САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Найдено 1 определение
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Понятие "С." было разработано американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности (1977, 1982, 1986). Социально-когнитивная теория основывается на принципе взаимного детерминизма поведения, личностных факторов и окружения. Убеждения относительно С. зарождаются и укрепляются в процессе активной деятельности, направленной на решение задач, которые ставит перед ним ситуация. Концепция С. тесно связана с концепциями выученной беспомощности М. Селигмана и локуса контроля Дж. Роттера.
Бандура рассматривает С. как важный когнитивный фактор, воздействующий на поведение человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов. Высокая воспринимаемая С. изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере С. связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах. Воспринимаемая С. влияет на выбор той или иной стратегии действий (селективные процессы). Она способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий ему возможность проверить и подтвердить свои способности справляться с трудностями. Такая оценка ситуации вызывает возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, то есть мобилизацию ресурсов организма и усиление положительных эмоций.
Убеждения относительно С. формируются под воздействием четырех факторов:
1) Переживание собственных успехов в деятельности, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно - более активному и энергичному поведению. Этот фактор развития С. был учтен при разработке стратегий когнитивно-бихевиористской терапии депрессивных расстройств, где он получил название "принцип малых шагов". На начальных стадиях лечения, когда основными проблемами пациента являются апатия и низкая самооценка, ему предлагаются не слишком сложные задачи, успешно решая которые, он становится все более уверенным в себе. В случае же постоянных неудач, пусть даже они обусловлены объективными факторами, человек может вообще разочароваться в своих способностях достигать желаемых целей и, соответственно, управлять результатами своего поведения. Подобное состояние, получившее название "выученная беспомощность" (learned helplessness, М. Селигман), выражается в пассивности, апатии, депрессии, угнетении всех жизненных функций.
2) Пример других людей. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной С. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие С. уменьшается. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство С. Однако в том случае, когда сходство невелико или вообще отсутствует, С. может существенно снизиться. Это положение Бандуры находит частичное подтверждение благодаря исследованиям процессов социального сравнения. Если в качестве объектов сравнения предлагаются выдающиеся люди, успешно решающие какие-либо серьезные проблемы, это может оказать негативное влияние на самооценку наблюдателя (Ш. Тэйлор, Дж. Вуд). Наблюдение не только способствует изменению воспринимаемой С., но и помогает усваивать полезные навыки.
3) Социальное убеждение. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам преодолеть трудности, восприятие С. усиливается.
4) Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает его уверенность в себе. В этой связи следует отметить, что восприятие С. зависит не столько от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога, и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколько от собственной оценки этих состояний.
Бандура подчеркивает роль С. в различных областях жизни человека и общества: здоровье, семья, образование, карьера, политическая и общественная деятельность.
Внутри понятия С. выделяют индивидуальную эффективность и коллективную эффективность. Последняя связана с восприятием группы людей способности совместно преобразовывать социальную ситуацию, отстаивать определенные политические взгляды и бороться за свои права, то есть, по собственному выражению Бандуры, за желаемое социальное будущее. Он полагает, что коллективная эффективность является важным фактором развития общества на современном этапе. На возникновение убеждений относительно коллективной эффективности влияют следующие условия:
1. Глобализация политики и экономики, формирование всемирного рынка. Это приводит к уменьшению ресурсов национальных правительств, к ущемлению интересов отдельных наций и, как следствие, к снижению убежденности граждан в том, что правительство работает эффективно. Кроме того, в результате подобных изменений экономическое благополучие и даже выживание некоторых групп населения (фермеров, сельскохозяйственных рабочих, представителей этнических меньшинств) оказывается поставленным под угрозу. Поэтому граждане все сильнее начинают стремиться к самостоятельному контролю над ситуацией, организуя политические партии и общественные движения (например, экологические, антиглобалистские).
2. Сложность социальных и естественнонаучных технологий, посредством которых регулируется современная жизнь (бюрократические процедуры, медицинские и информационные технологии и т.д.). В результате многие люди отказываются от собственного контроля над ситуацией в пользу высокообразованных специалистов. С другой стороны, у некоторых из них возникает желание сделать свою социальную жизнь столь же успешной, сколь успешен технический прогресс.
Бандура подчеркивает, что ключевым фактором позитивных социальных изменений является достижение согласия в целях и методах действий, в противном случае политическая борьба превращается в борьбу самолюбий отдельных лидеров, а плюрализм мнений - в отвержение любых взглядов на жизнь, кроме тех, которых придерживаются представители данной социальной группы.
Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что включение фактора С. в формализованные модели поведения способствует увеличению их прогностической значимости. Неудивительно, что данное понятие все больше используется в социологии и в различных отраслях психологии. Тем не менее в адрес концепции С. высказывается достаточно много критических замечаний. Хотя сам Бандура подчеркивает важность точного восприятия С., в работах его последователей этот вопрос до сих пор мало исследован. Если полезные эффекты С. широко известны, негативное влияние завышенной оценки собственных способностей мало обсуждается, а часто и вообще игнорируется. Бандура утверждает также, что понятие С. является культурно универсальным. Тем не менее следует учитывать, что концепция С. возникла в американской психологии и неизбежно отражает ценности, характерные для американской культуры, в частности, ценность достижений и успехов (иногда в ущерб межличностным отношениям и душевному благополучию).
Ю.Г. Фролова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
289.57 кб

Самоэффективность как необходимый элемент формирования компетенции в медицинском образовании: взгляд

Гацура С.В., Гацура О.А., Майчук Е.Ю.
В статье авторы обращаются к концепту самоэффективности применительно к высшему медицинскому образованию, обосновывают его значение для формирования компетентного врача, дают обзор существующих инструментов для оценки общей, акаде
Читать PDF
1.57 мб

Личностная самоэффективность студентов-психологов

Гайдар Марк Игоревич
Читать PDF
3.97 мб

Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность

В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько, Э. М. Габитова, Л. В. Вахидова, Л. Р. Саитова
Значительный культурологический потенциал музыкального аудиоконтента предполагает использование современных информационно-технологических методов обращения с ним.
Читать PDF
231.81 кб

Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности

Погорелов Александр Александрович
Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению понятия самоэффективность. Излагаются основные положения теории самоэффективности А. Бандуры, а также теорий, имеющих отношение к понятию самоэффективности.
Читать PDF
164.38 кб

Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной

Кобец В. Н.
В статье показана возможность изучения уровня самоэффективности как самооценочной характеристики готовности будущих менеджеров к различным аспектам профессиональной деятельности.
Читать PDF
480.11 кб

О содержании и соотношении понятий «Личная эффективность» и «Самоэффективность» в психологической на

Лощакова Анна Борисовна
В статье предпринята попытка уточнить содержание и дать авторское определение термина «личная эффективность», а также соотнести его с близким по смыслу, но не идентичным понятием «самоэффективность».
Читать PDF
853.67 кб

Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей

Поливанова Катерина Николаевна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Козьмина Яна Яковлевна, Нисская Анастасия Константиновна, Сивак Елизавета Викторовна
Рассматриваются основ-ные этапы в развитии образовательныхпрограмм для родителей в странах Ев-ропы, США и в России, выделяются ихсодержательные и организационныеособенности.
Читать PDF
352.38 кб

Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций)

Собкин Владимир Самуилович, Фомиченко Анна Сергеевна
Статья посвящена изучению влияния самоэффективности учителя на учебную деятельность учащихся. Дается характеристика явления самоэффективности и определяются факторы, влияющие на ее развитие.
Читать PDF
140.84 кб

Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности

Гордиенко Наталья Викторовна, Айрапетова Диана Арсеновна, Гагиева Мадина Башировна, Елагина Анастасия Алексеевна, Пасечник Валерия Викторовна
Исследована проблема самоэффективности личности педагога, которая рассматривается авторами как позиция человека, его убеждения в личной способности эффективно реализовывать собственные профессиональные потребности в тех или иных у
Читать PDF
328.98 кб

Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления

Селезнёва Елена Владимировна
В статье представлены история разработки понятия самоэффективность и сущностная характеристика данного явления. Самоэффективность рассматривается как компонент самосознания и личностное метакачество человека.
Читать PDF
115.85 кб

ВЛИЯЮТ ЛИ НА РОДИТЕЛЬСКУЮ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНОГЛАСИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПО ПОВОДУ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ

Козьмина Яна Яковлевна, Сивак Елизавета Викторовна
Родительская самоэффективность, или самооценка своей компетентности в роли родителя и удовлетворенность этой ролью, в исследованиях признается важным фактором, влияющим на «качество» родительских практик и развитие детей.
Читать PDF
0.00 байт

Сравнительная характеристика самоэффективности изменения физически низкоактивного поведения и вегета

Вишневский В. А., Живодеров Е. В., Логинов С. И., Мальков М. Н., Шаманский К. А.