СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА

Найдено 1 определение
СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА
segmented labour market) - структурированные различия в общем уровне оплаты, перспективах карьеры, условиях труда, формальных требованиях к мастерству и статусу рабочих мест в пределах и между первичными и вторичными секторами рынка труда (см. Двойной рынок труда). Концепция сегментарности выработана экономистами по трудовым отношениям. Согласно ей, компании создали структуру внутреннего рынка труда, дифференцировавшую различные типы рабочих (см. Рынок труда). Социологическое применение данной модели привело к сегментарности компаний по всем отраслям промышленности, а также к сегментарности самих исследуемых компаний (Фридмэн, 1976). Центральное место в любом соображении о сегментарности занимает двоякая проблематика - мастерства и управления. Мастерство - это настолько же социально структурированное явление, как и совокупность знаний в сумме с физической ловкостью. Кроме того, способность поддержать претензии на квалифицированный статус в целом связана с относительно высоким уровнем автономии и контроля на рабочем месте. Сегментарность, следовательно, позволяет социологу дифференцировать группы рабочих с различных точек зрения: претензии на квалифицированный статус, профессиональной автономии, контроля. Социальное структурирование мастерства и профессионального статуса также означает, что ожидания рабочих ограничены социоисторическим прошлым. Так, белые рабочие мужского пола рассматривались как единственная общая категория ("кормильцы"), для которых были доступны в целом относительно высокая заработная плата, квалифицированный статус и перспективы карьеры. Напротив, женщинам и этническим группам рабочих потребовалось законодательство о равных возможностях, чтобы получить право даже на то, чтобы лишь претендовать на такую работу. Хотя сегментарность позволяет проводить более утонченные очертания в анализе рынков труда, чем дуалистичный подход, для социологических целей ей не хватает степени определенности, необходимой эмпирическому изучению конкретных рынков труда на региональном и местном уровнях (см. Местные рынки труда).

Источник: Большой толковый социологический словарь