупповой интеграции, контроля со стороны первичных групп, а также неразвитостью средств массовых коммуникаций.
Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится динамичной, целеустремленной, предприимчивой, более открытой по отношению к нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значит. Потребительское об-во, где эта роль фундаментально ослабевает, формирует третий тип — «извне-ориентированную» личность. Ее поведение определяется не традициями и принципами, а «другими» — разного рода влияниями, системой связей, модой, авторитарной бюрократией и т. п. Человек такого типа становится космополитом и великим потребителем информации. У него отсутствует не только сильное «сверх-Я», т. е. интернализованная система норм, но и сильное самостоятельное «Я».
Он обезличен, стандартизован, является объектом манипулирования, жертвой отчуждения, чувствует себя дезориентированным, опустошенным, иногда апатичным либо циничным. У этого типа есть и позитивные качества: он хочет вновь обрести человеческое тепло, любить и быть любимым, ему претят обман и угнетение. Но подлинно позитивным «социальным характером», по Р., явл. стоящая особняком в его типологии «автономная личность» — неконформная, имеющая ясные рац. цели, не навязанные др. людьми, более независимая в отношении воздействий своей культурной среды. Все типы характеров, по Р., в опред. степени сосуществуют и в совр. об-ве, удельный вес каждого из них зависит от экономических, социальных и демографических факторов, степени урбанизации и т.п. В свете психоаналитических принципов Р. рассматривает и др. проблемы — труда, игры, героизма, трусости, религии, свободы, власти, лидерства.
«Изнутри-ориентированный» человек требует или осуществляет «позитивное лидерство», когда же лидером становится «извне-ориентированный» индивид, то он фактически не руководит, все идет само собой, подобно заранее заведенному механизму. Р. склонен к некоторой идеализации «классического» капитализма. Его социальный критицизм, иногда весьма острый, направлен против совр. бюрократизированного потребительского об-ва, к-рое представляется ему универсальным.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.