САКРАЛИЗАЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сакрализация
наделение объектов внешнего мира, природных явлений, людей священным содержанием.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

САКРАЛИЗАЦИЯ
от лат. sacrum - священный) - англ. sacralization; нем. Sakralisierung. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" содержанием; подчинение полит, и обществ, институтов, соц. и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

САКРАЛИЗАЦИЯ
(от лат. sacer - находящийся вне обыденности, священный) - придание каким-либо объектам статуса священных. Общие признаки С. - выведение тех или иных предметов, персон, явлений за пределы обыденного (мирского, профанного), отношение к ним как к сверхобычным, исключительным и чудодейственным. Объекты С. всегда связаны с жизненно важными для индивидов или общественных групп интересами, процессами, смыслами. Истоки С. заключены в фундаментальной социально-психологической потребности людей в упорядоченности, стабильности и безопасности их бытия. Процедура С. позволяет установить и закрепить необходимые институты социальной организации, обосновав их легитимность происхождением от сакральной инстанции. Достигнутое состояние фиксируется строгим допуском, ограничениями и запретами на контакт с сакральным. Наиболее заметное распространение С. получила в религиозной жизни общества. В традициях всех организаций религиозных имеется практика освящения того, что принято для религиозного почитания в соответствующих вероисповеданиях. В то же время наряду с регламентированной С. имеет место и спонтанная С. Она возникает, как правило, вне сложившейся системы общественных отношений и религиозных предписаний. Из этого обстоятельства нередко делается вывод о врожденной устремленности к сакральному в человеческом существе как естественном внутреннем религиозном качестве. Однако стихийность побуждений к С. и ее проявлений не изменяют общей сути процесса - объективации основополагающих потребностей духовного и социального характера. Результатом обычно становятся овеществление или персонификация человеческих идей и настроений в неких сакральных объектах, наличие которых космизирует окружающую человека социальную реальность. Когда данные объекты воспринимаются как свидетельства существования сверхъестественного, можно говорить о религиозной направленности С. Тем не менее далеко не всегда обретение сакрального предполагает веру в его сверхъестественный источник. В секулярном (см. Секулярность) обществе религия утрачивает приоритет в сфере С., возникает широкий диапазон предметов С., не относящихся к культу религиозному (в политике, идеологии, искусстве и пр.).

Источник: Социология религии. Словарь.

САКРАЛИЗАЦИЯ
от лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - 1) наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие "С." выражает представление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характеризуется некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии, придающей человеческому действию священный смысл.
Исторический анализ позволяет установить этапы эволюции понятия о сакральном: первый этап - под сакральным понимается все необычное (как позитивное, святое, так и негативное, проклятое); второй этап - сакральное обозначает существующий порядок, норму и образец действий; третий этап - сакральное функционирует как святое, как идеал и выступает, по мнению Т. Парсонса , как синтез категорий ума и категорий морали. Сакральный мир, считал Э. Дюркгейм , есть совокупность "священных вещей", т.е. "отделенных, запретных вещей", выражающих социально значимые смыслы и отражающих общественную природу человека; разделение на профанное и сакральное является основным признаком религии. Д. Белл вслед за Дюркгеймом считает, что священное "выделилось как коллективное сознание людей". Многие исследователи (в частности, представители феноменологической школы) убеждены, что С. является естественным механизмом воспроизводства культуры и коренится в самой природе человека, который испытывает необходимость в С. ("трансцендировании") своего биологического существования (Т. Лукман - ); именно посредством С. (наделения человеческого мира смыслами и значимостями) религия тысячи лет противостоит когнитивному и социальному хаосу (П. Бергер - ).
2) В религиоведении С. - процесс распространения религиозного мировоззрения и мироощущения в личном и массовом сознании, рост влияния религии в системе общественных и частных отношений. Основной признак С. - появление в культурном обороте религиозных символов и сюжетов как смыслозадаюших, объяснительных и санкционирующих схем.
Понятия "С." и "секуляризация" отражают историческую динамику взаимоотношений религии и общества, культуры. С. выступает неотъемлемым элементом процесса формирования и развития человеческого общества: религия (особенно на ранних этапах истории) является важнейшим средством санкционирования всей общественной (власть, политика, право, образование) и личной (семья, хозяйственный уклад, быт, праздники) жизнедеятельности людей. Пик С. для европейского общества и культуры приходится на эпоху Средневековья, когда "главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность" (П. Сорокин - ). Основной механизм функционирования средневековой жизни - религиозное санкционирование практически любого действия (поступка и мысли), что опиралось на "абсолютную убежденность в самодостаточности Христианского Откровения" (Э. Жильсон).
Начиная с 15 в. С. уступает место процессу секуляризации как одной из важнейших характеристик европейской культуры; но такую смену направлений в религиозности Европы не следует понимать как линейный и однозначный процесс: С. и секуляризация сосуществуют как тенденции одновременно, изменяясь с течением времени по значимости, масштабности, специфике конкретных проявлений и т.д. Во второй половине 20 в. например, наблюдаются явные признаки нарастания С. (рост интереса к религии, появление большого числа нетрадиционных религий и т.п.).
Среди причин современной С., которые крайне разнятся по своему содержанию и значимости, следует отметить: 1) корни религии (гносеологические, психологические, социальные, бытовые и др.) как совокупность условий ее появления и воспроизводства; 2) политическую конъюнктуру как фактор привлечения религии к сфере социального управления и власти; 3) интерес к традиции, следование моде как неотъемлемый элемент организации человеческого поведения; 4) кризис позитивистского, материалистического мировоззрения как причину поиска альтернативных объяснительных схем.
Д.К. Безнюк

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
415.22 кб

Кризис и сакрализация идентичности в глобализующемся мире

Ивановская О. В.
Выявлены и рассмотрены причины современного кризиса идентичности, сопровождающего глобализационные процессы в мире.
Читать PDF
648.17 кб

Сакрализация популярного. Методологические подходы к исследованию religion-like phenomena в современ

Михельсон Ольга Константиновна
Статья посвящена такой актуальной теме для современных исследований религии, как сакрализация профанного, в частности выражающаяся в сакрализации продуктов популярной культуры.
Читать PDF
3.51 мб

Сакрализация камня в культуре средневековой Индии

Бурановская Н. А.
Читать PDF
412.56 кб

Сакрализация образа земли в архаической картине мира

Рязанов Иван Владимирович
Анализируется проблема сакрализации образа земли в архаической культуре. Определяется специфика отношения архаического менталитета к образам сакрального.
Читать PDF
324.99 кб

Сакрализация углеводородов

Хизриева Г.
Читать PDF
257.93 кб

Радослав Зендеровский. Этнизация религии и сакрализация этноса

Душенко К.В.
Читать PDF
130.37 кб

Сакрализация власти в римской империи и культ Солнца

Мостовщикова Евгения Анатольевна
В статье рассмотрены вопросы сакрализации власти в Римской империи I-III вв., а также формирование новой религии культа поклонения Солнцу (Sol Invictus).
Читать PDF
964.71 кб

Управление массовым сознанием: сакрализация идеалов и ценностей

В.И. Кудашов, Н.С. Буртасова
Для оптимального управления массовым сознанием нужны спе-циально организованные действия, связанные с сакрализацией ценно-стей, ведущих к установлению социальной целостности.
Читать PDF
499.37 кб

Сакральность и сакрализация: социокультурные контексты современности (введение к специальной теме но

Харитонова Валентина Ивановна
Во вводной статье рассматривается вопрос об отношении к сакральному (в широком смысле термина и его научной трактовке) в СССР/Российской Федерации в связи с трансформациями идеологических, культурных, религиозных представлений в с
Читать PDF
1.24 мб

Сакрализация пространства как способ психологической адаптации у русских и коми в Западной Сибири

Голубкова Ольга Владимировна, Кононова Ю.Б.
Культ предков являлся одним из наиболее значимых элементов традиционных верований.
Читать PDF
2.24 мб

Сакрализация как инструмент легитимации в современном экстремистском дискурсе

Ворошилова Мария Борисовна, Старостин Алексей Николаевич, Шиллер Вадим Викторович
В современном националистическом дискурсе в целях манипуляции и пропаганды, защиты и уклонения от преследования активно используются различные технологии когнитивной интерпретации, в нашей терминологии «реконструкции» культурных с
Читать PDF
532.98 кб

"отчий край как сакрализация культурно-образовательной среды провинции" (на примере г. Алексеевка Бе

Курочка Анна Игоревна
В статье рассматриваются основные аспекты влияния культурно образовательной среды на человека на примере г. Алексеевка Белгородской области.