САМОСОЗНАНИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Самосознание
выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.

Источник: Методологический словарь для управленцев

САМОСОЗНАНИЕ
apperception) (философия) - осознание рассудком самого себя. Различными способами самосознание было одним из важных методов, которым философия стремилась закладывать знание.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Самосознание
социальное качество личности, проявляющееся в выделении индивидом самого себя из окружающей социальной среды, в познании себя в качестве субъекта своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

САМОСОЗНАНИЕ
англ. (self) consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2. Осознание индивидом оценок его другими. См. ЛИЧНОСТЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Самосознание (self-consciousness)
Осознание индивидом своей социальной идентичности как человека, отличающегося от других людей. От рождения человек не обладает самосознанием, оно формируется на ранних стадиях социализации. Овладение языком очень важно для процессов формирования самосознания у ребенка.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

САМОСОЗНАНИЕ
представление человека о себе как об индивидуальности. Ориентировано на перцептивную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Включает личностно-деятельностную установку, влияющую на самооценку личности. С. во многом предопределяется объемом и качеством опыта. Идеальный компонент опыта предопределяет ориентировку на социально ценные нравственные, эстетические, трудовые нормы.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

самосознание
self-awareness. - Осознание субъектом самого себя, в отличие от иного, от других субъектов и мира вообще; осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, действий; рефлексия сознания относительно себя. Психологи считают, что самосознание ребенка начинается примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

самосознание
1) осознание индивидом себя как автономной сущности, что включает самопознание, самоидентификацию, самоопределение; 2) осознание индивидом оценок, взглядов на него окружающих людей; признание, что Я полагает наличие не-Я; 3) осознание индивидом противоречий, неадекватности между собственными оценками и оценками окружающих людей; 4) осознание коллективным актором (группой, классом) себя как самостоятельного субъекта практической деятельности, имеющего свои особые интересы. - Литература: Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990; Самосознание // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

САМОСОЗНАНИЕ (нравственное)
осознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. Благодаря самосознанию человек приобретает способность к самоконтролю, возможность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и воспитывать себя. Основу нравственного самосознания личности составляют убеждения и ее собственное отношение к ним — убежденность. Благодаря тому, что личность вообще может и должна направлять и контролировать свои действия, она обладает моральной ответственностью. Отношение человека к себе как моральной личности выражается в понятиях достоинства и чести. Способность реализовать свои убеждения путем самостоятельного регулирования своих действий есть совесть. Когда человек понимает связь своих убеждений, самооценок и самоконтроля с объективным ходом социально-исторического развития, с интересами общества и людей, можно говорить о его сознательности. Все эти элементы и составляют структуру нравственного человека.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Самосознание
Самосвідомість. Self-consciousness. Способность к адекватной самоидентификации по всей совокупности признаков, различающихся субъектов социального действия. Вид и характер С. всегда непосредственно связаны с субъектом социального действия, поэтому его можно подразделить на индивидуальное, групповое, классовое и национальное. Особенность индивидуального С. определяется наличием или отсутствием самоидентификации по тому или иному признаку. При чем само наличие или отсутствие самоидентифиации по определенному признаку не является показателем высокого или низкого развития С. и, соответственно, духовной культуры в целом. Групповое С. проявляется в степени сплоченности группы, вне зависимости от того, она малая, средняя или большая. Классовое С. проявляется: а) в наличии общественных организаций, созданных по социально-классовому признаку; б) в степени поддержки классом своих организаций; в) числом тех, кто поддерживает данные организации и идентифицирует себя с ними, хотя может и не быть их членами; г) в характере и эффективности организованных действий. Содержание С. определяется историческими причинами, традициями, социальным опытом и т. д. Проблемой выбора здесь является возможность принять или не принять тот или иной признак для самоидентификации. С. взаимосвязано с менталитетом, но отличается от него тем, что оно – свой собственный образ субъекта социального действия, в то время, как менталитет есть не образ, а содержание реального социального действия. См. также Ментальность и Самоидентификация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

САМОСОЗНАНИЕ
осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин "С." впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция С. рассматривалось в рамках идеалистич. течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие С. и в период средневековья. В Новое время теория С. занимает значительное место в работах классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII - нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич. основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс - на Западе, Е. Бобров, Л. Лопатин - в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду, классу, нации и т. д., а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук - философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории С, в ее действительной научной интерпретации. С, как и сознание, стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему "Я", а процессы С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она - и субъект, и объект познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда. Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек мог регулировать свои действия и поведение в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу. С. - развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека. Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно - необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история индивидуальности. С. - это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С. Самопознание - исходный момент и основа существования С, его рез-т - знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. - в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка - динамичный рез-т процессов С. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке - существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень - управление поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй - действие самоконтроля, т. е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный "отчет" личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

САМОСОЗНАНИЕ (само-со-знание)
противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. "вовнутрь".
С. есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. В С. "Я" познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т.е. собственные условия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно оставаясь в них (последнее верно только для западной традиции). Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции - отстраняясь от мира), "Я" в понимании простраивает субъективное отношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции - "снимая" субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность "Я"). И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении "чистого" сознания) в процессах познания и самопознания. Однако это принципиально разные ориентации: Восток проговаривает необходимость элиминации мышления, возможности безобъектного ("не вовлеченного") сознания, снятии С. (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена). Запад принципиально настаивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда "на", его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в С. По сути, речь идет о двух различных установках: негативной (Восток) и позитивной (Запад). Позитивная установка предполагает переопределение позиций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей ("видений" - неокантианство, "горизонтов" - феноменология, "перспектив" - символический интеракционизм, "ситуаций" - прагматизм и т.д.). Она предполагает реализацию "проекций", "объективаций", "означиваний", т.е. "привязку" к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоанализ, философия жизни и др.) и признание различных состояний - резче: множественность - "Я" (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями). В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием - прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от "неявного" в С. (бессознательного, латентного, личностного и т.д.) к явному, но не через работу с предметными содержаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т.е. через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении; или - другая сторона этого же - через вписывание себя в контексты ситуаций и действий. Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в прошлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание (не транслируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах) личностных контекстов. Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности). Коль скоро ситуация не видна из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке. Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума - его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого "Я" смыслов и координаты для самоидентификаций и самоопределений - абсолютизируемые в культуре ценности и символы. С. культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в философской и/или методологической рефлексии, задающей, соответственно, видения, горизонты, перспективы, ситуации и т.д. для специфизированных и индивидуализированных С. Сознание не локализуемо в каждом отдельном субъекте, оно тотально. Мысль (идея) случается, она развивается и разрабатывается мышлением, фиксируется и переинтерпретируется в рационализированных системах знания, но не вырабатывается в мышлении. Последнее структурируется и процессуализируется, развивается в той или иной традиции культуры. Сознание же, в силу своей тотальности и целостности ("нерасчленимости"), реализуется как С., как способность быть "здесь-и-теперь" в культуре через различные состояния сознания или множественность сознаний, обусловливающих возможные познавательные процедуры.
Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Р. Декартом в его "cogito ergo sum": "Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим". Установка на С. как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Дж. Локком. Как осознание сознанием собственных содержаний трактовал С. философ Г. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и С. принадлежит в новоевропейской традиции И. Канту: "Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня". При этом С. может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Г. Гегель переинтерпретировал проблему в "Философии духа" как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. "Перевернул" же проблему И. Фихте, у которого не сознание реализуется "в" и "через" С., а "Я" полагает само себя, свое собственное бытие", именно "Я" полагает "не-Я", т.е. сознание не дано, а задано, порождает себя (синтез "Я" и "не-Я" задается в абсолютном "Я").
Момент предзадаваемости С. структурами практик и культурными формами актуализировала "философия действия" или "социального активизма" (соответственно - марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта "жизненного мира" и феноменологической редукции введена феноменологией (специально разрабатывалась в феноменологической социологии), а тема выявления экзистенции как основы С., оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед "небытием" ("ничто", "пустотой" и т.д.), - экзистенциализмом. Новый поворот проблематике С. задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления "Я": соотношение субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого "Я" в структурно-функционалистских версиях социологии личности; структур "сверх-Я", "Оно" и "Я" во фрейдизме ; структур "I" и "me" в символическом интеракционизме ; проблема "Я - Я" и "Я - Он" в концепции автокоммуникации; соотношение отношений "Я - Ты / Мы" и "Я - Он / Они" ("Оно") в диалогических концепциях и т.д.
В рамках социологии С. рассматривается как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае С. понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъект, само С. трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры, которая, в свою очередь, понимается как фиксируемая в языковых (дискурсивных) практиках и представляющая собой нецентрированный гипертекст. Отдельной проблемой является выработка процедур и техник открытия замкнутых структур теоретического (научного, аналитического) мышления как опосредующего процессы С. в современных социокультурных ситуациях.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
68.25 кб

Самосознание «Виртуальногокласса»: новая тенденция в идеологии западного общества

Майданская И. А.
Читать PDF
414.35 кб

Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века

Шорников Петр Михайлович
Читать PDF
462.29 кб

Этническое самосознание современной студенческой молодежи г. Сыктывкара в контексте исторической пам

Миронова Н. П.
В статье приводится описание результатов социологических исследований 2007-2011 гг. по проблемам этнической самоидентификации в молодежной среде Республики Коми.
Читать PDF
102.31 кб

Социально-национальное самосознание как стержень политической культуры молодежи

Чекмарёв Эдуард Владимирович, Дорофеева Елена Степановна
Выявляются особенности политической культуры молодежи. Показано влияние политической культуры на политическое участие. Предложены способы формирования политической культуры.
Читать PDF
520.77 кб

Промышленные рабочие и их самосознание в зеркале научных дискуссий

Юрова Ольга Витальевна, Небыков Илья Александрович
Анализируются процессы, происходящие в рабочей среде на современном этапе развития российского общества. Выявляются негативные явления и их последствия.
Читать PDF
158.18 кб

Национальное самосознание и этническая идентификация балкарцев и карачаевцев (теоретико-методологиче

Джантуева Ф. Р.
Читать PDF
1.12 мб

97. 02. 014. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М. . Механик

Рековская И. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Русские и русское самосознание в России: современное состояние и перспективы

Путилов Сергей Васильевич
В статье анализируются особенности современного состояния русского этноса и изменений, произошедших в русском этнонациональном самосознании.
Читать PDF
0.00 байт

Этническое самосознание молодежи белгородской области в оценках социологии

В П Бабинцев
Статья посвящена анализу специфики этнического самосознания молодежи на примере Белгородской области
Читать PDF
430.63 кб

Мировоззрение и самосознание личности: особенности их формирования в условиях современной культуры

Землянский Феликс Матвеевич, Никонов Анатолий Иванович
В статье авторы рассматривают особенности формирования мировоззрения личности, обусловленные углублением противоречия между обыденным и теоретическим уровнями мировоззрения.
Читать PDF
0.00 байт

Национальное самосознание российских народов: состояние и тенденции

Путилов Сергей Васильевич
В статье рассматриваются особенности современного состояния национального самосознания народов России. Анализируются важнейшие тенденции и изменения в нём.
Читать PDF
1.64 мб

Региональная идентичность и региональное самосознание

Мурзина И.Я.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Этническое самосознание

    осознание индивидами принадлежности к определенной этнической общности.
  • Этнологическое самосознание

    осознание индивидами принадлежности к определенной этнической общности как социально-экономической и политической организации.
  • Этнонациональное самосознание

    это форма общественного сознания и самосознания, представляющая собой совокупность культурных ценностей, чувств, представлений, взглядов, идей, стереотипов и символов, в которые этническая общно
  • Геополитическое самосознание

    Осознание индивидом своей принадлежности к суперэтносу.
  • Культурное самосознание

    Осознание своей принадлежности к определенной культуре. То же, что культурная идентичность.
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.
  • РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений русских о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а так
  • САМОСОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

    осознание индивидом своей социальной идентичности как человека, отличающегося от других людей. От рождения человек не обладает самосознанием, оно формируется на ранних стадиях социализации.
  • Моральноэтический уровень самосознания

    отражает как осознание себя в целом, так и своих поступков с позиций справедливости/несправедливости, честности/нечестности, порядочности/непорядочности.