Род

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Род
Родственная группа людей, происходящая из общего предка.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

РОД
кровно-родственная группа людей, связанная происхождением по материнской или отцовской линии.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Род
коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.

Источник: Краткий словарь по социологии

Род
Таксономическая категория, рангом ниже семейства и выше вида, в основном состоящая из группы видов со схожими признаками.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Род
форма общности людей при первобытнообщинном строе, хозяйственное и социальное объединение кровных родственников. Род возник в позднем палеолите из первобытного человеческого стада.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

РОД
clan) (Антропология) - термин родства, описывающий сообщество людей, претендующих на общую одностороннюю родословную. Возможна по женской или по мужской линии, но не по обеим сразу. Рода часто отличают себя упоминанием предка, который может быть даже мифическим существом (см. Тотемизм). Ср. Родство.

Источник: Большой толковый социологический словарь

РОД
англ. family(1)/kin/generation(2)/sort(3, 4)/kind; нем. Gesch-lecht(1)/Generation(2)/Gattung/ Sorte(3). 1. Группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской), носящих общее родовое имя. 2. Ряд поколений, происходящих от одного реального предка, а также вообще поколение. 3. Разновидность чего-либо, обладающая определенным качеством, свойством. 4. Направление, образ деятельности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РOДЫ

РOДЫ, физиол. процесс, завершающий беременность: изгнание плода и последа из полости матки - через родовые пути. При доношенной беременности Р. называют срочными (Р. в срок); если Р. происходят между 28-й и 39-й нед. беременности, то их называют преждевременными. Различают также одноплодные роды (простые, нормальные Р.) и многоплодные роды. Оптимальным для рождения первого ребенка считается возраст матери 20-24 года, второго - 25-29 лет. Живорождения и мертворождения учитываются раздельно.

И. Н. Веселкова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

РОД
группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). В литературе пока нет общепринятого понимания времени возникновения, сущности и эволюции форм Р. Согласно одной трактовке восходящей к Л. Г. Моргану и развитой его последователями, Р. возникает вместе с человеком современного вида, является универсальной и важнейшей социальной структурой первобытного общества и эволюционирует от материнского Р. к отцовскому Р Однако в современной этнологии намного шире распространена другая трактовка, по которой Р. складывается только в позднепервобытное время, не универсален, играет преимуществен но брачно-регулирующую роль и с самого начала существует у одних племен в материнской, у других — в отцовской форме. Для Р. характерна экзогамность (запрет браков внутри Р.), которая выступает для него в роли структурообразующего фактора, поэтому Р. не могли существовать изолированно и объединялись в племена. В силу экзогамии Р. не имеет существенного экономического значения, а по своему социальному значению намного уступает общине. Как бы ни решались эти вопросы, Р. существовал в большинстве доклассовых обществ, и его локализованная часть (т. н. родовая община) играла важную роль в их жизни. Имелась родовая собственность на землю, сородичи были связаны тесной взаимопомощью и взаимозащитой, возглавлялись собственными старейшинами и военными предводителями, сплачивались экзогамией и общими религиозными культами. Для эпохи классообразования характерна социальная стратификация Р. — богатых и бедных, «старших» и «младших», простонародных и знатных. В таком виде родовые структуры, обычаи, культы и т. п. нередко остаточно сохранились в раннеклассовых обществах, лишь постепенно растворяясь в территориальной организации. Особенно стойко такие порядки удерживались в условиях осложненной природной среды у кочевых и горских народов — казахов, киргизов, кавказских горцев и т. д. Возникновением Р. завершился длительный процесс становления человечества. Родовые связи были формой, в которой существовали общественные, в т. ч. производственные, отноше- См.; Каста, Община. Племя. Экзогамия.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Род
термин, употребляемый для обозначения разнообразных унилинейных родственных объединений (см. унилинейность), члены которых ведут своё происхождение от одного отдалённого общего предка (женского или мужского) реального или мифического, (т.е. считают символом своего единства одно и то же тотемное (см. тотемизм) существо, но не способны чётко продемонстрировать свои генеалогические связи), и носят общее родовое имя. Такие объединения являются типичными для доиндустриальных обществ. Для классического Р. характерна строгая экзогамия.
Термин «Р.» характерен для русскоязычной и славяноязычной этнологии (этнографии) и не имеет полных аналогов в «западной» науке. Нередко его неточно рассматривают как синоним терминов «клан», «линидж», но содержание последних не всегда равнозначно термину «Р.», а чёткое и общепринятое разграничение между ними отсутствует.
Предполагается, что Р. восточных славян, давший происхождение этому термину, представлял собой патрилинейную группу (см. патрилинейность), делившуюся на более мелкие сегменты. Позднее в русском обиходном языке он стал обозначать просто родню, предков. В отечественных эволюционистских концепциях 19 в. термин «Р.» приобрёл статус теоретического понятия, которое описывает одну из основных историко-социологических универсалий (подобно термину «клан» в «западном» эволюционизме 19 в.).
В советский период представление об универсальности Р. и родовой организации для первобытной эпохи укреплялось и приняло весьма жёсткие и унифицированные формы. Вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом (они правда пользовались терминами «клан» и «генс») Р. рассматривался как ведущий организационный институт, функционировавший на протяжении всей доклассовой эпохи. Так называемый классический Р. стал считаться основной производственной или социально-экономической ячейкой первобытного общества, для которой характерны чёткие структурные признаки: унилинейное родство, экзогамия, представление об общем предке, а также две сменявшие друг друга в универсальной последовательности стадиальные формы – ранний материнский род и поздний отцовский род.
Позднее, в 60-70-х гг. 20 в., в связи с ослаблением идеологического давления на науку и введением в научный оборот всё более обширного этнографического материала, эта схема стала расшатываться. Обнаружились большие затруднения при попытках связать господствующее определение Р. с конкретными родственными группами изучаемых традиционных обществ, особенно в тех случаях, когда в одном и том же обществе сосуществует несколько видов родственных объединений, формально подходящих под это определение. Было установлено, что под определение Р. подходят объединения, которые заведомо нельзя считать Р., например, фратрии австралийских аборигенов, также обладающие унилинейным счётом родства, экзогамией и верой в общего предка.
В настоящее время употребление термина «Р.» можно подразделить на две категории: 1) гипотетические реконструкции древнейшего Р., который представляют институтом, существовавшим в самых различных условиях; 2) разнообразные по структуре и функциям, далеко не всегда экзогамные родственные группы, изучавшиеся этнографически у разных народов – от кочевников Саудовской Аравии до мотыжных земледельцев Новой Гвинеи, от ашанти Западной Африки до алгонкинов Северной Америки. Предположения, что эти институты представляют разные стадии развития одного явления, восходящего к древнейшим гипотетически реконструируемым родам, как правило, невозможно аргументировать.
Поиски приемлемого решения проблемы Р. обнаруживают широкий диапазон мнений: от полного отказа от этого термина или предельно суженного его понимания, не позволяющего претендовать Р. на универсальное распространение, до предельно широких толкований, при которых определения рода почти лишаются содержательности, а значит и теоретической ценности. Так, выдвинуто предложение включать в категорию родовых институтов все унилинейные предковые родственные объединения доиндустриальных обществ, как экзогамные, так и не экзогамные, которые существуют как в доклассовых, так и в классовых обществах (А.А.Оболонков, А.Б.Коротаев). Однако родственные институты могут значительно отличаться друг от друга и по функциям, и по структурным признакам даже в пределах одного общества.
В науке существует основополагающее методологическое требование – строго разграничивать общий структурообразующий принцип и частные формы его реализации. При последовательном применении этого требования статус универсальности приобретает родство – единый структурообразующий принцип социальных систем, который действует повсеместно на ранних стадиях общественного развития и во многих случаях сохраняет своё значение до формирования индустриальных обществ. Даже в стадиально близких культурах конкретные родственные структуры разнообразны (в зависимости от экологических, демографических и др. факторов) и не могут быть определены единым термином «Р.». Они нуждаются в более дробной классификации, в которой было бы возможно выделение отдельных стадиальных наборов. В рамках данной схемы категория Р. либо просто не нужна, либо должна быть сужена до обозначения какого-то одного вида родственных объединений, исторически и стадиально равноправного по отношению к целому ряду других.
Таким образом, в целом, проблема понятия «Р.» имеет дискуссионный характер.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия