Русскоязычное населениеРУТИНА

РУССО ЖАН-ЖАК

Найдено 3 определения термина РУССО ЖАН-ЖАК

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Руссо Жан Жак

Rousseau, Jean-Jacques) (1712—78), франц. философ, писатель. Осн. внимание Р. уделял взаимоотношениям личности и общества. В Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства... (1755) Р. рассмотрел, как разрушительно воздействует об-во на людей, к-рые, с его т.зр., по своей природе добры; спасение человечества он видел в возврате к естественному состоянию всеобщего равенства: частная собственность и разделение труда породили социальное неравенство и ложную мораль. В соч. Об общественном договоре (1762) Р. отстаивал мысль о неправомерности власти, к-рая враждебна народу. Р. принадлежит концепция города-государства, граждане к-рого сообща принимают решения и выражают общую — неизбежно справедливую — волю. Взгляды Р. оказали огромное влияние на идеологов демократии, в частности на представителей радикального крыла Французской революции (общественный договор).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

РУССО (Rousseau) Жан Жак

1712-1778) - франц. философ, деятель Просвещения, писатель. Р. критиковал современное ему об-во, используя в качестве масштаба для сравнения, во-первых, "естественное состояние" дообществ. человечества, во-вторых, идеальную модель возможного обществ. устройства. Р. продолжил традицию "робинзонад" в обществознании, беря за исходный пункт изолированного индивида. В естественном состоянии человек, по Р., находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности ни в прочных обществ. связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему равно присущи стремление к самосохранению и сострадание, и потому естественное состояние не есть, по Р., в отличие от Т. Гоббса, "война всех против всех". Рост населения и гео-графич. причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, т. е. обществ. - установление частной собственности. Неравенство дарований людей приводит к неравенству в собственности, к-рое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных приводят, в особенности первых, к потребности в гражданском мире, к-рый обеспечивается заключением "обществ. договора". Возврат к естественному состоянию невозможен. Развитие неравенства проходит три этапа: установление и узаконение богатства и бедности; могущества и беззащитности; господства и порабощения. Законное установление всегда имеет в виду два момента: неотчуждаемость свободы как важнейшего определения человека и неотчуждаемость "народного суверенитета". Общая воля не тождественна воле всех: народ как политический организм и суверен может обладать иными интересами, чем каждый отдельный человек. Т. обр., любая политич. власть имеет законную силу лишь благодаря некоему "первоначальному соглашению". Ей не может быть передано ни право суверена, ни даже право представлять суверен. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа как суверена, в любой момент правомочного отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Чтобы предотвратить неравенство в правах требуется обеспечить имущественное равенствл и запретить роскошь. Но так как демократия невозможна среди нравственно несовершенных людей, Р. склоняется к аристократии. Порче нравов содействуют науки и искусства, заинтересованные в роскоши, порождающие честолюбие препятствующие естественному поведению людей. Взгляды Р. решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Великой франц. революции, положили начало современной критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие соц. философии и философии права. Соч.: Трактаты. М., 1969. А.Ф. Филиппов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РУССО ЖАН-ЖАК

Roussean, Jean-Jacques) (1712-1778) - родившийся в Швейцарии и живший главным образом в Париже политический и социальный теоретик - ведущая, хотя и неоднозначная, фигура эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) - чьи идеи были восприняты Великой французской революцией. Его важнейшей заботой было счастье людей, основополагающим условием чего являлись свобода и автономия воли. Критический анализ существующего общества показал пагубное воздействие частной собственности на возникновение неравноправного отношения хозяина и слуги. Людям никогда не воссоздать "естественную" независимость досовременного общества, но с помощью образования и демократического правительства они могли бы улучшить свое положение. В "Эмиле" (1762) - своей главной работе в области образования - Руссо показывает, каким образом ребенок способен получить физическое и психологическое самоудовлетворение посредством системы индивидуального обучения в зависимости от его развития. Руссо утверждал, что в стремлении к самоусовершенствованию люди сделали неправильный выбор относительно того, как следует жить в гражданском обществе. В "Общественном договоре" - основном произведении по политической философии - он стремился показать им верный путь. Каждый человек - равноправный член независимого органа, бесклассового народного собрания, коллективно определяющего законы. Все люди передают часть своих прав и имущества такому собранию, и оно устанавливает экономические и политические правила. Тогда каждый получает обратно те же самые права по отношению к другим, которые он допускает по отношению к себе. При условии такого равенства люди способны вырабатывать законы, изначально подходящие всем. Поскольку единственное, чему они повинуются, - это законы, выработанные ими же, то их воля останется свободной и автономной, и у них появится возможность достичь всеобщего благоденствия. При создании законов люди выражают общую волю - волеизъявление каждого человека в той мере, в какой это относится к тому, что они принимают участие как равные члены суверенного народа. Данное представление Руссо считалось утопическим, но "рассматривая людей такими, какими они являются", он соглашался с наличием у каждого особой воли, отличающей его от остальных и потенциально всегда находящейся в оппозиции воле коллективной. Он отстаивал ряд механизмов, способных предотвратить дегенеративное влияние личной воли на общую. Людей следует воспитать гражданами, и их принадлежность к гражданству должна укрепляться, помимо прочих вещей, гражданской религией. Он не признавал вечным какое-либо творение рук человеческих. Даже созданное совершенное общество в конечном счете поддалось бы внутренним силам разрушения, концентрирующимся в индивидуальной воле. Было ли или не было утопическим либо двойственным отношение Руссо к новому времени, многие его идеи, например, о неравенстве, демократии, политической легитимности (см. легитимный авторитет) и нравственном сообществе, оказывали глубокое влияние и на социальные науки, и на политическую жизнь. Основная критика его творчества сводилась к тому, что оно может трактоваться как такое решение проблем, например, напряженных отношений между властью и свободой, которое способно вести к тоталитаризму. Но в равной мере отношение Руссо к модерну высвечивает такие проблемы и даже находит некоторые отклики в современных движениях, вроде постмодернизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено схем по теме РУССО ЖАН-ЖАК — 0

Найдено научныех статей по теме РУССО ЖАН-ЖАК — 0

Найдено книг по теме РУССО ЖАН-ЖАК — 0

Найдено презентаций по теме РУССО ЖАН-ЖАК — 0

Найдено рефератов по теме РУССО ЖАН-ЖАК — 0