Секта

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Секта
тип религиозной организации, стоящей особняком от общества.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Секта
sect). Религиозное течение, отошедшее от основного ортодоксального русла.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

СЕКТА

братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь ( В.Даль)

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Секта
религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества и требует «обращения» в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Секта
организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Секта
термин, получивший распространение в прошлом веке и означающий группу добровольных приверженцев религиозной или политической доктрины, которые отделяют себя от господствующей религии или политической идеологии. В социологии религии М.Вебера секты представляют собой первичные формы религиозной организации, членство в которых подразумевает соответствие некоторым личностным и моральным критериям.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СЕКТА
тип религиозной организации, возникающий в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характеризуются сравнительно небольшим числом последователей, добровольным постоянно контролируемым членством, изоляцией от других религиозных объединений и мирской жизни, претензией на исключительность установок и ценностей, “избранничество Божье”, оппозиционностью и непримиримостью к инакомыслящим, отсутствием деления на священнослужителей и мирян, провозглашением равенства членов организации.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

СЕКТА
от лат. secta - школа, учение) - англ. sect; нем. Sekte. 1. Неинституализированная сплоченная соц. группа, объединенная на добровольных началах верой в избранное учение; как правило, изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной организации, часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; настроениями избранничества; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов; отрицанием института священства.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Секта
(от лат. secta – школа, учение). Секта. Sect. 1. В протестантизме: религиозные группы, члены которых в основном выходцы из бедных слоев общества, часто с весьма эмоциональным богослужением и фундаменталистскими тенденциями в вероисповедании. 2. Религиозная группа, основанная на полном подчинении своих членов организации, отвергающая общество, в котором она находится, его культуру и доминирующую религию. Количественный рост числа сект, как правило, является показателем, с одной стороны, отхода определенной части прихожан от традиционных вероисповеданий, постепенно снижающих свое влияние на общество, а с другой – показателем латентно происходящих процессов секуляризации. В последнем случае это способ противостояния религии как формы общественного сознания, постепенному распространению и возрастанию степени доступности культуры широким массам. Функционирование многих наиболее устойчивых сект имеет тенденцию к превращению в деноминацию или церковь.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СЕКТА
SECT) Небольшая добровольная закрытая (exclusive) религиозная группа, требующая от своих последователей полного подчинения и подчеркивающая свое отделение от общества и отвержение его. Эти характеристики стали предметом серьезной полемики, в ходе которой социологами было выделено и исследовано множество подтипов. Однако социология религии по-прежнему сосредоточивается главным образом на типологии «церковь — секта». Утверждается, что, когда секты успешно рекрутируют новых членов, растут в размерах и усложняются, можно говорить об их приближении к деноминации, представляющей собой среднюю точку в континууме «церковь — секта». (Деноминация — это открытая (inclusive) религиозная организация с добровольным членством, терпимостью на уровне доктрин и профессиональным духовенством.) При этом религиозное рвение становится менее интенсивным, поскольку со временем членами секты становятся скорее по рождению, нежели вследствие обращения. Этот феномен часто обозначается как «проблема второго поколения», а весь процесс — как «деноминационализация». Хотя это справедливо в отношении так называемых «конверсионистских» сект (conversionist; англ. conversion — обращение), деноминационализация может быть не характерной для сект «гностических», не стремящихся к изменению мира посредством крупномасштабного процесса обращения. См. также: Культ; Секуляризация; Харизма; Церковь. Лит.: Wilson (1982)

Источник: Социологический словарь

СЕКТА
sect) - религиозное, а иногда и светское, социальное движение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши.
Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между "церквами" и "сектами" (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые - как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений.
Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста", направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический".
Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
5.11 мб

Деструктивная секта как "психологическая" тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструкти

Ильюк Е.В.
Существуют виктимные качества, повышающие риск быть вовлеченными в деструктивную секту, и отработанная методика вовлечения.
Читать PDF
282.79 кб

Саентология как тоталитарная секта

Схакумид Жанна Николаевна
Основная цель данной работы: дать развернутую характеристику сект саентологии, которая признана большинством стран мира как организация, представляющая угрозу непосредственно национальной безопасности государства, т.к.
Читать PDF
151.87 кб

К вопросу о проблеме использования термина "секта"

Артюхов Максим Николаевич
Статья рассматривает содержание понятия «секта», которое получает все более широкое распространение в социологии, юриспруденции, психологии и в других сферах для обозначения новых религиозных движений (НРД).
Читать PDF
1.73 мб

Секта: научная терминология или компрометация новых религиозных движений

Артюхов Максим Николаевич
Среди религиоведов нет единого мнения относительно терминологии новых религиозных движений (НРД), ведь этот термин охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии, и заканчивая общинны
Читать PDF
234.35 кб

Сектантство на Нижневолжском фронтире в XIX веке: секта пещерокопателей

Канатьева Наталья Сергеевна
Целью статьи является анализ обрядовой практики и внутреннего регламента секты пещерокопателей, действовавшей в середине XIX в. на Нижневолжском фронтире – Астраханской губернии.
Читать PDF
86.31 кб

Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке

Мишустина Е.Л.
Статья посвящена проблемам распространения сектантства на Кавказе, взаимоотношениям церкви, государства с теми социальными группами, которые откололись от официального православия.

Похожие термины:

  • СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ

    объединение религиозное, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Не существует однозначной этим