Сциентизм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Сциентизм
абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia - знание, наука) - англ. scientism; нем. Scientismus. 1. Философско-мировоззренческая ориентация, в основе к-рой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации индивида в мире. 2. Течение в соц. науках, ставящее задачей уподобление соц. наук естественным как по методам, так и по функции в обществе.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СЦИЕНТИЗМ
позиция, основанная на фетишизации науки. Ей свойственна инструментальная трактовка науки в качестве средства решения проблем, ее выделение в особую область, отграниченную от философии и других форм культуры. Абсолютизирующий науку С. - европейская культурная традиция, идущая от духовного климата эпохи Просвещения, входящая в комплекс идей буржуазного прогрессизма и рационализма и связанная с направленностью на модернизацию, инновации, т. е. с антитрадиционалистской идеологией. Антисциентизм, полярная С. позиция, преуменьшает, а в своих крайних формах сводит на нет, роль науки в об-ве и культуре, отрицает эту форму человеческой деятельности и выступает как романтическая культуркритицистская реакция на С. СЯ. Матвеева.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СЦИЕНТИЗМ
scientism) — доктрина и подход, предполагающие сверхупрощенные концепции науки, а также неоправданное применение "естественнонаучных" методов к социальным наукам, включая чрезмерную уверенность в их способности решать социальные проблемы. Таким образом, данный термин имеет главным образом уничижительный оттенок. Представление о том, что успех технических наук мог бы легко повториться в социальных, прочно вошло в обиход уже в 16—17-м столетиях и позже просматривается в позитивизме Конта. Претензии на "научную основу" были характерной чертой многих других подходов в социологии, включая марксизм. Однако являются они "сциентистскими" или нет — непростой вопрос, зависящий от того, что считать истинной или соответствующей "наукой" как в целом, так и в контексте социальных исследований, что само по себе спорно. Таким образом, обвинения в "сциентизме", с одной стороны, были связаны с массовыми представлениями о естественной науке как о модели для социальной, а с другой — просто содержат отказ от очевидных эксцессов.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация науки, реакция на противоречивые социальные последствия ее развития и использования в зап. об-ве. С.— европ. культурная традиция, входящая в комплекс идей бурж. прогрессизма и рационализма и связанная с направленностью на модернизацию, инновации, т. е. с антитрадиционалистской идеологией. С. свойственна инструментальная трактовка науки в кач-ве средства решения проблем, ее противопоставление философии и др. формам культуры. С. существует в полярной противоположности с антисциентизмом, к-рый явл. романтической культуркритицистской реакцией на С, преуменьшает (а в своих крайних формах отрицает) позитивную роль науки в об-ве и культуре. С. стал формироваться в социологии с 30-х гг. 19 в (Конт), образ к-рой связывался либо с физикой (механицизм Г. Кэри, Кетле, Милля) либо с биологией (органицизм Спенсера, Шеффле, Дюркгейма, Парето). На рубеже веков позитивистскому С. противопоставляется антисциентистское «понимание» Дильтея и М. Вебера. С 20-х по 50-е гг. 20 в. тенденции С. в социологии доминируют в разных странах, базируясь на неопозитивистской методологии и воплощаясь в физикализме Дж. Ландберга и органицизме структурно-функционального подхода. Со С. конфронтируют различ. версии критической и понимающей социологии, опирающиеся на экзистенциализм, феноменологию, социальную философию франкфуртской школы.
В 60-е гг. С. переживает кризис, борьба между С. и антисциентизмом достигает большой остроты (спор о позитивизме в западногерманской социологии, критика структурного функционализма в США леворадикальными социологами), на первый план выдвигаются направления, к-рые разрабатывают методы, специфические для социальных наук, стремятся преодолеть крайности С. и антисциентизма (историческая социология и психологическое направление в социологии знания, символический интеракционизм и др.). В наст, время активное взаимодействие обоих направлений привело к смягчению их конфронтации, что во мн. явилось рез-том пересмотра филос. оснований науки, формирования ее нового «гуманизированного» образа. Осн. типы С.: (1) аксиологический, согласно к-рому наука есть высшая культурная ценность, человек в своей деятельности должен опираться только на эту форму культуры, прогресс науки обусловливает социальный и культурный прогресс; (2) методологический, считающий методы точных и естеств. наук универсальными и предлагающий распространить их на все остальные науки.
Характерные черты С.— отождествление специально-научного знания с единственно аутентичной формой познания, антиисторизм, натурализм и эмпиризм, элиминация филос. и социально-этической проблематики. С.— идеология опред. слоев зап. об-ва: новой «нетрадиционной» элиты, бюрократическитехнократической верхушки, части научно-технической интеллигенции. Социологи-сциентисты, как правило, аполитичны, осн. критериями своей деятельности считают профессиональную компетентность и эффективность. На практике С. обычно сочетается с технократизмом, управление социальными процессами сциентисты понимают как организационно-манипулятивную деятельность (Инженерия социальная).
Особая форма С.— абсолютизация роли социологов как просветителей и экспертов. Сциентисты-социологи утверждают кач. однородность социальных и природных явлений, наличие в об-ве неизменных законов, подобных законам природы, социологию трактуют как естественнонаучную дисциплину, служащую для описания социальной реальности — «какова она есть». Социол. исследование для них — средство выявить устойчивые и объективные характеристики изучаемого объекта. Объект познания при этом полностью отстраняется от субъекта познания, в силу чего исследователь выступает как сторонний наблюдатель, не оказывающий якобы никакого влияния на изучаемую ситуацию и придерживающийся позиции ценностной нейтральности. Назначение социального знания, согласно С.— осуществление контроля над социальным миром, при к-ром допускается манипулирование непосвященными, причем отрицается ответственность социолога за последствия своих действий перед изучаемыми им людьми. В сциентистских методах исследования абсолютизируются квазиматематические и кибернетические модели, математическая статистика и экспериментальная техника, подчерпнутая из естестп. наук, с присущими ей критериями научности, утверждается эмпирическая тенденция, узкая специализация, недооцениваются индивидуальные различия, ситуация сводится к теоретической схеме, а образ человека как объекта исследования — к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы. Осознание бурж. социологами невозможности сведения социального мира к его рац. реконструкциям, подчеркивание ими иррациональности обществ, жизни, утверждение ограниченности позитивистских интерпретаций научного познания привели к развитию противоположных С. тенденций. Антисциентизм противостоит С. в трех формах: (1) антропологической, (2) гуманистической, (3) иррационалистической. Разброс в антисциентистских позициях крайне широк, ту или иную форму антисциентизма могут проповедовать как сторонники леворадик., так и правого экстремизма.
Гуманистически ориентированные антисциентисты выдвинули проблему ответственности ученого перед об-вом, проекты создания «гуманизированной», «экологизированной», «альтернативной», включающей этические измерения науки. Иррационалисты идут по пути отрицания науки, обнаруживая при этом идеализацию добурж. форм культуры (религия, миф), а также иск-ва. Антисциентисты-социологи трактуют социальный мир как развивающийся процесс, создаваемый, поддерживаемый и изменяемый людьми, однако сводят его к символической реальности, миру значений, а социологию воспринимают в кач-ве нормативной дисциплины, дающей представление о том, «что должно быть».
Социол. исследование для антисциентистов — один из способов человеческого взаимодействия, а социолог — агент социального изменения, «человек среди людей»; вместо ценностной нейтральности выдвигается позиция включенности ученого в жизнь об-ва, ценностные и нормативные суждения признаются равными логическим высказываниям, вместо микросоциол. проблематики с упором на количественные анализы делается ставка на поиск путей изменения всего об-ва с акцентом на исторические и сравнительные методики; утверждаются методы исследования, специфические для социальных наук, признается влияние исследователя на изучаемую ситуацию и на рез-ты исследования, обратная связь между объектом познания и познавательной деятельностью. Характер и степень влияния С. и антисциентизма на социологию определяется развитием науки, ростом ее воздействия на обществ, жизнь, сменой лидирующих наук в их общей системе, а также социальными факторами.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
152.72 кб

2009. 04. 006. Линч дж. Стволовые клетки и эмбрионы: биориторика и сциентизм в ходе дебатов в конгре

Юдин Б. Г.
Читать PDF
240.43 кб

Религиозный сциентизм в контексте становления новых форм социального бытия

Гаврилов Евгений Олегович
Статья посвящена исследованию направлений и форм взаимодействия религии и науки.
Читать PDF
5.68 мб

Метафизика обыденного сознания или сциентизм научного познания? (к вопросу о гуманитаризации техниче

Волков C. Н., Райкова Е. Ю.
Статья посвящена проблемам соотношения философского и научно-технического аспектов в высшем техническом образовании.
Читать PDF
275.58 кб

Сциентизм и антисциентизм: возможность диалога

Останина О. А.
Читать PDF
289.64 кб

Сциентизм и антисциентизм как ценностно-мировоззренческие ориентации

Блашенков Алексей Николаевич
В статье исследованы различные подходы к вопросу о ценности науки и привносимого ей нового знания. Изучены различные аспекты практического применения научной информации.
Читать PDF
364.20 кб

Сциентизм и антисциентизм: социально-культурная симптоматичность антиномии

Калинина Г. Н.
Читать PDF
145.02 кб

Сциентизм и аксиологическое измерение науки

Машевский Борис Михайлович
В статье анализируется современное состояние науки как явления культуры.
Читать PDF
263.98 кб

Сциентизм в прогрессивном развитии России

Поздняков Александр Васильевич
В основе современной модели социально-экономического развития государства лежит утилитаризм и гедонизм, предполагающие неограничиваемое развитие консьюмеризма; полагается, что прогрессивное развитие заключается в неудержимом удале
Читать PDF
699.86 кб

Синергетический сциентизм и социальная картина мира

Карпин В.А.
В статье обсуждаются возможные пути решения фундаментальной проблемы единства научного знания интеграции естественных и социально-гуманитарных наук.
Читать PDF
761.54 кб

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СЦИЕНТИЗМ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ АЛЬТРУИЗМА И ЭГОИЗМА

Максименко Людмила Александровна, Зенец Нина Геннадьевна, Варова Наталья Леонидовна
Предпринят анализ наиболее претензионного подхода к объяснению альтруизма и эгоизма, репрезентированного биологическими науками.
Читать PDF
1.02 мб

Социодинамика против возрождающегося позитивизма и сциентизма

Мироненко В. И.
В данной статье обосновывается необходимость разработки социодинамики как нового направления в развитии социальной философии, которое происходит не из естественнонаучных, а из собственных предпосылок.
Читать PDF
343.90 кб

Спор об истине: макротеоретический дуализм герменевтики и сциентизма

Мартьянов Виктор Сергеевич
В статье аргументируется гипотеза о том, что сциентистская и герменевтическая методологии науки об обществе и человеке несмотря на их идеологическую непримиримость методологически нуждаются друг в друге.

Похожие термины:

  • СЦИЕНТИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    (от лат. scientia - знание, наука) - методологическая установка, к-рая стала формироваться в первой половиче XIX в. (О. Кочт). С. абсолютизирует роль науки в познании социальной действительности и решении вс